«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Мы звенья одной цепи


Надежда Плотникова, внимательно посмотрев мне в глаза сказала: "А знаете, что мы считаем самым главным? У нас дети красивые".
Надежда Анатольевна - директор Кунгурской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с умственной отсталостью. И то, что она считает очень важным делом красоту своих учеников, это прежде всего - свидетельство профессионализма учителей и педагогов, работающих здесь. Ведь внешняя пригожесть чаще всего отражение внутренней жизни человека. И чем богаче эта жизнь, тем краше лицо. Так вот, сделать яркой и интересной жизнь детей, которых судьба так сильно обделила (среди них четверо с болезнью Дауна и двое с глубокой умственной отсталостью) - значит сделать ее радостной. Счастливые лица излучают свет.
Свою работу педагогический коллектив каждый год начинает одинаково - с реабилитации... родителей своих новеньких питомцев. Наверное, излишне говорить, какой шок испытывают мамы, которым психолого-медико-педагогическая комиссия выдает рекомендацию определить ребенка в специальную школу. Какими несчастными, подавленными, а подчас и просто раздавленными, сломленными переступают они порог школы в первый раз. Но... Проходит день, другой, месяц... И вот уже глаза мамы начинают смотреть на мир не так затравленно. Затем все спокойнее и спокойнее. И наконец, она улыбается. Ведь она видит: ее сыну там хорошо. Тем более что учителя каждый день рассказывают об очередном его успехе.
Сегодня в Кунгурской школе учатся ребята от 8 до 18 лет. В каждом классе по восемь или 12 детей. И с каждым из них работает социальный педагог Антонида Заика. Она учит детей всему, учит жить среди людей. Ее уроки - это не математика, не чтение, это уроки социальной бытовой ориентировки. Вот, например, тема "Транспорт". Антонида Степановна знакомит новичков со всеми его видами, но особенно с теми, которыми они пользуются. И если поначалу их привозят мамы или бабушки, то уже довольно скоро многие ребята могут сами добираться до школы. Педагог сначала объясняет, а затем играет с ними, проигрывает ситуации, которые могут сложиться в автобусе. Дети знают , как надо войти и выйти, что такое билет и зачем он нужен. Знают также, что надо уступить место старому человеку. Антонида Степановна всех своих учеников научила правилам гигиены. Она играла с ними в семью. Показывала, как надо правильно вести себя в столовой, на улице. Директор школы Надежда Плотникова отметила ее особую сосредоточенность на детях, предельную внимательность. Она замечает даже маленькие оттенки в их настроении. Ее душа барометр: вот Танечка грустит, а Алешка расшалился, возбужден. Она точно знает, как подойти к каждому ребенку, с какой интонацией заговорить, чем успокоить.
...Однажды Катя повернулась к ней как-то боком, наклонив голову в сторону. Антонида Степановна особенно тепло улыбнулась ей, погладила по волосам. Катя успокоилась... и тут Заика увидела у нее синяк под глазом. Она не стала расспрашивать девочку, но после уроков поспешила к ней домой. Так и есть! Родители запили, скандалят, машут руками. И на увещевание педагога - ноль внимания. Но в школе нет интерната. Что же делать? Антонида Степановна разыскала городской социальный приют и определила туда Катю на пару недель. Все это время она ходила в ее семью "воспитывать" родителей. И воспитала! Мамаша вся в слезах помчалась-таки в приют за дочерью. Должно быть, не навсегда они перевоспитались, но... Заика будет ходить в эту семью, пока Катя не закончит школу.
- А после? - спросила я директора Плотникову. - После-то школы кому будет нужна Катя да и другие ребята?
- Все верно! Коррекционная школа сегодня крайне нуждается в таком педагоге, который помогал бы выпускникам адаптироваться в жизни. Научил бы открывать нужные двери, разговаривать с чиновниками, помог бы устроиться на работу. Собирать документы и справки. Найти жилье. Иначе говоря, нужен социальный педагог-адаптатер.
- Охотно ли ваших выпускников берут на работу?
- Представьте себе - берут! Один наш парень, Федор, даже в ресторане работает - делает салаты. Девочки идут в парикмахеры. Есть выпускник - машину водит. Правда, это не профессия, купил свой автомобиль, но главное: он на это разрешение получил!
Непосредственно в самой школе вместе с образованием ребята получают и навыки некоторых профессий. Любовь Рогожникова разработала свою программу для детей с умственной отсталостью и обучает их обувному делу. Мальчишки и девчонки так ремонтируют тапочки, что и новые не понадобятся. Отличник образования Валентина Титова хозяйничает с девочками в швейной мастерской. Она научила их шить халаты, платья, постельное белье. Леонид Сесюнин закончил политехнический институт, Анатолий Еремеев скоро получит диплом педуниверситета, Татьяна Субботина - резчик по дереву. Все трое обучают ребят столярному делу. Татьяна Николаевна - настоящий художник. Талант. Все свое умение она отдает своим питомцам. Они участвуют в городских выставках детского творчества и даже завоевывают призовые места. Некоторые ученики уходят из школы в техническое училище, становятся столярами-станочниками.
Вообще резьба по дереву для ребят не только, не просто работа. Это одна из форм терапии. Лечение искусством общеизвестно. Дети становятся общительнее, раскованнее, легче открывают душу. Многие в школе замечательно рисуют, занимаются в кружке "Волшебная кисточка". Я видела выставку рисунков.
Особенно меня поразил "Кот". Это же надо так глубоко проникнуть в душу животного! Или так внимательно его наблюдать... Кот роскошный. Крупный. Нахальный. Этакий красавец-зверюга. По всему видать, хозяин в доме.
Многие ребята поют в школьном хоре, в ансамбле "Веселые нотки". Руководит всем этим учитель музыки Ольга Коптева.
Не меньшее место в жизни коррекционки занимает и трудотерапия. Ребята убирают в классах, чистят территорию вокруг школы. Кстати, здание ее знатное, известное во всей округе. В 1867 году здесь была городская управа. В советское время - горком комсомола. И вот теперь его отдали детям. Они съезжаются сюда не только со всего города, но и из нескольких близлежащих сел. Всех школа обеспечила бесплатно проездными билетами.
Летом дети постарше проходят трудовую практику. Вот, например, в прошлом году они отремонтировали овощехранилище. Продукты школа закупает у населения. Экологический отряд чистит берег местной реки Сылвы. За эту работу ребята получают зарплату по 210 рублей. Короче говоря, никто из воспитанников коррекционной школы не становится обузой семье.
Однажды в школу пришли американские миссионеры. Все люди здоровые. Бесед о религии не вели, подарили очень дорогие, по 800 рублей, мячи. Все девочки сразу же повлюблялись в Джона. Джон красивый, высокий, светловолосый. И веселый парнишка. Подошел к нему Алеша Крылов, тоже не лыком шит, хоть и нездоров - умеет шить, ремонтировать обувь. Встали они рядом, и все ахнули: как похожи!

...Все мы звенья одной цепи. И спасибо школе, которая это понимает.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Кунгур

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru