«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
По совести и правоте


В нашей школе есть клуб "Гражданин". Ребята с удовольствием приходят на его заседания. Одно из клубных занятий называлось "Справедливые отношения в школе".
Цель: дать определение понятию "справедливость", выяснить, как она соблюдается в отношениях между детьми, а также между преподавателями и учащимися. Обозначить пути решения данной проблемы.
Научить подростков четко формулировать, высказывать свои мысли, аргументировать и отстаивать их. Воспитать чувство ответственности, стремление к справедливости.
Оборудование. Написанные на доске определения понятия "справедливость", взятые из словарей Ожегова и Даля. Таблица результатов проведенного социологического исследования. В процессе обсуждения на доску вывешиваются записанные пресс-центром предложения.

Ход заседания
1-й этап. Подготовительный
Анкетирование проводится по вопросам:
1) Справедливость - это проблема в нашей школе?
2) Справедливы ли отношения между ребятами?
3) Справедливы ли отношения между преподавателями и учениками?
4) Можете ли вы привести примеры несправедливого отношения к вам или вашим товарищам?
5) Справедливо ли ученики относятся к учителям?
6) Что вы можете предложить для решения данной проблемы в нашей школе?
Опрос показал, что между учителями и учениками преобладают несправедливые отношения.
2-й этап. Решение проблем
Среди учеников 6-11-х классов, как показали социологические исследования, 64,1% опрошенных считают, что справедливые отношения - это нерешенная проблема в нашей школе.
Сначала необходимо выяснить, что каждый вкладывает в сущность понятия "справедливость".

Возможные результаты
Ученики дают определения понятия "справедливость", которые можно разделить на две группы: 1) справедливость по отношению к человеку; 2) по отношению к закону.
В связи с этим учитель начинает рассматривать проблему справедливых отношений в школе исходя из определений первой группы, связанных с определением понятия "справедливость" в толковом словаре Ожегова.
"Справедливость - справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие".
Учитель сообщает, что проведенная анкета показала, что ученики по-разному определяют это понятие. Старшие, как несправедливое отношение к ним учителей. Младшие, как несправедливое отношение к ним со стороны старшеклассников. Данные опроса показали, что 60,7% опрошенных считают, что отношения между учащимися справедливые, 39,3% считают, что несправедливые. Необходимо отметить, что эти 39,3% в основном составляют ученики младших классов, которые среди опрошенных составляли меньшинство.
И в связи с этим ученики шестого класса обращаются к своим старшим товарищам с открытым письмом.
Возможные результаты
Открытое письмо учеников шестого класса старшеклассникам.
Не бейте нас - это больно.
Не оскорбляйте нас - это обидно.
Не отбирайте у нас вещи и деньги - это унизительно.
Уважайте нас - мы тоже личности.
Ученики старших классов должны подумать и прокомментировать обращение ребят из шестого класса.
Учитель говорит, что теперь мы переходим к наиболее острой проблеме. Это справедливые отношения между преподавателями и учениками. 58,9 процента учащихся нашей школы считают, что мы относимся к ним несправедливо.
Давайте выясним, в чем же это заключается. Прошу ребят привести возможные примеры.
Возможные результаты
Ученики называют такие примеры: занижение оценок, неравные отношения к отличникам и двоечникам. Оскорбления, резкие замечания и критика в присутствии всего класса.
Эти вопросы комментируют гости клуба: директор школы Л.Виноградова, учитель русского языка и литературы Т.Волкова, школьный психолог В.Степанова.
Не менее любопытными выглядят данные по вопросу анкеты: справедливо ли ученики относятся к преподавателям? 53,8 процента опрошенных считают, что несправедливо. Обратите внимание, что почти одинаковое число респондентов считают, что учителя к ним и они к учителям относятся несправедливо. Давайте подумаем, почему так часто случается, что мы бываем несправедливы друг к другу?
Возможные результаты
Ученики считают, что это случается из-за:
1) отсутствия открытого искреннего общения;
2) низкого уровня культуры учеников:
3) незнания учащимися своих прав и обязанностей.
Действительно, большинство школьников весьма смутно представляют свои права, а тем более обязанности. Чтобы раскрыть этот вопрос, мы пригласили министра юстиции нашей школы Т.Савиных. Она разъясняет ребятам их права и обязанности на основе устава школы N 12. Затем я обращаю внимание на определение, которое дает этому понятию Владимир Даль: "Справедливый - правильный, сделанный законно по правде, по совести, по правоте".
Если рассматривать правовой аспект справедливости как равенство всех перед законами, то, значит, должны быть какие-то формы воздействия на тех, кто нарушает эти законы. В российской истории в школах применялись разные меры наказания.
Возможные результаты
Ученик выступает с опережающим домашним заданием на тему "История наказания в российских школах". Отношение к детям и их воспитанию в России долгое время строилось на основе Домостроя, написанного в XVI веке. В нем говорилось, что детей необходимо "любить и беречь, но и страхом спасать... Наказывай детей в юности, упокоят тебя в старости твоей. И не жалея, бей ребенка, если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти".
В петровские времена руководством для учителей и учеников был "Азбуковник", в предисловии которого написана ода розге как предмету, способствовавшему поддержанию дисциплины и бодрению ума. Наиболее популярными наказаниями за всю историю воспитания в России были оставление без завтрака, без отпуска, поставить у двери, привязать к скамье, битье по рукам и, конечно, порка.
О наказаниях, существовавших в советских школах после войны, рассказала учительница нашей школы Н.Иванова.
Учитель просит ребят подумать, существует ли в нашей школе действенная система наказаний. Может ли ужесточение наказаний решить проблему справедливых отношений?
Возможные результаты
Ученики считают, что ужесточение наказаний, конечно же, не решит проблемы справедливых отношений в школе. Но и действенной системы наказаний против нарушителей общешкольных законов тоже не существует.

3-й этап. Подведение итогов и выводы
Учитель предлагает подумать, что можно сделать, чтобы решить проблему несправедливых отношений в школе.
Возможные результаты
Ученики предлагают:
1) проводить классные часы, посвященные данной теме;
2) создать школьный суд;
3) чаще организовывать встречи учеников, учителей и администрации школы;
4) создать лекционные группы для распространения среди учащихся знаний о их правах и обязанностях.

Светлана ОМЕЛЬЯНЧУК,
учитель истории и обществознания

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru