«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Умер от родов сантехник Синицын
Что стало смешным, перестает быть страшным


Первым делом - знания и дисциплина
И никаких джинсов!


"Их правильность меня бесит"

Господи Боже, помилуй всех нас...

Кошмар у мусорки ...еще не кончился.
И никто не знает, какой вирус свалил детей


Опасно: образовательное пространство!
А выход есть - диалог, компромисс, сотрудничество


Вспомнилось...

Бить или не бить?
Как суд решит, так и будет


Куда смотрит милиция?
Этот вопрос Ирине Лопато задают почти каждый день


Учитель в авторитете
Уважения три века ждут


Дебилизация на фоне инфантилизации
Несвоевременно о своевременном


"Сестра моя, невеста..."
Не переведутся на Руси богатыри и красны девицы!


Поймите нас правильно

Вежливый отказ

Виталий Дьяченко:
Почти все современные достижения педагогики реакционны


Горе для ума
О вреде "лишних" знаний


"Запнуться" за орфограмму
Продолжение разговора об обучении грамоте


Прыжок кенгуру
Биология и география в задачах по физике


Спортивные курьезы
С Олимпиадой не соскучишься


Что взять с собой - компьютер или книгу?
Каким я вижу "источник знаний" XXI века


Заселение лучше колонизации

Понятно почти все
Особенно если используешь дополнительную литературу


Национальный статус
Имя Владимира Даля носит украинский университет


Москве и Петербургу в грантах отказано
В новой программе гуманитарных исследований - только регионы


Кто заказывает "научную музыку"?

Нужна не реклама, а качество
Четыре вуза и один филиал лишили лицензий


Самое жуткое - женщина, семья и... литература

Чуки-Куки

Следуя за судьбой артиста
"Кто ты?" - часто спрашивал себя Смоктуновский


Такая разная жизнь
Творчество - воспроизведение любви


Такая разная жизнь
Творчество - воспроизведение любви


Глупый порядок, Малиновый кордон...

Снимается кино

Юрий ЧЕРНОВ:
Мой самый близкий друг - теща


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
"Их правильность меня бесит"


Каков мир взрослых глазами детей, вступающих в него? Ответ на этот вопрос я попыталась найти с помощью анкетирования, проведенного среди старшеклассников одной из довольно престижных школ Москвы - школы N 1222 с углубленным изучением немецкого языка, где реализуются методы и приемы личностно-ориентированного образования, ведется серьезная работа по развитию творческих способностей детей.
По мнению ребят, современный мир взрослых - несправедливый, сложный, запутанный, жестокий, эгоистичный и непонятный, но вместе с тем интересный, насыщенный и независимый. В основном "взрослый мир" ассоциируется у старшеклассников с довольно негативными понятиями, такими, как хаос, проблемы, ссоры, непонимание, ложь, лицемерие. Есть и такие ответы, в которых "взрослый мир" ассоциируется с правами и обязанностями, ответственностью и самостоятельностью, семьей, карьерой, работой и деньгами. Все это может свидетельствовать о том, что молодые люди, готовящиеся вступить во взрослую жизнь, все же не готовы к ней. Она для них достаточно сложна. Их пугают те новые атрибуты этой взрослой жизни, с которыми им предстоит встретиться уже скоро, а они к ним не готовы.
Это подтверждается и тем, что почти все опрашиваемые одиннадцатиклассники, за малым исключением, не стремятся поскорее стать взрослыми, не желают этого. Так, они отмечают, что детство и юношество беззаботно, в нем меньше ответственности и проблем; лучше оставаться маленькими и жить без забот, иначе придется самим устраивать свою жизнь, появятся какие-либо взрослые проблемы, нужно будет самим зарабатывать на жизнь. Однако, несмотря на то, что предстоящая ответственность за свои поступки пугает, все же одиннадцатиклассники хотят большей самостоятельности, большего доверия к ним со стороны взрослых, веры в их возможности и способности.
Все это наталкивает на мысль о том, что в нашем современном обществе мало обращается внимания на подготовку подрастающего поколения к взрослой жизни. У молодежи не формируется ни в школе, ни в семье личностная ответственность за себя, за свою жизнь, за свое будущее на уровне смысложизненных установок и ценностных ориентаций. В погоне за повышенным уровнем обучения, развитием познавательной сферы школьников, развитием отдельных способностей мы зачастую не уделяем достаточно времени для формирования личности подрастающего поколения, не развиваем его социальное мышление, не позволяем овладевать технологиями эффективной адаптации к социуму.
Что больше всего позитивно влияет на формирование личности старшеклассников, по их мнению? В основном собственные личные наблюдения, которые прибавляют опыта, учат жить, позволяют не допускать ошибок, формируют представление о мире. На втором месте стоит семья. Средства массовой информации и телевидение, по оценкам опрошенных нами детей, выступают часто негативными факторами формирования их личности. "Там слишком много ненужного, даже много развращающего молодежь", "там только врут", "нет ничего интересного, только грубость и насилие", хотя "по телевидению, в журналах и газетах есть информация, которую можно профильтровать и сделать полезной для себя".
Полученные результаты опроса еще раз свидетельствуют о том, что старшеклассники в возрасте 16-17 лет находятся в ситуации самоопределения, самопознания, самооценки происходящего вокруг. Их собственные мироощущения, собственная позиция во многом важнее для них, чем та, что навязана со стороны школы, СМИ или родителей. И это может выступать основой, на которой необходимо развивать социальный интеллект, формировать социальную мобильность, личностную ответственность, способствующих более легкой и позитивной адаптации молодежи к "взрослой жизни".
За что же молодые люди хотели бы покритиковать или высмеять взрослых? "Их правильность меня бесит, все люди ошибаются, а взрослые всегда оправдываются, им сложно признать ошибки", - так на этот вопрос ответила одна девушка. Критике со стороны молодежи подвергаются поступки взрослых в ряде жизненных ситуаций, подавление самосознания и самостоятельности у детей; озлобленность взрослых, их неспособность жить сообща, решения политиков, президентов, равнодушие.
Вот извечная проблема взаимопонимания взрослых и детей, звучащая из уст молодого поколения. И нам, взрослым, для решения ее необходимо начинать именно с себя.

Елена ЧИРКОВСКАЯ,
кандидат психологических наук, доцент

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru