«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Сижу на приеме у психолога, наблюдаю. Один за другим идут в этот кабинет родители, ведут детей школьного возраста. И понимаю, что проблема у них, в общем-то, одна - уроки, успеваемость. Сколько слез пролито из-за них детьми, сколько нервов истрепано взрослыми! Но - попробуем привести жалобы в порядок, проанализировать и пронумеровать, что ли...
Прочитайте о них. И, возможно, у вас появится желание поговорить об этом с родителями своих учеников.

Итак, жалоба номер один: "Невозможно засадить сына за уроки". Мама плачет: "Когда в школу поступал, учителя говорили, что он способный мальчик. А сейчас только задачник по математике откроет - сразу лицо тупое и глаза стеклянные". Отец вторит: "Элементарных вещей не знает!" И к психологу поступает вполне вроде бы закономерный вопрос: "Как воспитать в ребенке чувство ответственности?"
Но любое лекарство, в том числе психологическое, можно прописать, только правильно установив диагноз. А это не так уж и просто. Проблема в том, что большинство родителей считают, будто в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую этот же "ленивый" ребенок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду и даже пол, пылесосит квартиру, лепит пирожки... Выходит, дело не в природной лени, а в чем-то другом? Да. Чаще всего за подобной "псевдоленью", рассказывает психолог Татьяна Львова, скрывается панический страх неудачи.
Иные дети, наоборот, от страха затормаживаются, частично или полностью отключаясь от происходящего. Их вид сбивает с толку пап и мам, но только не хорошего специалиста. Вид у детей бывает почти безмятежный, родители приходят в бешенство, им кажется, что ребенку на все наплевать: и на оценки, и на замечания учителей, и даже на их крики! На самом же деле бедное чадо глубоко травмировано своими школьными неудачами. Только выражается это не столь откровенно, как у детей, которые плачут из-за двоек. "И если эту травму не устранить, - делает вывод Татьяна, - у мальчика или девочки может развиться невроз, чреватый самыми различными психосоматическими заболеваниями".
Поэтому родителям следует не задаваться роковым вопросом "Как научить ребенка ответственности?", а запастись терпением и помогать сыну или дочери готовить уроки. Да-да! Даже в том случае, оказывается, если вы полагаете, что ребенок вполне способен заниматься самостоятельно. Опытный психолог знает, что, как только ребята смогут управляться без помощи пап и мам, они непременно от нее сами откажутся! Ибо всем детям доставляет огромную радость сознание, что они наконец "и сами с усами". И никому не нравится чувствовать себя недотепой и неумейкой.
Проблема номер два: "Как усадить за уроки "капризных" детей?".
Перед нами девятилетний Сеня. Ему грозят исключением из школы. А маме кажется, что он абсолютно к этому равнодушен. И правда, с лица мальчика не сходит улыбка! Выясняется, что Сеня улыбается всегда: и когда его ругают, и когда он просиживает перед телевизором. Только при виде папиного ремня Сеня моментально серьезнел. Увы! Ненадолго. Неужели такой неизлечимо "капризный"?
Однако именно эта застывшая, словно приклеенная, улыбка и служит психологу сигналом Сениного неблагополучия. Его лицо не походит на лицо живого мальчика. Это маска, под которой скрывается... Вы угадали правильно: все тот же детский страх. Когда поговорили с родителями, выяснилось, что в первом классе Сене с большим трудом давалось письмо. Делая уроки, он развозил в тетради жуткую грязь. А мама, у которой тогда случились неприятности на работе, раздражалась на него, кричала и несколько раз даже отхлестала его тетрадкой по щекам. Мама-то почти не придала значения тому случаю, почти забыла его. А вот Сеня не забыл. В результате уже при одном упоминании о том, что пора делать уроки, ребенок впадает в ступор. А маме кажется: "все капризничает".
Еще одна распространенная причина отказа делать уроки - это желание ребенка привлечь к себе внимание взрослых. Обычно возникает у детей, склонных к демонстрации своих чувств. Эти дети очень зависимы от родителей и повышенно нуждаются во внимании и ласке. Правда, в силу своего характера не выражают эмоции прямо, а начинают упрямиться и вести себя вызывающе. Но виноваты ли они в этом? Виноваты ли они в том, что таким детям не хватает родительского тепла? Что они чувствуют себя одинокими и знают, что их школьная неуспеваемость - едва ли не единственный способ вызвать беспокойство любимых взрослых?
- Когда все нормально, - честно признался Татьяне один мальчик, - мама меня не замечает. Я понимаю: у нее много дел...
Но сама мама его не понимает и формулирует свои претензии к сыну так: "Не садится днем за уроки. Дожидается моего прихода с работы, а потом целый вечер "тянет резину", не давая мне ни минуты покоя!"
В общем, "кошмарный подросток", на которого не действуют ни угрозы, ни наказания. Да они и не могут быть эффективными. Ведь, по сути, ребенка наказывают за его жажду любви! Поэтому прежде всего психолог советует этой маме окружить сына заботой. Даже если ей кажется, что он и без того с лихвой ее получает. В конце концов у разных людей разная потребность в ласке!
Как же вести себя с подобным ребенком? Как его защитить? Просто, когда он делает уроки, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее. Потому что - очень важный момент! - этим детям нужна не столько реальная помощь в уроках, сколько открытое выражение родительских чувств. Посему главное - не раздражаться на просьбы детей о помощи и не считать потерянным проведенное с ними время. Кто знает? Может быть, именно эти мгновения и запомнятся им на всю жизнь как нечто самое важное и самое драгоценное!
Существует ли профилактика "пофигизма"? Существует, утверждает Татьяна Львова. Еще перед поступлением в школу надо внушить ребенку, что уроки - это его дело. Ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой, а для себя.
Родителям первоклассников обычно кажется, что, если детям по сто раз не напоминать про домашние уроки, они все на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов обычно трепетно относятся ко всему, что связано со школой. И признаться перед всеми, что ты не выучил урок, им гораздо страшнее, чем восьмиклассникам. У них нет бравады неуспехом и ленью. Поэтому будет правильно, если они почувствуют последствия собственной безответственности, если таковую проявят. Идут назавтра в школу с невыполненными упражнениями или с нерешенной задачей. Это гораздо полезней, чем полдня трепать себе нервы, умоляя чадо сесть за письменный стол, создавая у него впечатление, будто бы он работает исключительно ради вашего спокойствия. Здесь, оказывается, надо жестко придерживаться принципа: домашние задания - дело ребенка и он волен выбирать, готовить их или нет.
Однако, если он все-таки получил за свое разгильдяйство двойку, следует лишить его каких-то важных жизненных благ. Тогда-то он и сделает выбор в пользу работы. И все же в начальных классах нужно контролировать качество выполнения домашних заданий. Если ребенок устраивает в тетради мазню, имеет смысл предложить ему сперва сделать уроки в черновике. Он бунтует? Это понятно. Кому охота выполнять двойную работу? Тогда следует предложить ребенку выбор: пишет аккуратно - переписывать не придется. Ну а наляпает ошибок - не обессудь. В иных случаях не надо бояться скандала! Поняв, что вы непреклонны, ребенок возьмется за ум. В общем, прежде чем принять решение, как заставить ребенка добросовестно делать уроки, поймите, что представляет собой ваш сын или дочь. Важно еще и настроить на то, чтобы они внимательно слушали объяснения учителя. В этом случае им меньше придется работать дома. Обязательно надо дать детям возможность отдохнуть после школы. И не полчаса-час, как делают многие мамы, а хотя бы часа два с половиной - три.
Конечно, то, что многие детские переживания связаны со школой, вполне объяснимо. Однако представьте себя на месте вашего ученика или собственных ребятишек. У вас что-то не ладится на работе, дома вы хотите отдохнуть от тяжелых мыслей о неудачах, а вас принимаются пилить близкие: "Сам во всем виноват! Надо было лучше, добросовестнее трудиться!" Разве после этого вы не возненавидите их и свою работу?
А ребенок, в отличие от вас, даже самовольно поменять школу не может. Поэтому от своих неудач с уроками и оценками он может заболеть, и тяжело. Или же начать "сачковать". Оказывается, надо поступать в иных случаях наоборот и внушать сыну или дочери, что на школе свет клином не сошелся. Что в его жизни есть много другого, не менее ценного. И что многие великие люди учились отнюдь не лучше! А в люди вышли! Тут успокоить, расслабить необходимо. Нервозностью все равно успехов не добьешься. Дети гораздо быстрее преодолевают психологические трудности, если их внимание отвлечено чем-то другим и хорошим.
Поэтому крайне важно создавать у ребенка впечатление, что он продвигается вперед. Пусть даже иллюзорное! Ребенок поверит в свои силы, и произойдет прорыв. Главное - никогда и ни при каких неудачах и проблемах не теряйте контакта со своими детьми. И учениками, конечно, тоже!

Кристина САНДАЛОВА

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru