«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Философия оценки
Мотивации десятибалльной системы


Необходимо срочно решать проблему

Готовы к диалогу

Расчет подрывает чувство долга

Надежность обучения
Какой быть шкале отметок?


Интернет за колючей проволокой
Виртуальная жизнь реальной зоны


Амнистия действует. Бездействует чиновник
Государственные и общественные структуры не готовы к реабилитации вышедших из колоний подростков


Покупка без брака
Каждый из нас потребитель, а это звучит гордо


Я нарисую...свободу
Она там, за решеткой


Браво, Александр Сергеевич!
Мефистофель не сумел купить душу борца


Костюм достанется сыну
Так решил победитель нашего конкурса "Олимпийский прогноз"


Бродячие неучи
Почему Британия объявила прогульщикам войну


Никто не застрахован от болезни
Иногда детей приходится учить в больнице


Выставка-форум "Школа - 2002"
Из Сокольников - в завтрашний день


Кто любит детей, того любит Бог
За десять лет работы 25-й московской санаторной школы-интерната около 2 тысячи ребят с ограниченными возможностями поверили в себя


Ars longa
Интеллектуальный лабиринт для старшеклассников


"Презренный барометр"
География + экономика + информатика. Интегрированный урок. 10-й класс


Статфакты

Юрий Трутнев, губернатор Пермской области:
Нужно найти время заглянуть в глаза детей


Александр Зимин:
За качество образования должен отвечать директор школы...


По законам лицейского братства

Личное дело Левиных

Родина - это мама
Ее готовы защищать воспитанники военно-спортивного клуба "Десантник"


В гроте Ермака

Мальчишки лишними не будут

В Чайковском любят горные лыжи

Нильский крокодил Гоша живет в Чайковском

Когда улыбаются цветы

Ласку заменить трудно. Но можно!

Мы звенья одной цепи

"Муравейнику" - быть всегда

Двадцать тысяч на песни

Профилактика "пофигизма",
или Как усадить ребенка за уроки


Ваша дочь - падчерица

Красавка-ярославка

Этюды из детства
Не коржик, а курабье


Родительские истории
Как Мишка в университет ездил


Вместо "травки" кросс и армреслинг
Трудновоспитуемых спасает спорт


Молодые, не проходите мимо!
Взаимовыгодное партнерство избавит от дефицита специалистов


Раз ступенька, два ступенька...
Как, поступив в училище, закончить вуз?


Продолжаем тему

Пан Толстой

Вид изложения придется выбирать

Конец истории
Британские школьники не знают прошлого своей страны


Олег ХРОМУШИН:
Сочинение музыки - не озарение, а распорядок дня


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Страница юного гражданина


Другого нет у нас пути
Поезд, отправленный в коммунизм, вдруг стал

Ленин: "Всем выйти на субботник строить насыпь; рельсы закажем у капиталистов, не мы, так наши дети будут жить при коммунизме!"
Сталин: "А выездную бригаду и персонал станции - расстрелять, прочих укладывать вместо шпал по пятилетним планам".
Хрущев: "Убрать рельсы позади поезда и укладывать впереди него - через двадцать лет будем на месте!"
Брежнев: "Задернуть занавески и раскачивать вагоны! Каждый нормальный человек поймет, что мы едем".
Андропов: попытался выглянуть в окно и умер.
Черненко: не попытавшись - тоже умер.
Горбачев: посмотрел вперед - нет пути, посмотрел назад - тоже нет. "Товарищи, нашему поезду нужна срочная переформировка!" - заметил Михаил Сергеевич.
"Ну как, понравился мой новый анекдот?" - радостно спросил Фагот у порядком надоевшего ему Бегемота. "Да-с, ну и юморок у тебя сегодня", - ответил, зевая, тот. Все вышесказанное является, так сказать, лирическим отступлением, обращать внимание на которое вовсе не обязательно. Однако как же не обращать? Анекдот анекдотом, а, по сути, все так и было. Здесь и иностранный капитал на строительство коммунизма, и сталинские пятилетки с хрущевским обещанием через двадцать лет быть на месте, и брежневское растяпство, попытки Андропова и пассив Черненко с горбачевской переформировкой. В коммунизм нас отправляли? Еще как. В очередях стояли? Было дело. Наша страна напоминает поезд, который все идет и идет куда-то. В двадцать первом веке на пороге информационной цивилизации уместно спросить друг у друга, а главное, у наших руководителей: куда мы пришли? Ну хорошо, не будем о плохом. Попытаемся отыскать хоть что-нибудь сносное в истории России двадцатого века. Невероятно, но факт: к так называемому миллениуму мы пришли изрядно покусанными, ободранными и, извините, нищими с огромной сумой различных предрассудков и суеверий. Однако не стоит отчаиваться. Следует поверить в свои силы, начать работать, работать и работать, заниматься совершенствованием себя и окружающих. Молодежь должна воспрянуть духом, идти учиться, получать одно, два, десять образований. Пора повышать интеллектуальный потенциал нации. Хватит, присосавшись к бутылке, вспоминать, как было хорошо при коммунизме. Россию нужно и можно сдвинуть с мертвой точки.
Мы далеко не та лапотная "держава", каковой считает нас Запад. Ресурсы страны огромны. Мы десятки, а то и сотни лет способны содержать весь мир.
Существует достаточно много мнений относительного того, есть ли у России перспективы и каковы они. Многие считают, что есть. Не согласиться с большинством, на мой взгляд, просто было бы высшим пределом безрассудства. Как известно, надежда умирает последней. Так вот, надежда на возрождение России будет жить вечно, поскольку перспективы к "поднятию с колен" еще существуют и они достаточно велики. Все прекрасно понимают, что тип русского человека предполагает вечную надежду практически на все. Наша страна переживает не худшие времена, поводов на надежду достаточно много. Хотелось бы верить, что мы, граждане России, не посрамим ее имени, с честью носимого страной на протяжении веков. Мы будем двигаться вперед вместе с остальной частью цивилизованного человечества. Иного нет у нас пути.

Максим МАКАРЕНКО,
студент
Алтайский край

Хочу поспорить с Бердяевым

Чтобы понять психологию русского народа, я внимательно читаю философов конца XIX - начала XX века, историков того же периода и историков современных. Вот что писал о нас, например, Николай Бердяев: "Россия - самая безгосударственная, самая анархичная страна в мире. И русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве". Не правда ли обидно слышать, что мы не от мира сего, хотя мы внешне люди как люди. Во всяком случае по одежде и по безукоризненному английскому многих не отличишь от европейцев или американцев.
Впрочем, в той же самой статье "Психология русского народа" Николай Бердяев утверждает: "Россия - самая государственная страна в мире. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. Как понять эту загадочную противоречивость России, эту одинаковую верность взаимоисключающих о ней тезисов?"
Действительно, как понять? Правда, Бердяев это объясняет женской психологией, якобы присущей России, в то время как Германия отличается мужской психологией. Ведь именно женщины отличаются непостоянством характера, непостоянством взглядов и отношений.
Здесь я позволю себе не согласиться с уважаемым мною знаменитым нашим философом. Не один человек столь противоречив, а все мы, русские, очень разные: среди нас немало действительно крепких государственников, немало и отъявленных анархистов, многие из которых с не вполне здоровой психикой.
Что же касается свободы, то для большинства наших людей она просто необходима. И прежде всего для тех, кто любит и умеет хорошо и много работать. О возвращении к сталинским временам могут мечтать лишь те, кто не способен освободиться от рабской психологии. Именно о них очень точно сказал Николай Некрасов: "Люди холопского звания сущие псы иногда, чем тяжелей наказание, тем им милей господа".
Наблюдая русских за рубежом, в основном знакомых и друзей моего отца - инженеров-программистов, коих немало обосновалось в Германии и Соединенных Штатах, я могу сказать, что никто из них не сетовал на демократический образ жизни и отсутствие беззакония. Никто, если он сумел хорошо устроиться на работу, не стремится вернуться на Родину, несмотря на ностальгию и наличие патриотизма.
Да, мы очень разные. Но есть одно общее качество, о котором наши философы не написали или мне об этом неизвестно: мы легко привыкаем к свободе, к порядку, к уважительному отношению к нам. И это очень обнадеживает.
Роман СТЕФАНОВИЧ,
студент
Москва

Закон - граница свободы

Как часто мы говорим о своих правах и свободах. Мы либо не задумываемся о значении этих слов, либо под словом "свобода" подразумеваем возможность делать все, не думая о последствиях, т.е. о беззаконии и анархии. А между тем под этим широким понятием скрывается глубокий смысл. Невозможно себе представить, что было бы, если бы наша свобода не имела границ! Но все в этом "мире бушующем" не бесконечно, в том числе права и свободы. Ведь права без обязанностей - анархия, обязанности без прав - тирания! Также и свободы ограничиваются законами и различными нормами поведения.
Но, к сожалению, не всем дано это понять, как не всякий человек фактически до начала XX века знал само это понятие, а его дефиницию и подавно! Достаточно вспомнить о том, как представители негроидной расы сотнями вывозились в рабство! А даже после его отмены подвергались ужасной дискриминации. Они мечтали о настоящей свободе и готовы были заплатить за нее самую высокую цену.
Таких примеров было очень много и в истории России, главным из которых было крепостное право. Ни в чем не повинные крестьяне были вынуждены быть рабами у помещика и выполнять все его приказы и нередко получали от него плеть! Но смыла с себя этот позор Россия только в XIX веке, когда на престол взошел великий человек, царь-освободитель Александр II. И после всего этого мы с легкостью произносим слово "свобода"? Ведь в наше время ее имеет каждый, кто этого хочет. Но сохранить дано не всякому. Человек, идя на нарушение закона, сам заведомо лишает себя этого дара. Я считаю, что нам стоит задуматься над этим, и если мы сами не ограничим себе ее, то нам ее не ограничит никто!
Дмитрий ВЕКЛИЧ,
ученик 8-го "И" класса школы N 27 им. А.В.Суворова
Ростов-на-Дону

Чтобы меньше было черных полос

Свобода... Что это такое? Я думаю, что такого определения относительно образа жизни человека быть не может. Абсолютно свободным быть нельзя! Нельзя потому, что кроме прав есть еще и обязанности. Обязанности, которые мы должны выполнять. Ведь для того чтобы что-то иметь, нужно обязательно что-то отдать. Да, мы свободны в праве своего выбора. Мы свободные люди, мы имеем право голоса, но всегда надо помнить, что за свои слова надо отвечать. Мы имеем право выбора гражданства, но мы обязаны любить свою Родину, своих родителей. Без этого просто нельзя! Нельзя жить, постоянно думая только о себе. Сейчас обо мне заботятся родители, но придет время, и мне нужно будет заботиться о них. Я думаю, что все постоянное относительно. Наша жизнь устроена по принципу: "Полоса белая, полоса черная". Не может быть только белых полос! Ведь "без труда не вытащишь и рыбку из пруда". И чтобы в жизни было меньше "черных" полос, надо учиться, работать, вести достойный образ жизни. За все в жизни надо платить, и не всегда деньгами. "Свободной" может быть только птица, и то в полете, так как на земле, в своем гнезде, ее ждут птенцы, которые без нее не могут прожить и дня, и она им нужна! Наверное, именно поэтому права и обязанности записаны в одной статье Конституции.
Человек с самого рождения не может жить один, значит, не может быть абсолютно свободным. В детстве человек зависит от родителей, а потом они зависят от детей. Получается, что права и обязанности всегда рядом, что и требовалось доказать, а значит, свобода - есть право делать все, что дозволено законом.
Анатолий НИСЕНГОЛЬЦЕВ,
ученик 8-го класса
Ростов-на-Дону

Я горжусь своей независимостью

В тринадцать лет я впервые принесла домой заработанные мною деньги. Соседка по даче выращивала и продавала цветы. И вдруг она заболела. Букеты уже были заготовлены, а везти их на рынок некому. Мы с моей подругой вызвались помочь. Привязали две большие корзины к багажникам велосипедов и направились к ближайшей железнодорожной станции. Две недели, через день, мы работали продавщицами. И получили хорошее вознаграждение. На другой год соседка Мария Константиновна снова воспользовалась нашими услугами.
Теперь, когда я стала студенткой, я постоянно где-то работаю: почтальоном, в рекламных агентствах, гувернанткой, занимаюсь переводами с английского. В последнее время я сумела стать материально независимой от родителей. И горжусь этим.
А моя мама не перестает удивляться, потому что ей в студенческие годы помогали все, и даже тогда, когда она начала работать. А бабушка, более тридцати лет преподававшая географию в школе, ныне является работницей туристического агентства. Она побывала во многих странах и видела, как живут за рубежом. Сравнивая уровень подготовленности к жизни нашей молодежи с зарубежной, она говорит: "Мы раньше воспитывали белоручек. Многие до 20-25 лет ни рубля не сумели заработать, а иные и всю жизнь умудрялись только ходить на работу и ничего не делать. Не потому ли мы так трудно перестраиваем экономику на рыночный лад?"
Мне кажется, бабушка права. Я знаю, что многие знакомые моих родителей, потеряв работу, с трудом выживают. Они, кроме своей профессии, ничего не знают, да и знать не хотят. Потому что боятся переучиваться, боятся пробовать что-либо новое. И это довольно массовое явление. А то, что мои сверстники довольно рано начинают себя обеспечивать, тоже явление широко распространенное. И я надеюсь, что в свои двадцать с небольшим лет я не ошибаюсь в том, что только люди деятельные, энергичные, не ждущие ни от кого помощи, способны решать свою судьбу. А к этому нужно готовиться с детства.
Марина ЗВОНАРЕВА,
студентка
Московская область

Неверящих больше, но есть надежда

На уроках граждановедения мы нередко спорим о том, насколько наше государство можно назвать правовым. Мне, например, кажется, что право стучится во многие наши двери, но его не впускают не только представители власти, но и обычные люди. Последние из-за недоверия, неверия в то, что они смогут себя защитить, и потому ощущают себя совершенно беспомощными. Если перелистать современные газеты и посмотреть на публикации с точки зрения соблюдения или несоблюдения прав человека, то можно отметить, что в большинстве из них права нарушаются. И почти нет материалов о том, что кому-то удалось их защитить. Главные претензии здесь к судам, милиции, прокуратуре, которые не исполняют основного своего предназначения - защищать людей от беззакония.
Мы, ученики 10-го класса, провели несколько опросов. Нашими респондентами были пассажиры на автобусной остановке, жители двух многоквартирных домов, посетители, ожидавшие приема в милиции.
Нас интересовало: часто ли люди обращаются в органы правопорядка с просьбой о защите и получили ли они ожидаемую помощь и защиту? Из 110 опрошенных 86 привели несколько примеров, когда их права были явно нарушены, но в органы правопорядка обратились лишь 19 человек. У семи из них заявления не приняли с объяснением, что мелкими кражами им заниматься некогда. Или, к примеру, милиция отказалась заниматься пьяным дебоширом, избивавшим жену и детей. Это, по мнению блюстителей порядка, дело семейное, пусть сами и разбираются.
Приходилось ли защищать свои права в других инстанциях? Двенадцать из пятидесяти опрошенных обращались по поводу лопнувших водопроводных труб, не пришедшего по расписанию автобуса, бракованной продукции, проданной в магазине. И самое удивительное и для тех, кто защищал свои права потребителя, и для тех, кто опрашивал, - все двенадцать заявителей добились принятия мер. Отсюда можно сделать вывод, что большинство ощущают себя незащищенными еще и потому, что не хотят никуда обращаться.
Ну а среди тех, кто пытался защитить свои права, преобладают молодые - от 20 до 30 лет, то есть те, которые уже в школе познакомились с правом, правами человека, осознали, что нужно действовать, нужно стучаться во все двери, чтобы восторжествовали закон и справедливость.
И это вселяет надежду на то, что мы, которым сегодня по 15-16 лет, не будем такими пассивными и безграмотными в области права, какими были наши родители, бабушки и дедушки. И мы, надеюсь, будем жить в стране, где закон, а не деньги и тем более оружие будет разрешать конфликты.
Федор МАКЕЕВ,
ученик 10-го класса
Волгоград

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru