«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


История золота - это история цивилизации. За право владеть им велись кровопролитные войны, уничтожались целые государства и народы.

Золото - чуткий барометр международной экономики. Его курс четко фиксирует периоды спадов и подъемов экономического развития. В настоящее время мир приближается к определенному спаду в золотодобыче. Энергично уничтожаются легкодоступные месторождения.
Активно разрабатываются богатые руды глубинных месторождений, золотодобытчики проникли до глубин 3500 м (Индия) и почти до 4300 м (ЮАР).
Мировая добыча золота пока сохраняет тенденцию роста, достигнув в 1999 г. рекордного уровня 2433 т. Но, по прогнозам аналитиков, это продлится не дольше 2002 г.
Вот уже 50 лет неизменным лидером этой отрасли является ЮАР. Здесь получают почти половину (47%) добываемого золота в мире. А за 100 лет его добыто более 45 тыс. т. Все остальные страны и даже континенты - КАЛИФЫ НА ЧАС. Они вспыхивают ярким пламенем золотой лихорадки лишь на короткий исторический момент.
Россия же продолжает терять свои позиции. ПОЧЕМУ? Почему стрелки чувствительного барометра испытывают не только колебания, но и отклоняются в обратную сторону?
Для экономики России золото по-прежнему имеет большое значение. За 1991-1999 гг. его производство, хотя и сократившееся, составило более 1200 т. (12 млрд. руб.). Но в то же время в результате спада производства на 30% Россия недополучила 2,5 млрд. руб.
По внутреннему потреблению золота на душу населения Россия в мировом рейтинге занимает 30-е место. ПОЧЕМУ? В чем причина? (Предполагаемый ответ: общее падение производства, несовершенство законодательства, низкий жизненный уровень).
В процессе урока мы с вами рассмотрим:
1. Место России в мировой золотодобывающей промышленности.
2. Причины спада в российской золотодобывающей отрасли.
3. Ресурсы и перспективы развития золоторудных месторождений нашей страны.
Для того чтобы выявить основные причины спада добычи золота, проведем исследование минерально-сырьевой базы.
Чтобы острее почувствовать разницу в мировом масштабе, проведем анализ статистических данных мировой добычи золота (без России).
1. Построим цилиндрические диаграммы с 1580 по 1912 г. (См. схему 1).
2. Построим цилиндрические диаграммы с 1912 по 1998 г. (См. схему 2).

 

Вывод. Анализируя диаграммы, можно сделать вывод, что мировая добыча золота на протяжении почти 4 веков постоянно испытывала колебания. Наибольший спад в добыче наблюдался в 1830 г., 1902 г. Периоды подъема экономического развития отражают рост добычи золота.
В последнее столетие рост добычи золота не отличался высокими темпами, хотя показатели достаточно солидны.


А каково же положение золотодобычи в России?
Сначала - небольшой ликбез по горному делу.
В природе золото встречается в коренных (рудных) и россыпных месторождениях.
1. Коренные представлены жилами и системами жил, рудные тела приурочены к рекам дробления и рассланцевания пород.
Наиболее крупная жильная зона "Колар" в Индии длиной 20 км, мощностью 1,2 м, до глубины 3,2 км. Система жил в США до 200 км. Жильная зона Енисейского кряжа - 5-15 г/т - 100 г/т.
2. Россыпные - в них золото присутствует в свободном виде, среди рыхлых отложений, которые образуются в результате разрушения коренных месторождений.
Свободные золотины встречаются в руслах рек или ключей.
3. Комплексные - в полиметаллических рудах.
Часть золота в природе находится в виде самородков, самый крупный был найден в Чили - 154 кг (в России рекорд - 36 кг).


Основные способы выделения самородного золота:
1. Гравитационное обогащение (основано на различии плотности вмещающей породы и золота).
2. Амальгамация (способность золота давать сплавы с ртутью - амальгамы).
3. Цианирование - основной способ в современной золотодобывающей промышленности (золото способно растворяться в цианистых щелочах).

Проведем исследование разных типов месторождений:
- россыпных (см. схему 3);
- коренных (см. схему 4);
- комплексных (см. схему 5).

Вывод. Уже в ближайшее время Россия будет вынуждена уделить особое внимание коренным месторождениям и их отработкам.
Россыпные месторождения позволяют на недолгий срок изменить экономическую ситуацию в России и мире. Коренные месторождения - более надежные источники золота. Именно на них нужно делать ставку в будущем.
Чем можно объяснить слабую освоенность коренных месторождений?
3/4 золотого потенциала сосредоточено в Сибири и на Дальнем Востоке.
Слабо развита инфраструктура.
Дефицит рабочей силы.
Наличие социальных и экономических проблем.
Итак, спад добычи, невозможность ввода новых горнодобывающих мощностей привели к тому, что сырьевая база в России год от года сокращается. Поэтому достаточно остро стоит проблема получения прироста запасов, новых районов (разведанные запасы обеспечат добычу не более чем на 10 лет).
Учитывая сложившуюся ситуацию, мы ставим перед собой задачу проанализировать минерально-сырьевую базу регионов Сибири. (См. таблицу).
Построим круговые диаграммы
- по запасам;
- по добыче;
- по содержанию золота.
Вывод. Сложилась парадоксальная ситуация - из 20 крупных уникальных месторождений рентабельны лишь 5 (4 из которых отрабатываются, а одно, Бамское, находится в начальной стадии освоения).

Почему, на ваш взгляд, сложилась такая ситуация?
1. Из-за резкого падения цен на золото (с $380 до $290 на мировом рынке за унцию - 31,1050 г).
2. Из-за выбранной стратегии разведки и освоения золоторудных месторождений (в условиях централизованной системы разведывались месторождения в необжитых районах, без достаточной инфраструктуры, и это сказалось на себестоимости золота).
В результате важнейшая валютообразующая отрасль была поставлена на грань развала. И эта ситуация сохраняется и в настоящее время. Негативную роль сыграло постановление правительства от 1992 г., которое разрешало добычу золота всем юридическим лицам и гражданам России, и приватизация месторождений. В советский период времени эта отрасль отличалась особой организованностью, режимностью и не была готова к этим переменам.
Итак, спад добычи, невозможность ввода новых мощностей привели к тому, что сырьевая база в России год от года сокращается.


Как разрешить эту проблему?
Какое решение, на ваш взгляд, необходимо принять в сложившейся ситуации?
Находить эффективные для освоения месторождения, осваивать запасы, пригодные для отработки дешевым открытым способом.
Применять экономичные высокоэффективные технологии переработки руд.
Такой потенциал имеется в Амурской области и Бурятии (рудные тела до 1500 м (20-150 г/т) золота в основном в свободной и в самородной форме (96,8%, проба 860).

Какова перспектива новых проектов?
1. Близость границы с Китаем.
2. Наличие прямых транспортных выходов в эту страну.
3. Тесные приграничные хозяйственные связи.
По Амурской области в 1999 г. внешнеторговый оборот с Китаем составил 120 млн. руб., здесь работают 60 предприятий с участием иностранного капитала.
В Бурятии - 65 предприятий с участием иностранного капитала, принесших 150 млн. руб.
В своих планах и устремлениях золотодобытчики не ограничиваются пределами России. Уже имеются новые проекты, расширяющие географию работ.
Мы уверены: золото России должно объединять народы и континенты, способствовать улучшению взаимопонимания между людьми. Вот почему необходимо самое тесное сотрудничество отечественных и зарубежных инвесторов, которые смогли бы вкладывать свои капиталы на взаимовыгодных условиях.

Заключение
По оценкам экспертов, Россия имеет реальную возможность добывать до 400 т золота в год.
Проведенный анализ вашей исследовательской работы подтверждает высокий ресурсный потенциал золота в недрах Сибири, вскрывает целый ряд проблемных вопросов, над которыми нам предстоит работать.

Людмила ДРАГУНОВА,
учитель географии и экономики;
Ирина ГОНЧАРОВА,
учитель информатики средней школы N 7

Кольчугино,
Владимирская область

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru