«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


С Юрием Сатаевым, директором Ильинской сельской школы, я сначала познакомилась по телефону.
- Хочу сделать свой прогноз по нашим олимпийским медалям, - раздался неторопливый, с чуть заметным местным говором мужской голос. - Только не подумайте, на победу не претендую, просто сейчас у себя в кабинете открыл вашу газету, прочитал интервью с Тягачевым и решил - дай-ка позвоню.
Тогда я даже не подумала, что увижу Юрия Николаевича вживую и что он станет героем моей статьи. Утром в редакцию получать обещанный Тягачевым спортивный костюм пришел настоящий русский богатырь - наверняка размер 60-й, сразу подумалось, и не ошиблась. Правда, после нескольких приветственных слов поняла: герой мой неразговорчив, привык больше работать, чем говорить, да кроме того, еще и застенчив и смущен свалившимся на него вниманием.
- Конечно же, я не ожидал, даже сначала испугался, услышав междугородный звонок, подумал, не случилось ли чего. И вдруг такой сюрприз. Жена обрадовалась, вы даже себе не представляете, сразу принялась причитать - говорила же я тебе, участвуй в конкурсах...
Уже после пяти минут разговора я поняла - передо мной настоящий уникум. Закончив Горьковский пединститут, историко-филологический факультет, Юрий Николаевич отправился работать по распределению в Сергачский район в деревню Рогановку, а через год перевелся в Володарский, в Ильино. И вот уже 18-й год на одном месте.
- В моей трудовой книжке только педстаж, другого нет, - признается Юрий Николаевич. - Знаете, вначале думал: проработаю положенные три года и буду искать лучшей доли, а потом привык, корни пустил.
Оказалось, у Сатаева трое ребятишек и все сыновья. Старшему Олегу - 8, Диме - 7, а самому младшему Мишке - седьмой месяц. Хотели, конечно, девочку, но сейчас - рады: получилось как в сказке - три богатыря...
- Жена Елена родилась здесь, в Ильино. Представляете, я ведь ее не хотел на работу брать. Она только что закончила Дзержинское педучилище и пришла проситься учительницей начальных классов. А у меня тогда только ставка продленки была. Правда, через три месяца Елена Алексеевна уже работала в Ильинской школе. Кстати, хоть Елена сейчас в декрете - продолжает учебу в Нижегородском университете, на историческом. Между прочим, мои родные места от Ильино тоже недалеко - я родом из Новой Березовки Сергачского района. Родители мои - простые селяне, но в роду были педагоги.

Главная забота - крыша
...Из 18 отработанных в школе лет 15 Юрий Николаевич директорствует. Ильино - поселок немаленький, около двух тысяч жителей, находится он в 60 километрах от Нижнего Новгорода, совсем рядом с железной дорогой. И потому большинство родителей подопечных Юрия Николаевича работают именно там. Когда-то был в Ильино и совхоз, да в трудные времена не выстоял - распался... В поселке, оказалось, останавливаются все поезда, даже скорые, а все потому, что тут расположились Гороховецкие военные лагеря.
- В общем, у нас военно-сельскохозяйственный поселок, - улыбаясь, подводит итог Юрий Николаевич, - и вряд ли стоит говорить, что мы находимся в глухомани, вдали от всех благ цивилизации. А места у нас, конечно, живописные: рукой подать до Клязьмы и Оки, леса кругом стоят...
...Школа Сатаева отметила в прошлом году 50-летний юбилей, и потому главная головная боль директора - крыша.
- Компьютеры компьютерами, а что делать, если с потолка капает, - разводит руками Сатаев, - компьютерный класс есть, пусть и не новые машины, но действуют, ребят на них учить можно, но сейчас мы его закрыли - то снег тает, то дождь льет. Пришлось машины, пока крышу не починим, перенести в безопасное место. А денег, которые нам выделяют, не хватает даже на косметический ремонт, не то чтобы капитальный. Решить эту проблему за счет родителей невозможно - у тех просто нет денег. Можете себе представить их доходы, если 3-4 тысячи для поселка - целое состояние... Да что там говорить, оборудование, технические средства, спортивный инвентарь - все устарело, требует обновления. У нас свое автономное теплоснабжение - своя котельная, но для ее работы нужны деньги...
Мимоходом я узнаю - в школе всего-навсего один новый компьютер, дали в конце прошлого года по президентской программе "Дети России". Почему один - непонятно. В школе учатся 200 ребят, причем классы все - с 1 по 11-й - не такие уж и маленькие. В 9-м, к примеру, 25 человек.
- Да у нас в районе 7 школ, и всем давали разное количество машин, - разводит руками в недоумении Юрий Николаевич. - Хотя учитель информатики у нас хороший, недавно курсы закончил по информационным технологиям.
- А этот единственный компьютер себе в кабинет поставите? - задаю провокационный вопрос.
- Зачем, пусть одиннадцатиклассники учатся, - отвечает Сатаев...
- Юрий Николаевич, вы наш постоянный читатель и потому знаете, какие баталии идут сейчас вокруг предстоящих перемен в школе. Но постановления и концепции - это одно, реальная жизнь намного сложнее. Скажите, сельская школа готова к профильному обучению, к единому государственному экзамену?
- Я лично не совсем представляю, как можно сделать профильной сельскую школу. Идея волостного учителя, разъезжающего по школам, кажется мне нереальной. Тем более что главная проблема материальная - оборудование, оснащение лабораторных, химических, физических кабинетов. Если же говорить об уровне наших педагогов, то я им доволен: из 23 человек - 18 имеют высшую категорию, некоторые ездят из города. Сейчас другое время, и на пальцах, без серьезной базы гения не вырастишь, хотя талантливые ребята, конечно, есть. В общем, что бы там ни говорили, но у сельского ученика шансы поступить в высшее учебное заведение очень невелики. На мой взгляд, сегодня трудно говорить о равных стартовых возможностях сельского и городского выпускника. И качество образования из-за отсутствия базы в селе ниже, а главное - кошельки у сельских родителей намного тоньше, чем у городских. Я, к примеру, не могу представить, чтобы сельский ребенок даже при удачном прохождении ЕГЭ мог поступить в престижный московский вуз, да что там о Москве говорить, даже в наш - нижегородский... И потому в последние пять лет у большинства ребят практически нет никакого интереса к учебе. Они просто не верят, что без денег, с одними знаниями можно попасть в вуз.
Основания для пессимизма у Сатаева есть, из прошлого выпуска из 18 ребят в высшие учебные заведения поступили только двое, четверо - в техникумы, трое пошли работать и девять человек оказались в ПУ.
- А как же удается увлекать ребят?
- Нас выручает настольный теннис: ребята играют в него и на переменах, и после уроков. А по вечерам в школьном спортзале дети занимаются вместе со своими родителями, даже учителя в последнее время стали туда наведываться - играют со своими воспитанниками в волейбол, футбол... В селе-то, кроме нас и клуба, никаких других культурных центров нет.
И потому я стопроцентно убежден - ни в коем случае нельзя закрывать школу на селе. Слышал я, конечно, про идеи оптимизации. Не стану возражать - деньги надо экономить, но село и так в лежачем положении, и если закрыть школу - жизнь в деревнях совсем угаснет. Мы не так давно пережили печальный опыт неперспективных деревень. А теперь что же получается - у нас появятся перспективные и неперспективные школы? Не согласен я и с тем, чтобы начальная школа переместилась домой к учителю. Во-первых, не такие у наших учительниц роскошные хоромы, чтобы ребятишки могли там учиться. А во-вторых, эта идея "школа - учительский дом" хороша, только если в селе всего двое-трое детей, а если их даже десяток, то начальную школу нужно сохранить во что бы то ни стало, не думая об экономии...
- Юрий Николаевич, сельские ребятишки более добрые, более отзывчивые. Проблем у вас хоть отбавляй, но зато вам наверняка не приходится сталкиваться с проблемой наркомании.
- Наркоманов, слава Богу, нет, но все остальные беды у нас такие, как и по всей России. У девяти наших подопечных нет родителей - у кого-то отец с матерью лишены родительских прав, а кто-то действительно круглый сирота. Так как рядом железная дорога, наши ребята постоянно видят беспризорников, которые попрошайничают по электричкам.

Ау, мужчины!
Вакансий у Сатаева нет, место вожатой не в счет. Только вот молодых мало, средний возраст - около 40. И, как и везде по всей нашей необъятной России, мужчины наперечет. Надежных, проверенных временем всего двое - сам Сатаев да трудовик. Остальные, парни до 27 лет, ездят сюда из города и считают дни, когда наконец-то можно уволиться, - призывной возраст минует.
- Знаете, я их не виню, вот историк у меня уже пятый год работает. Даже после повышения зарплата у него чуть больше тысячи, что там говорить, если у меня до декабрьского повышения со всеми надбавками было 2900, сейчас, правда, 4100.
А ведь как нужны мужики в школе, и ребята к нам тянутся. Нет, я согласен: женщины и старательнее, и добросовестнее. Но так хотелось бы нашим ученикам почаще видеть мужские лица: жизнь в школе была бы разнообразнее, атмосфера стала бы другой...
- А что, если кто-нибудь из сыновей захочет поступать в педагогический, отговаривать не станете?
- Наверное, я в душе неисправимый оптимист. И верю - со временем к учителю станут относиться по-другому, с уважением, которого он заслуживает... Надеюсь, мои сыновья доживут до этого. Между прочим, в селах оно до сих пор сохранилось. Правда, народ думает, что нам, учителям, стали платить бешеные деньги, не верят, что получаем все те же копейки. Наверное, сказывается работа СМИ: зарплату даже в 2 раза не подняли, а сколько об этом повышении было разговоров по радио и телевидению!
...В Москву Юрий Николаевич приехал на три дня. Заведующая роно с радостью отпустила: такие события случаются нечасто. Побродил по Красной площади, заглянул в магазины - купить подарки своим мальчишкам и жене, а на третий день уже тянет домой - в родную школу, к размеренной, неторопливой сельской жизни. Шикарный спортивный костюм, подаренный президентом Олимпийского комитета России Леонидом Тягачевым, собирается хранить как реликвию. Сам Юрий Николаевич, как оказалось, активным спортом не занимается, другое дело - посмотреть по телевизору футбол или хоккей. За зимней Олимпиадой они с женой следили по телевизору не отрываясь, переживали, что нашим в этот раз так не повезло.
- Кто его знает, может, хотя бы один из моих сыновей станет спортсменом. Ему и передам костюм, - говорит мне на прощание Юрий Николаевич...

Светлана РУДЕНКО

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru