«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


Александром Зиминым, председателем Департамента образования Пермской области, мне удалось поговорить уже накануне отъезда, до поезда оставалось часа полтора, не больше, и было жаль практически на полуслове расставаться с интересным собеседником. Оказалось, Александр Леонидович закончил филологический факультет в Пермском педагогическом. А до этого успел поработать в поселке Усть-Нытва учителем истории. Потом его жизнь была больше связана с высшей школой: вначале ассистент в Пермском пединституте, потом аспирантура в Москве и работа в Читинском институте старшим преподавателем.
С 1991 по 2000 год Александр Леонидович был ректором Соликамского госпединститута, а в должности председателя департамента он совсем недавно - с февраля 2001 года...

Успела я также узнать, что любимый писатель Зимина - Владимир Маканин, жаль только, что сейчас работа отбирает практически все время и читать художественную литературу Александру Леонидовичу некогда...
- Александр Леонидович, в каждой области есть свои достижения. В чем, на ваш взгляд, вы преуспели?
- Для нас главное - доступность качественного образования, поэтому была создана система мониторинга качества на всех его уровнях - от детсада до вуза. Мы хорошо поняли одну простую истину - бессмысленно давать натянутые аттестаты. Нам удалось также сохранить стабильной всю нашу образовательную сеть, даже в самые трудные времена ни одно учебное заведение НПО и СПО не было закрыто.
Мы можем гордиться нашей патронатной службой, детские дома и интернаты не в состоянии дать ребенку семейное тепло и любовь. Поэтому мы стараемся, чтобы дети-сироты жили в семьях. Хотя в материальном плане ребенок в детском доме у нас не обижен - на каждого приходится по 4 тысячи рублей в месяц. Согласитесь, такой доход на одного человека в учительской семье немыслим.
Одно из наших серьезных достижений - региональные учебники - "География Пермской области", "Писатели Пермской области", хрестоматии "Родное Прикамье"...
- Как идет модернизация образования в вашей области, Александр Леонидович, и как лично вы относитесь к грядущим переменам?
- Сейчас прежде всего нужно задуматься о серьезном обновлении содержания образования, иначе идея 12-летки просто погибнет. Согласитесь, можно сделать обучение и 28-летним, ведь еще ни один учитель-предметник не сказал, что у него много часов. А сколько предметов "стучатся" в школы - экономика, политология, социология. Поэтому особый упор мы делаем на профильность обучения. До 10-11-го класса вполне достаточно дать химические, физические и прочие представления.
Да, еще одно из важнейших наших приоритетов - это использование информационных технологий. В Пермском региональном институте педагогических информационных технологий 90 процентов слушателей - учителя-предметники. Им особенно важно знать, что такое информационные технологии и как их использовать на своем уроке. Ученые нашего ПГТУ создали электронные учебники, на них, кстати, написано - подлежат распространению только на территории Пермской области. Я убежден - электронные информационные средства могут порою помочь учителю, тому, кто отстал. Знаете, когда говорят, что компьютер заменит учителя - это невероятная глупость, компьютеризация школы предполагает наличие сильного учителя, и его роль только увеличится с наличием компьютера. И при этом компьютер не только его помощник, но и мощный стимул, заставляющий повышать свой уровень. Ведь если раньше ученик вынужден был учителю верить на слово, то теперь всегда сможет его проверить с помощью компьютера.
- Александр Леонидович, 63 процента ваших школ - сельские. Как будет идти там профилизация? Какова ваша позиция: маленькие сельские школы закрывать или не закрывать?
- Организовать качественный учебный процесс в огромном количестве сельских школ мы сейчас просто не в силах, для этого нужны кадры, помещения, спортзалы, медиатеки, актовые залы, оборудование. Все это изрядно обветшало, так как долгое время просто не было денег обновлять. Поэтому идет оптимизация сети всех образовательных учреждений в Пермской области. И тут может быть два варианта - либо закрыть школу, либо сделать ее структурным подразделением другой большой школы, то есть мы делаем большую базовую школу, куда и переводим 10-11-е классы. Тем более мы не сможем обеспечить профилизацию в каждой сельской школе, даже в городских это не везде получается. Возможно, в селах мы перейдем к идее так называемого волостного учителя - педагог будет ездить по селам, работать в каждом по два-три дня, в это время упор будет делаться на его предметы.
- А как быть с начальной школой? Неужели малышам нужно будет за 10-15 километров ездить в любую погоду?
- Тут я с вами согласен: начальную школу мы должны как можно дольше сохранять. Но давайте реально посмотрим на вещи - начальная школа - это один учитель. Он либо есть, либо его нет. В концепции модернизации российского образования есть очень хорошая идея: школа - учительский дом. Зачем нужно здание школы, если в ней всего три ребенка: один в первом классе, другой во втором и в третьем. Дети могут приходить к учителю домой и там заниматься. При этом учитель получает полностью всю заработную плату, необходимые канцелярские товары, компьютер. А теперь подумайте, сколько денег мы тратим на коммуналку в школе. Даже если там один ученик, кроме учительницы, есть еще уборщица, а у нее тоже хоть и мизерная, но зарплата. Оптимизация предполагает, что мы должны сделать такую гибкую систему, когда за качество отвечает не чиновник, не управление образования, а конкретный директор школы. И именно он определяет, какую школу нужно закрывать. С подвозом ребят проблем не должно быть, у нас должна заработать подпрограмма "Школьный автобус".
- Александр Леонидович, в вашей области не так давно принят закон "Об образовании". Вы были в чем-то недовольны федеральным?
- Мы рады, что у нас появился свой закон "Об образовании Пермской области" по одной простой причине - мы уточнили в нем некоторые общие позиции федерального закона конкретно для Пермской области, ведь у нас есть национальные татаро-башкирские районы, а два района приравнены по своим условиям к северным. Одно из важнейших наших направлений - превалирование воспитания над обучением. Особое внимание уделяем патронатным семьям. Кроме того, с 1 января 2002 года введена в силу 32-я статья. В ней идет речь о дополнительном материальном обеспечении педработников. Молодые специалисты при поступлении на работу отныне получают пособие в размере восьми должностных окладов, а все учителя, уходящие на пенсию, - пособие в размере трех должностных окладов. Те, кто удостоен государственных наград, каждый месяц имеют 25-процентную надбавку, за отраслевую награду 15-процентную. На четверть к ставке увеличится и зарплата педагогов, аттестованных на высшую категорию.
- Извечная проблема для руководителей Департамента образования - кадровая. А как у вас обстоят дела?
- Ситуация с кадрами у нас, и к счастью, и к сожалению, стабильная. Но именно эта стабильность приводит к их колоссальному старению. Не хватает, как и везде, учителей английского, выпускники инязов, как по волшебству, где-то растворяются, не доходя до школы. Мы пытаемся этот процесс регулировать, но вы знаете: родители настроены на изучение в основном английского, а не, скажем, немецкого или французского.
- А что с молодежью, не идут в школы?
- Основные наши поставщики педкадров - Пермский классический университет и Пермский педуниверситет, а также Соликамский пединститут. В общем, из вузов до школы доходят 50, а иногда и меньше процентов. Но у нас сохранились еще 10 педучилищ и колледжей по области, оттуда учителями идут 90 процентов. Кроме того, 447 ребят из села, поступая на первый курс, заключают договор, по нему они обязаны вернуться в свои родные места. Они поступают по целевому конкурсу. С городскими ребятами им все-таки тяжело тягаться.

Светлана Руденко
Пермь

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru