«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Стимулирующее действие
Дореволюционные педагоги учитывали и стимулирующее действие отметок, выставлялись еще "плюсы-минусы", и в результате получалась шкала с числом градаций больше десяти.
Статистические исследования показали, что разброс значений отметок достаточно большой только у учащихся, занимающихся преимущественно на "4". Слабые и сильные ученики имеют малый разброс отметок с дисперсией не более 0,16, среднеквадратичное отклонение реальных отметок от их среднего значения не превышает 0,4. Другими словами, количество градаций в отметочной шкале должно быть увеличено в 2,5 раза. Более точные расчеты показали, что для гуманитарных предметов желательна шкала, имеющая 8-10 градаций, а для точных предметов - с 10-12 градациями. Тех и других устроила бы шкала с 10 градациями.
Так, может быть, вернуться к дореволюционным "плюсам-минусам"?

Узаконенные заблуждения
В средних школах учитываются в основном текущие отметки, в вузах - тематические и экзаменационные. Следует ли задавать вопрос, что лучше? Оба варианта смешные.
В самом деле, с точки зрения теории памяти (по Р. Аткинсону) текущее повторение помогает запоминанию материала, тематическое - его систематизации. Стало быть, в школе старались запомнить материал, но не заботились о его упорядочении. В вузе было еще забавнее: не заботясь о запоминании материала, приводили его в систему.
Еще одно заблуждение связано со стремлением отказаться от отметок вовсе, заменить их словесными оценками. Особенно ретиво эта рекомендация навязывается начальной школе. Заметим, что Министерству образования этот вопрос не должен быть безразличен: исследования-то показывают, что начальную школу лучше заканчивают те дети, которым в первом классе отметки выставляли.

Индекс качества и прилежание
В пятом классе было 10 предметов, по восьми ученик имел высокие отметки. В шестом классе количество предметов увеличилось до 12, а количество высоких отметок у данного ученика - до 9. Лучше он стал заниматься или хуже? Частота проявления высоких отметок в первом случае составила ИК1 = 8 : 10 = 0,80, а во втором случае - ИК2 = 9 : 12 = 0,75. Очевидно ухудшение результатов. Частота проявления высоких отметок отображает степень реализации учебных возможностей ученика, а при равных организационных условиях - степень учебных способностей. Этот критерий (мы его называем индексом качества и обозначаем буквами ИК) приобретает особую важность для слабых учеников, для которых основная задача обучения связана не столько с приобретением и применением знаний, сколько с развитием учебных способностей.
Для слабых учеников важно усиление ИК или хотя бы его сохранение. Отношение П = ИК2/ИК1 зависит от прилежания ученика и может быть использовано для его количественной оценки.
Сложнее, но нужнее
C критериями для оценки успешности обучения коллективов - беда. Успеваемость оказывается для большинства классов слишком мягким критерием, так как почти все ученики не имеют неудовлетворительных четвертных отметок. Количество отличников - критерий довольно грубый, ведь их немного даже в сильных классах.
Неплохо работает в обычных классах критерий "качество обучения" (в распространенном понимании, то есть как процент хорошистов и отличников), но и он для слабых классов также оказывается довольно грубым, то есть при его использовании могут быть не замечены происшедшие небольшие изменения. Здесь снова уместен индекс качества, но уже рассчитанный для коллектива.
В одной из своих статей министр образования В.М.Филиппов упоминает важность такого критерия, как изменение качества обучения.
Здесь необходимо уточнение: речь идет об абсолютном изменении качества DК = К2 - К1 или об относительном? В опыте нашей экспериментально-технологической площадки используется критерий, характеризующий сохранность качества, "надежность обучения".
Н = К2 : К1.
Нетрудно видеть, что надежность обучения Н и абсолютное изменение качества DК функционально связаны друг с другом:
Н = К2 : К1 = (К1 + DК) : К1 = 1 + DК : К1
Заметим, что критерием "надежность обучения" пользоваться удобнее, а с точки зрения теории подобия и размерностей - целесообразнее.

Всеволод ЗАЙЦЕВ,
научный руководитель ЭТП "Преемственность"

От редакции

Конечно же, здесь рассмотрены далеко не все точки зрения. Мы приглашаем вас принять участие в обсуждении этой проблемы. Свои замечания и предложения присылайте на адрес "Учительской газеты" с пометкой "Дискуссия", а также на e-mail: friends@ug.ru.

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru