«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся и студентов чрезвычайно важна для всей системы образования в целом и для каждой личности в частности. Достоверная оценка невозможна при использовании фактически трехбалльной шкалы. В качестве положительной оценки необходима как минимум пятибалльная шкала либо другая, более подробная, но также кратная пяти. В противном случае преподаватели вынуждены использовать суррогатную шкалу (баллы трехбалльной шкалы, дополняемые ими значками "плюс" или "минус") и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности личности.
Анализируя работы последних лет, можно отметить следующее. Приписывание в "пятибалльной шкале" положительного значения только трем последним баллам привело к тому, что и сейчас, например, по десятибалльной шкале баллы "3", "2" и "1" также считают равнозначными и фактически отрицательными. Некоторые современные разработчики балльных шкал полностью повторяют все эти нелепости и дают примерно такие рекомендации: "В интервале 3-1 балл оценивается результат учебной деятельности ученика, если знания, умения, навыки не соответствуют требованиям учебных программ к данной возрастной группе, но степень усвоения материала можно определить". Стереотип, навязанный средней и высшей школе в 1944 году, остался.
Изобразим этапы проверки и оценки степени обученности учащихся (СОУ) графически, что и позволит нам перейти к условной количественной интерпретации ее основных характеристик, составляющих пять последовательных, давно и широко известных в педагогике и психологии показателей, которые на основании нашей концепции и составляют идеальную модель обученности любого человека. (См. схему)

Данная графическая интерпретация позволяет нам составить нижеследующую таблицу, в которой: Соц. - "содержание" балльной оценки, т.е. ее условное соответствие какому-либо показателю обученности, выраженному в процентах, а Доц. - "девальвация" балльной оценки, т.е. изменение ее содержания относительно первого (идеального) уровня требований.
Баллами "3", "4" и "5" и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: ученики гимназических классов и классов для одаренных детей; ученики общеобразовательных классов и классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьезным противоречием и предопределяет недостоверность оценки обученности человека в целом. Все вышесказанное и отображено в данной таблице.
Таким образом, оценка "5" ставится и за 100% обученности (высший уровень требований), и за 64% (средний уровень требований), и за 36% (низший уровень требований). То же самое происходит и с двумя другими оценками применяемой на практике вот уже скоро как шестьдесят лет фактически трехбалльной шкалы.

Наша концепция, сформированная на основании вышеприведенных пяти показателей степени обученности учащихся, отличается тем, что в ней впервые были введены и охарактеризованы такие понятия, как "содержание балльной оценки", "девальвация балльной оценки", "уровень требований учителя" при проверке и оценке степени обученности его учащихся, а также показатель "степени обученности учащихся" (СОУ), который в настоящее время получил широкое распространение в практике работы средних и средних специальных учебных заведений страны и органов управления образованием.
Основой предложенной модели является то, что обученность человека характеризуется пятью последовательно возрастающими показателями: I. Распознавание - уровень знакомства с данным процессом, объектом или явлением (субъект отличает данный процесс, объект или явление только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде; многие тесты ориентированы на проверку именно этого показателя), что соответствует обученности до 4%. II. Запоминание - как показатель количества усвоенной информации (механическое, неосознанное воспроизведение текста, правил, формулировок и т.п.), что соответствует обученности от 5 до 16%. III. Понимание - как характеристика осознанно усвоенной информации. "Запоминание" и "понимание" вместе характеризуются термином "воспроизведение", т.е. запоминание - это неосознанное воспроизведение (обучаемый "зубрилка"), а понимание - это осознанное воспроизведение. При этом показателе обученность в пределах от 17 до 36%. IV. Элементарные умения и навыки - репродуктивный уровень применения теоретических познаний на практике (выполнение практических работ по шаблону, по образцу, по аналогии и т.п.). В этом случае обученность в пределах от 37 до 64%. V. Перенос - творческий уровень реализации усвоенного теоретического багажа на практике (выполнение любых практических работ в пределах программных требований). При этом показателе обученность человека от 65 до 100%.
В 1998 году нами была разработана и предложена практикам Программа эксперимента по использованию десятибалльной шкалы оценивания, которая уже третий год успешно проходит экспериментальную проверку в ряде учебных заведений страны.
Рассмотрим используемые нами в экспериментальной работе структуру и содержание десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся, которая служит основой для разработки таких шкал по различным учебным предметам.
Задачи, которые решаются в практике применения десятибалльной шкалы:
- выработка четких показателей, характеризующих степень обученности учеников;
- воспитание трудолюбия и прилежания у детей и их положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности на основании скрупулезного и добросовестного учета всех нюансов их учебного труда;
- стимулирование их учебно-познавательной деятельности через показ перспективы продвижения по пути познания на основе применения только положительной шкалы оценивания;
- устранение негативного влияния отрицательных оценок и соответствующих им оценочных суждений, вследствие их отсутствия, на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся;
- формирование духа соревнования у школьников на основе показа возможности быть лучшим среди лучших через введение их ранжирования в пределах любой положительной оценки: "прекрасно", "великолепно", "отлично", "очень хорошо" и т.п.
Например, трое учащихся по итогам четверти получили следующий итоговый средний балл (при десятибалльной шкале его подсчет не только правомерен, но и важен в силу того, что все оценки выставляются на едином уровне требований) по конкретному учебному предмету: первый - 7,2 балла, второй - 7,9 балла, а третий - 7,4 балла. Так вот первый обучен на 52% (7,2 возвели в квадрат), второй - уже на 62%, третий - на 55%, однако все они находятся на уровне показателя "элементарные умения и навыки", но кто из них обучен чуть больше, а кто чуть меньше, видно очень хорошо. Здесь четко просматривается и взаимосвязь со стобалльной шкалой. Оценка степени обученности при использовании этой шкалы определяется по формуле У = кХ2, где У - обученность (в %), Х - балл десятибалльной шкалы, а к = 1. Отсюда вытекает и следующая область применения десятибалльной шкалы - это возможность ее использования в рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков обучаемых, а также уровня их профессиональной подготовки (в средних специальных учебных заведениях и в вузах).
Таким образом, новая философия оценки степени обученности личности заключается в отношении к ней как к процедуре, а не как к положительным или отрицательным качествам личности. Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель интеллектуального роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Нельзя ругать человека за низкий или высокий рост, как и нельзя ругать инструмент, с помощью которого он измерен. Оценочная шкала всего-навсего измерительный инструмент, точность которого играет немаловажную роль.
Практика показывает, что не существует людей, обученных на 100% по всем учебным предметам.
Пусть личность имеет высокие результаты обученности по одним предметам (баллы 8, 9 и 10), хорошие - по другим (баллы 6, 7 и 8), средние - по третьим (баллы 4, 5 и 6) и низкие - по четвертым (все остальные баллы), ей это нисколько не будет мешать в жизни. Просто она будет чувствовать себя более комфортно, независимо и свободно в жизни общества и своей личной.

Валентин СИМОНОВ,
доктор педагогических наук профессор Московского педагогического университета

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru