«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Умер от родов сантехник Синицын
Что стало смешным, перестает быть страшным


Первым делом - знания и дисциплина
И никаких джинсов!


"Их правильность меня бесит"

Господи Боже, помилуй всех нас...

Кошмар у мусорки ...еще не кончился.
И никто не знает, какой вирус свалил детей


Опасно: образовательное пространство!
А выход есть - диалог, компромисс, сотрудничество


Вспомнилось...

Бить или не бить?
Как суд решит, так и будет


Куда смотрит милиция?
Этот вопрос Ирине Лопато задают почти каждый день


Учитель в авторитете
Уважения три века ждут


Дебилизация на фоне инфантилизации
Несвоевременно о своевременном


"Сестра моя, невеста..."
Не переведутся на Руси богатыри и красны девицы!


Поймите нас правильно

Вежливый отказ

Виталий Дьяченко:
Почти все современные достижения педагогики реакционны


Горе для ума
О вреде "лишних" знаний


"Запнуться" за орфограмму
Продолжение разговора об обучении грамоте


Прыжок кенгуру
Биология и география в задачах по физике


Спортивные курьезы
С Олимпиадой не соскучишься


Что взять с собой - компьютер или книгу?
Каким я вижу "источник знаний" XXI века


Заселение лучше колонизации

Понятно почти все
Особенно если используешь дополнительную литературу


Национальный статус
Имя Владимира Даля носит украинский университет


Москве и Петербургу в грантах отказано
В новой программе гуманитарных исследований - только регионы


Кто заказывает "научную музыку"?

Нужна не реклама, а качество
Четыре вуза и один филиал лишили лицензий


Самое жуткое - женщина, семья и... литература

Чуки-Куки

Следуя за судьбой артиста
"Кто ты?" - часто спрашивал себя Смоктуновский


Такая разная жизнь
Творчество - воспроизведение любви


Такая разная жизнь
Творчество - воспроизведение любви


Глупый порядок, Малиновый кордон...

Снимается кино

Юрий ЧЕРНОВ:
Мой самый близкий друг - теща


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Опасно: образовательное пространство!
А выход есть - диалог, компромисс, сотрудничество


В Новосибирском инновационном учреждении образования и здоровья разработана концепция безопасного образовательного пространства. Вот уже семь лет "Магистр", сотрудничая с Академией медицинских наук, институтами СО РАН, педагогическим университетом и кафедрами НИПКиПРО, создает опережающую систему воспитания и образования, целью которой стало формирование личности безопасного типа. Такая личность оптимально сочетает права и обязанности, свободу и ответственность, личные жизненные потребности и общественные интересы. Центр осуществляет переподготовку учителей начальной школы, физкультуры, биологии и других дисциплин по новым специальностям - "Безопасность жизнедеятельности" и "Социальная педагогика". Руководит "Магистром" талантливый ученый доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук заведующая кафедрой НИПКиПРО Нина Склянова. Здесь изданы десятки учебников, пособий, методических и медицинских рекомендаций, монографий.
"Магистр" создал свою базу данных о состоянии здоровья сибиряков, провел собственные исследования здоровья и поведения детей, факторов неблагополучия. Вот эти данные: растет число техногенных чрезвычайных ситуаций, жертвами которых все чаще становятся дети. Уровень жизни в России почти на 70 процентов ниже уровня развитых стран, а уж про Сибирь особенно больно говорить. Дети при этом страдают сильнее взрослых. За последние пять лет уровень заболеваний крови у них вырос в 1,7 раза - в основном это алиментарные (связанные с недостаточным питанием) анемии. Близорукость увеличилась в 3 раза: перегрузки, сидение за компьютером, плохая освещенность. Онкологические заболевания детей выросли в два раза. Рост туберкулеза и сколиоза - самый бурный. Психоэмоциональное напряжение детей в школе оборачивается агрессией. Подросток убил своих родителей и брата. Учитель физкультуры так толкнул непослушного ученика, что тот ударился о стену и получил черепно-мозговую травму. Из гимназии уволились учитель начальных классов и психолог в результате... конфликтов с первоклассником, который оскорблял их нецензурной бранью. Учащиеся техникума убили преподавателя. Надо не иметь сердца, чтобы не замечать всего этого, не иметь ответственности, не искать мучительно выхода.
- Отсутствие культуры поведения у подрастающего поколения сегодня просто угрожающее. Эффективнее всего предотвратить эту беду через общее образование, - констатировала Ирина ПЛЮЩ, кандидат медицинских наук, заместитель директора "Магистра" по науке. - Добрые привычки легче привить "от младых ногтей". Легче воспитать установки, мотивы, побуждающие к ответственному поведению. В связи с этим наш коллектив несколько лет работал над концепцией безопасного образовательного пространства, которая позволит создать безопасные условия труда и учебы, защитит детей от всех форм дискриминации, научит их отстаивать свои права и организовывать коллективную деятельность по защите своего и чужого здоровья, создаст альтернативу психоэмоциональному и культурному вакууму. Обо всем этом можно прочитать в наших пособиях, программах и в монографии "Безопасность образовательного пространства".
- На самом деле есть зоны ответственности и иерархия ответственности за все, что происходит в образовательном пространстве, - говорит Нина СКЛЯНОВА, доктор медицинских наук, профессор, директор "Магистра". - Надо уточнить - на первом месте все-таки стоит государство, на втором - управление образованием. Затем - общественность, родитель, учитель, ученик. И в том случае, когда постановления правительства не выполняются в полной мере, не подкрепляются обещанным финансированием, учитель сам ищет пути "выживания", а директор размышляет, не уйти ли ему от гиперответственности за жизнь и здоровье учеников, не вернуться ли к простой преподавательской работе.
Я побывала в Стокгольме в совершенно обычной школе. Она не элитная, расположена где-то на окраине, но входишь в нее и попадаешь в империю чистоты: начищенный паркет, кафель сияет... Обилие оргтехники, электроники, воздуха и пространства. Это действительно современные технологии. Вот на уроке труда, например, ученик все делает - от проекта до деталей - с помощью компьютера и новой техники.
Но особенно поразили меня учителя и медицинская сестра. Их подготовка и квалификация таковы, что они полностью создают интегрированную безопасную среду. Медицинская сестра сотрудничает с каждым учителем - от учителя биологии, который ведет еще ряд предметов и отвечает за программы здоровья, до учителя физики, который является одновременно и учителем физкультуры и на нем держится вся спортивная жизнь школы. Швеция выпускает учителей двух типов. Одни работают с детьми с первого по седьмой класс и преподают несколько родственных дисциплин, ведут междисциплинарные программы, другие - специалисты для старших классов. И у каждого своя роль в обеспечении безопасности. Преподаватель физики и преподаватель биологии - подтянутые, спортивные. Координирует всю эту программу медсестра. В ее кабинете потрясающая диагностическая аппаратура, масса приборов нового поколения, постоянный комплексный медицинский контроль - оперативный, тут же помощь и профилактика. И все это обеспечило государство.
Чтобы образовательное пространство стало безопасным, нужна новая образовательная политика. В Новосибирске это поняли несколько лет назад. При всей бедности бюджета, при отсутствии средств все-таки создали и прекрасно оборудовали наш центр, где и учитель, и ученик, и родители могут пройти диагностику, получить медико-психологическую консультацию. У нас большая программа оздоровления для учителей - миокоррекция, фитотерапия, ароматерапия, кинезотерапия, фитнес-программы, психотерапия, антистресс, несколько видов массажа, овладение психотехниками, организация сбалансированного питания, антиоксидантная и метаболическая терапия, косметические процедуры и многое другое. Работают элитарный клуб и родительский университет, клуб здоровья для девочек "Афродита", для мальчиков - "Прометей". Занятия 2 раза в неделю по два часа. Это очень эффективная работа, убеждающая и педагогов, и родителей, что они сами могут сделать жизнь в школе и в семье безопасной, здоровой, радостной.
Елена ПЛЕТНЕВА, заведующая лабораторией школьных болезней:
- Российский парадокс - средств нет, а творчество бьет ключом. Так можно охарактеризовать ситуацию с программами оздоровления и безопасности школьной жизни. Конечно, многое изменилось - школы стали строить с бассейнами, саунами, прекрасными спорткомплексами, в некоторых есть даже массаж, водолечебница, школьная поликлиника, кабинет стоматологии и физиотерапии. Но главное - стало меняться отношение к здоровью и ценности жизни. Диалог, компромисс, сотрудничество стали во многом определять отношения там, где коллектив учится, разрабатывает программы "Здоровье" с нашим участием и здоровьесберегающие педагогические технологии. Раньше все конфликтные ситуации, особенные случаи обучения решала наша городская психолого-медико-педагогическая комиссия, через которую идет огромный поток беспризорных детей, определяемых в приюты, и детей с особенностями развития. Теперь такие консилиумы созданы почти во всех школах. Ситуации в таких школах разрешаются гуманно и грамотно. В учебных заведениях, которые с нами сотрудничают, безопасность создается через организацию среды, грамотную психолого-педагогическую ситуацию и через учителей-предметников.
Стрессы необходимы для нормального развития личности, особенно в юности, убежденной, что "риск - благородное дело", но мы учим справляться со стрессом и агрессией без тяжелых последствий для человека и общества. К сожалению, этому мало уделено времени в учебных планах педуниверситетов. Молодые учительницы курят в школе, курят директора школ. Учитель приходит в школу, не избавившись от своих комплексов и фобий, из-за которых образовательное пространство может стать опасным. Психология в университете должна воспитать психологически зрелую, великодушную, ответственную личность безопасного типа, хорошо бы - со спортивным разрядом и чувством юмора. Тогда и за учеников можно быть спокойным: самообладание и культура спасут учителя от недостойного решения многочисленных школьных проблем и конфликтов. Настоящий учитель всегда любит учиться новому, обретает при этом, по признанию самих педагогов, новую личность. А если в школе есть хотя бы одна такая личность, детям есть на что ориентироваться, у кого учиться доброте, мужеству, ответственности.

Галина ФРОЛОВА
Новосибирск

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru