«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


В Икшанскую воспитательную колонию для несовершеннолетних правонарушителей попадают те, кто не поладил с законом и был пойман с поличным в Москве или ее окрестностях. Здесь их стригут под "машинку", переодевают в форму и усаживают за парты - многие, кстати, только тут и узнают, что такое школа. Дает о себе знать и близость к столице: а значит, постоянные разной высоты делегации, комиссии, проверки. Некоторые приезжают что-нибудь найти и в чем-нибудь уличить, другие - чем-нибудь помочь. Федерация Интернет Образования никого и ни в чем уличать не собиралась. Просто с ее появлением здесь многое изменилось.

Нет, колючая проволока осталась на месте, и охрана не сделалась ни на йоту любезнее. Но в Икшанской колонии, впервые за всю историю российской тюрьмы, появился свой собственный учебный интернет-класс с пятнадцатью новенькими компьютерами, мощными машинами для преподавателя и системного администратора и прочей техникой: сканером, принтером, мультимедийным проектором и двумя web-камерами. Впрочем, обо всем по порядку.
... На будущий год Икшанская колония отмечает столетний юбилей: в начале ХХ века это был приют для беспризорников, превратившийся в тюрьму уже в советское время. Обычно тут наставляют "на путь истинный" около шестисот несовершеннолетних преступников, сейчас их, правда, в два раза меньше, но не оттого, что стали меньше хулиганить, воровать, убивать и насиловать: просто в ноябре минувшего года случилась амнистия, выпустившая на свободу 250 человек. Руководство колонии напрасных иллюзий не питает, ведь практика показывает, что большинство отпущенных, как правило, рано или поздно возвращаются за решетку. Так что теперешнее "запустение" - это всего лишь вопрос времени. Говорят, после того, как колонии перекочевали под крыло Министерства юстиции, статистику "возвращений" вести перестали. Но и от неофициальных цифр (которые, как известно, куда правдивее официальных) веселье небольшое: "порезвившись" на свободе, в зону возвращаются до 80% преступников. Ведь только 5% от общего числа заключенных - ребята из нормальных, благополучных семей, угодившие сюда только лишь по молодости да по глупости, и после вспоминают свои "приключения" как страшный сон и ни за какие коврижки не согласятся пойти на них еще раз.
"Прививают вкус" к мирной, добропорядочной жизни здесь старыми, дедовскими, вполне безобидными способами: учебой да общественно полезным трудом.
Здешние производственные мастерские - место для отдельного паломничества. Есть в Икшанской колонии собственный свинарник (по слухам, работают тут в основном насильники), в котором ребята отвечают абсолютно за все - за кормежку, уборку и даже роды у питомиц сами принимают.
В деревообрабатывающем цеху строгают рамы для картин, всяческую хозяйственную утварь, безделушки, но основная статья дохода - гробы. В литейный цех пускают лишь тех, кому уже стукнуло восемнадцать. Несмотря на то что официально колония работает только с несовершеннолетними, местное начальство имеет право "поощрять" своих воспитанников за хорошую учебу или поведение - не отправлять во взрослую зону до 21 года.
Школой своей икшанское руководство гордится. По словам Олега Номината, заместителя начальника колонии, абы каких учителей сюда не берут, напротив, практически все - с высшей категорией. Недостатка в педагогических кадрах нет, не было и в ближайшее время не предвидится за "континент" учителя получают приличную надбавку. Но и результаты, говорят, случаются неплохие: в прошлом году, например, восемнадцать особо "продвинутых" выпускников даже поступили в вузы, правда, по понятным причинам, лишь на заочное отделение.
Впрочем, не стоит, наверное, утверждать, что учителя - все до единого - работают в колонии исключительно ради денег. Есть и те, кто искренне, по-детски восторженно верит в то, что их ученики - народ не совсем уж пропащий и нужно всего лишь найти и повернуть нужный рычажок, чтобы они вновь стали нормальными людьми. Недавно команда таких вот местных энтузиастов прошла стажировку в Новгородском центре Федерации Интернет Образования. Вернулись сами не свои от восторга: во-первых, за время учебы успели создать официальный сайт Икшанской колонии, во-вторых, поняли, что интернет и все связанные с ним технологии - это сила, способная перекроить любое сознание, даже такое, не совсем здоровое, как у их учеников. Вскоре между Икшанской колонией и Федерацией Интернет Образования начались переговоры, в результате которых в двух отремонтированных классах и появилась вся вышеупомянутая волшебная техника.
На презентацию Учебно-информационного центра съехались "сливки" образовательного, "исправительного" и финансового общества. Компания получилась внушительная: Михаил Ходорковский, председатель правления нефтяной компании "Юкос", основательницы ФИО, ответственный секретарь ФИО Сергей Монахов, первый заместитель министра образования Александр Киселев, заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ Александр Волох, депутат Госдумы Елена Мизулина, кинорежиссер, а по совместительству - руководитель молодежных программ ФИО Юрий Грымов.
Когда все приличествующие случаю ритуалы - обязательная экскурсия по школе и непременное перерезание красной ленточки - остались позади, хозяева рассказали, что заниматься в новеньком классе будут не только ребята (их будут пускать сюда на уроки информатики не чаще двух раз в неделю), но и сами сотрудники колонии. Ведутся очередные переговоры с Московским психолого-социальным университетом, и вполне возможно, что и дети, и оставшиеся по тем или иным причинам без диплома взрослые вскоре смогут получать там дистанционное образование. Пока взрослые общались, за компьютеры, наверное для наглядности, посадили нескольких подростков, которые тут же, с ходу, без всякой посторонней помощи, принялись "бродить" с сайта на сайт. Оказалось, что в "прошлой" жизни они были неплохо знакомы с интернетом, имели к нему постоянный доступ. На вопрос, какие сайты и программы их интересовали бы, дай им полную "виртуальную" волю, все без исключения ответили, что единственная стоящая штука, которую вообще можно найти в Сети - это компьютерные игры. Некоторым, правда, нужна еще электронная почта, чтобы писать письма "на волю". Вначале, когда идея открытия Учебно-информационного центра еще только обсуждалась, ребятам действительно хотели позволить открывать собственные электронные почтовые ящики. Письма приходили бы на общий сервер, подвергались положенной цензуре и в случае полной безобидности и отсутствия "крамолы", отправлялись бы на "большую землю". Но потом идею эту забраковали: дороговато, мол, выходит.
Потом начались речи. Красивее всех говорили Ходорковский и Грымов: первый оперировал фантастическими цифрами, уверяя слушателей, что любой образованный человек в состоянии зарабатывать до трех миллионов долларов в год и они, воспитанники колонии, получив собственный интернет-класс, уже встали на первую ступеньку, ведущую к этим вожделенным доходам. Грымов же, со свойственным художникам романтизмом и оптимизмом, заверил ребят, что право на ошибку имеет каждый, а интернет обязательно вернет им радость жизни и веру в будущее.
Наверное, правы те, кто считает, что, если выбирать, куда поставить компьютерный класс - в сельскую школу или колонию для несовершеннолетних, нужно остановиться на колонии. Ибо если есть хоть один шанс из ста, что эти машины действительно помогут хоть кому-то прозреть, а компьютерный пароль станет паролем, ключом к новой жизни, к новому взгляду на вещи - за этот шанс надо хвататься. Остается надеяться, что преподаватели не подведут и действительно будут подпускать ребят к новеньким компьютерам хотя бы два раза в неделю...

Анна ХРУСТАЛЕВА
Икша,
Московская область

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru