«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Если закон - владыка над правителями
Глава из учебника "Обществознание"


Правовое государство, истоки и этапы его формирования. Правовое государство - это такое образование, где власть ограничена не государством, а законами гражданского общества.
Идея правового государства, противостоящего самовластию и произволу властителя, имеет давние истоки. Впервые об этом писал мыслитель античной Греции - Платон. В его сочинении о "Законах" выделяются два вида государственного устройства: один - где над всем стоят правители, другой - где правители подчиняются законам. "Я вижу, - говорил Платон, - близкую гибель того государства, где закон - не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государством боги". Платоновский анализ социально-политического устройства древнегреческих полисов свидетельствует о существовании там зачатков гражданского общества и правового государства.
Сходные взгляды развивались Аристотелем в книге "Политика". В его трактовке идеальное государство представляло систему взаимосвязанных, но автономных властей (законодательной, судебной и правительственной), строящих свою деятельность на нормах закона. "...Законы, - замечает Аристотель, - должны быть согласованы с теми или иными видами государственного устройства"... "Там, где это оказывается возможным... самое лучшее предоставить власть и решение именно закону..." Аристотелевский принцип разделения властей послужил в дальнейшем для концепции правового государства исходным началом.
В диалогах Цицерона неотъемлемым признаком гражданского общества и республиканского государства выступало право. "Да и что государство, как не общий правопорядок?" - вопрошал Цицерон. И далее он резюмировал: "...если люди не согласны уравнять имущество, если умы всех людей не могут быть одинаковы, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы". Государство в таком понимании выступило не только основой морального общения свободных граждан, так его предоставляли Платон и Аристотель, но и правовым сообществом.
В эпоху Нового времени идеи античных мыслителей о правовом идеальном государстве были развиты передовыми представителями буржуазной политической мысли. Среди них заметной фигурой являлся Джон Локк (1632-1704 гг.). В произведении "Два трактата о правлении" Дж. Локк изложил основы концепции пределов власти государства при всех формах правления. Государство, по Локку, "создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность)". Государственная власть, по утверждению этого мыслителя, не может брать на себя право повелевать посредством импровизированных указов, наоборот, политическая власть призвана отправлять правосудие и определять права подданных посредством постоянных законов и уполномоченных на то справедливых судей.
С Локка начинается в полном смысле слова формирование теории правового государства. С ним связана разработка основных политических принципов этой теории: неотчуждаемость прав личности, священность трудовой собственности, законность, разделение властей, народный суверенитет, парламентское правление, право на восстание народа против тиранической власти. Эти принципы стали с ХVIII в. основой государственности западного буржуазного мира. С конца этого века перечисленные выше принципы вошли в Конституцию США (1787 г.) и во французскую Декларацию прав человека и гражданина (1789 г.). Декларация, в частности, провозгласила: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами, не проведено разделение властей и не имеется конституции, не может считаться правовым".
В Северной Америке наиболее видным представителем идеологии правового государства являлся Томас Джефферсон (1743-1826). Он считается одним из авторов проекта Декларации независимости Соединенных Штатов (1776 г.). Политическая власть, отмечал Джефферсон в проекте Декларации, создается людьми для охраны естественных прав человека. Власть правительства проистекает из согласия народа и обязана повиноваться ему. Последовательно развивая идею суверенитета, Джефферсон заключает, что изменять или уничтожать существующую форму правления - право народа. "Нация, - отмечал Джефферсон, - перестает быть республикой, когда воля большинства перестает быть законом".
Обобщили наработанные мыслителями Нового времени идеи и принципы правового государства в научную концепцию основоположники марксизма. К. Маркс свое отношение к идее свободного правового государства выразил в анализе Готской программы германских социал-демократов. "Свобода состоит в том, - отмечал он, - чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают свободу государства". В этой связи он констатировал, что в ХIХ веке была разработана теория правового государства, но самого такого государства еще не было. В работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" он свидетельствует, что во Франции государство подавляет гражданское общество и не дает ему и общественному мнению создать "свои собственные независимые от правительства органы".
В России идеи правового государства разрабатывались в трудах ученых юристов Павла Новгородцева, Богдана Кистяковского и других. Б. Кистяковский (1868-1920) выступил в начале ХХ века со статьей "Государство правовое и социалистическое". Буржуазное правовое государство автор рассматривал как высшую форму государственного общежития, но не как окончательный результат. По Кистяковскому, наиболее высокой правовой формой государственности призвано стать социалистическое государство. На этой ступени, в его представлении, возможно единение народа и государственной власти, наиболее полное осуществление принципов, присущих правовому государству.
В советской России в первые ее годы вопрос о преемственности между социалистическим и ему предшествовавшим демократическим буржуазным государством не ставился. Лишь в начале 20-х годов Совнарком РСФСР предпринимал попытки установить в советском государстве верховенство права и закона. В конституциях РСФСР (1918 г.) и Союзной (1924 г.) были включены основные элементы гражданского права, демократические формы деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Но всему этому было не дано осуществиться. Теория правового государства в годы сталинского правления была отвергнута. В политической сфере учредилось единовластие централизованного образования "партия - государство". Самоуправление народа как демократическая форма советского государства не состоялось.
Многовековый опыт государственно-правового развития в странах Запада и в России свидетельствует, таким образом, что на построение государства, где бы властвовало право и соблюдалось верховенство закона, требуются годы и годы. Необходимо осуществить, как минимум, следующие процессы: завершить передачу всей полноты власти выборным, представительным органам, формируемым на альтернативной основе; установить такой общественный порядок, при котором осуществлялось бы в политике, экономике и культуре реальное народовластие на основе верховенства закона; сформировать должный уровень правовой культуры народа, и на ее основе активизировать участие граждан в государственной и общественной жизни. Реализация этих условий - процесс сложный, и в каждом конкретном обществе он накладывается на определенные исторические реалии.
Новые ориентиры формирования правовой государственности Российской Федерации получили свое закрепление в Конституции РФ 1993 г. В ее первой статье зафиксировано, что Россия есть демократическое, правовое государство. Сегодня такое государство пока лишь формируется.
В Конституции РФ определены и условия построения такого государства. Прежде всего это принцип разделения властей (статья 10 Конституции), смысл которого - сбалансированность, взаимный контроль систем противовесов. В конституционном государстве законы не позволяют исполнительной власти узурпировать права законодательной власти Федерального Собрания, а судебные органы власти наделены правами автономно решать в рамках законов возникающие в обществе конфликты.
Бесспорно, верховенство закона, его господство во всех сферах жизни в обществе - один из существенных признаков правового государства. В Конституции РФ гарантируется свобода человека и общества в целом от неограниченного государственного вмешательства, признается примат права над государством. В его утверждении существенную роль играют политические партии, которые выступают связующим звеном между гражданским обществом и политической сферой. Их свобода деятельности гарантируется статьей 30 Конституции РФ.
Правовое регулирование в обществе, однако, осуществляется развитой публично-политической властью, наделенной для этого суверенитетом. В статье 4 Конституции РФ зафиксирован суверенитет российского государства осуществлять правовое регулирование другими объединениями и организациями на всей территории страны. Суверенитет государственной власти позволяет ей избегать возможную конкуренцию со стороны других организаций, и именно этим она отличается от любых других типов власти.
Современные отечественные и зарубежные политологи по-разному оценивают общественно-политическое развитие России. Большинство из них склоняются к тому, что правовое государство может быть построено только при достаточно высоком уровне развития экономики и социальной сферы. В стране, где существуют безработица, нищета, детская беспризорность и другие не свойственные демократии аномалии, время для такого государства еще впереди. В целом же политологи сходятся на том, что правовое государство - это сложная система с неотъемлемыми признаками.

Принципы правового общества

Правовое демократическое общество

Принципы правового государства
Разделение властей
Наличие гражданского общества
Господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона в политике государства
Взаимная правовая ответственность государства и гражданина
Эффективные формы общественного контроля и надзора за осуществлением законов и указов
Должная правовая культура граждан и государственных служащих

Принципы правового статуса гражданина
Конституционные права и свободы человека и гражданина
Равенство граждан перед законом и судом
Гарантия прав и свобод человека и гражданина
Социальная защищенность граждан, должностных лиц
Неприкосновенность трудовой частной собственности
Верховенство гражданских прав над правами должностных лиц

Изучите принципы и ответьте на следующие вопросы:
1. Насколько высок, по вашему мнению, авторитет законов в современной России? Ответ поясните примерами.
2. При каких условиях государство можно считать правовым, и чем оно отличается от других государственных форм?

Примечания к параграфу
Основные понятия: гражданское общество, гражданин, гражданственность, глобальное общество, правовое государство.

Вопросы и задания
1. Проанализируйте генезис понятия "гражданское общество". Какие два подхода в толковании этого понятия вам известны? Сравните их.
2. Объясните, зачем человечеству потребовалось наряду с государством и гражданское общество. Назовите характерные черты и составные элементы гражданского общества.
3. Приведите положения в трактовке гражданского общества, данные Гегелем и марксистами. В чем они расходились при освещении вопроса о разграничении понятий "общество", "гражданское общество", "политическое общество"?
4. Проанализируйте основные этапы становления гражданского общества на Западе и в России. Раскройте особенности гражданского общества в России.
5. Объясните, почему необходимо в обществознании понятие "правовое государство" наряду с понятием просто "государство".
6. Раскройте принципы, на основе которых формируется правовое государство. В какой взаимосвязи оно находится с гражданским обществом?

Михаил ШИЛОБОД,
доктор исторических наук

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru