«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Вид изложения придется выбирать


Министерством образования был издан приказ от 19.02.2002 N 517
О проведении экспериментального письменного экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2001/2002 учебном году.

Методическое письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации
N180/13-13 от 28.02.2002

В 2000/2001 учебном году Министерством образования Российской Федерации в целях совершенствования формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов был проведен экспериментальный письменный экзамен по литературе для выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений. Экспериментальный экзамен был направлен на проверку возможности использования при итоговой аттестации наряду с сочинением такой формы, как изложение с творческим заданием, а также на поиск иных новых форм итоговой аттестации выпускников 11-х классов. Право выбора формы экзамена - сочинение или изложение с творческим заданием - согласно условиям проведения эксперимента предоставлялось выпускникам.
В эксперименте приняли участие 76 регионов Российской Федерации. Органами управления образованием, а также Экспертно-аналитическим центром были обобщены и проанализированы отчеты учителей 2273 образовательных учреждений. Экспериментом были охвачены более четырех тысяч учителей и 100 тысяч выпускников. Широкомасштабный эксперимент позволил выявить мнения учителей России по важнейшим вопросам итоговой аттестации по литературе. Большинство участников эксперимента (80%) высказались за продолжение эксперимента.
Министерство образования Российской Федерации считает целесообразным продолжить эксперимент в текущем учебном году. В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации N 517 от 19.02. 2002г. "О проведении экспериментального письменного экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2001/2002 учебном году" в ряде общеобразовательных учреждений, определенных органами управления образованием субъектов Российской Федерации, предусмотрены две альтернативные формы итогового контроля. Выпускникам школ, участвующим в эксперименте, будет предоставлено право выбора формы экзамена: сочинение или изложение с творческим заданием.
Органы управления образованием, подтвердившие до 15 марта 2002 года свое участие в эксперименте, определяют количество образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, учитывая следующие пожелания:
- целесообразно в эксперимент включать не более 10% общеобразовательных учреждений от общего числа в регионе;
- желательно, чтобы в эксперименте приняли участие как городские школы, так и сельские однокомплектные и многокомплектные;
- сельские однокомплектные школы, вводимые в эксперимент, не должны составлять более 20% от общего числа школ, участвующих в эксперименте.
В эксперимент этого года вносятся изменения с учетом результатов, полученных в ходе эксперимента прошлого года. Во-первых, в текущем учебном году выпускники, избравшие изложение с творческим заданием в качестве формы государственной (итоговой) аттестации, будут сдавать экзамен в сроки, указанные в Методическом письме от 21.01.2002 N 54/13-13. Таким образом, по условиям эксперимента этого года выпускникам не будет предоставлена возможность повторной сдачи экзамена. Во-вторых, в текущем учебном году учащимся будет предоставлено право писать как подробное, так и сжатое изложение.

Содержание и формы экспериментального экзамена
1. Выпускники этого года могут выбрать один из двух видов изложения: подробное или сжатое.
2. На экзамене выпускнику может быть предложен для изложения (подробного или сжатого) эпизод из прозаического произведения, входящего в "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования", или фрагмент критической статьи. Фрагменты художественных текстов или критических, а также литературоведческих статей относятся по преимуществу к тексту повествовательного типа или тексту-рассуждению. Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель.
3. Творческое задание к текстам первого типа (эпизод) по форме представляет собой проблемный вопрос, связанный с содержанием не только предъявленного фрагмента, но всего произведения в целом. Творческое задание к тексту второго типа (фрагмент критической статьи) потребует от учащегося развить, конкретизировать положения критической или литературоведческой работы, а также высказать свою точку зрения по проблеме.
4. Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением стилистики автора.
5. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, ученики проявляют важные коммуникативные способности, связанные с умением информативно перерабатывать текст, исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. Кроме того, сжатая запись текста высвобождает время на экзамене для работы над творческим заданием. При написании сжатого изложения перед выпускником не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен найти типичные для автора речевые средства выражения, передать колорит исходного текста, использовать авторские ключевые слова и словосочетания. При этом степень сжатия исходного текста может быть различной (сжатие на 1/2 или на 1/3), она оговаривается учителем. Сжатое изложение может быть как самостоятельной частью экзаменационной работы, так и органичной частью творческого задания. В первом случае оно отделяется от творческой части отступом и может оцениваться отдельной отметкой, во втором - изложение включается в общую канву ответа на вопрос и не оценивается отдельной отметкой, так как текст воспринимается как целое. Второй вариант соответствует высокому уровню подготовки выпускника по предмету.

Порядок проведения экспериментального экзамена
1. Выбор формы экзамена (изложение с творческим заданием или сочинение) осуществляется выпускником самостоятельно.
2. В отличие от эксперимента прошлого года выпускникам не предоставляется возможность повторной сдачи экзамена в форме традиционного сочинения.
3. При организации экзамена следует учесть, что для его проведения потребуются разные классные комнаты - для тех, кто будет писать сочинение, и для тех, кто будет писать изложение с творческим заданием.
4. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске. Кроме того, на доске записываются имена собственные из текста.
5. Наличие плана в чистовике не является обязательным требованием.
6. Выпускник должен сделать помету на полях в правом верхнем углу в начале работы, какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал. Это определит подходы к критериям оценки ученической работы.
7. Предложенный для изложения текст, как правило, читается дважды. Однако, принимая во внимание экспериментальный характер экзамена, возможно по необходимости и третье прочтение текста. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий учащимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе прочтение фрагмента должно быть медленным, позволяющим выпускнику зафиксировать главные смысловые опоры, завершающее чтение вновь дается в обычном темпе.
8. На изложение с творческим заданием отводится не более 6 часов.
9. По мере необходимости учащиеся могут пользоваться на экзамене различными лингвистическими словарями. При написании изложения по фрагменту критической статьи учащимся предоставляется право обращаться к тексту художественного произведения.
Оценка изложения с творческим
заданием
1. Учителю предлагаются на выбор две формы оценивания изложения с творческим заданием. Первая предполагает оценивание экзаменационной работы двумя отметками: одна ставится за содержание работы в целом, другая - за орфографическую и пунктуационную грамотность. Вторая форма оценивания предполагает выставление трех отметок: первая - за содержание изложения; вторая - за творческое задание; третья - за грамотность всей работы. Содержание изложения и грамотность проверяются в соответствии с действующими "Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку".
2. При оценке изложения необходимо учитывать полноту изложения исходного текста (подробное изложение) или точность воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое изложение), а также достоверность высказывания (отсутствие фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исходного текста), последовательность изложения (отсутствие неоправданных повторов мысли, нарушение логики), речевое оформление.
3. При оценке творческого задания проверяется знание учащимися содержания художественного произведения, владение теоретико-литературными понятиями, умение дать аргументированный ответ на проблемный вопрос.
4. При выставлении оценки за экзаменационную работу приоритет сохраняется за оценкой, поставленной за творческую часть экзаменационной работы, что отражает специфику экзамена по литературе.
5. Итоговая оценка по литературе выставляется с учетом одной отметки или двух отметок за содержание изложения с творческим заданием (в зависимости от того, какой формой оценивания воспользовался учитель) и годовой отметки.

Анализ результатов эксперимента
Методика анализа результатов экспериментального письменного экзамена по литературе разработана Экспертно-аналитическим центром Министерства образования Российской Федерации и направляется в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Список рекомендуемой литературы

Добромослов В.А. Изложения и сочинения в школе. М.: Ленинград, 1960.
Ивченков П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1995.
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М.: Просвещение, 1984.
Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1998.
Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя. /Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., М.: Просвещение. 1991.
Методическое письмо МО РФ от 22.05.96 N 478/11 "Изложение с элементами сочинения - аттестационная форма контроля".
Методика обучения изложению, а также его проведения подробно описана в методической литературе (см. работы Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, М.Т.Баранова, Т.А.Новожиловой, Т.М. Фалиной).

Руководитель департамента А.В. Баранников

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru