«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Отдыхать будем потом!
Активные и энергичные зарабатывают "на стороне"


Пятьсот "зеленых" - не предел
Молодые специалисты во Владивостоке настроены оптимистично


Три работы - не предел
Пенсионеры трудятся до последнего{e}


Тупик. Выхода нет
Государство свалило интеллигенцию в яму нищеты


А как у них?

Опасный целитель?

Литовских полицейских "ментами" не называют

А не оглянуться ли назад?
В те дни, когда инспектор по делам несовершеннолетних мог сделать многое


Ваш адвокат

Пенсия кормилицы

МЭСМы, БЭСМы и "Эльбрусы",
или Вехи отечественной компьютеризации


Современное поколение о "Поколении.ru"

Сергей МОНАХОВ, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования:
В ФИО все работают на одну идею


Ольга ФРОЛОВА, учитель информатики:
"Я перестала узнавать своих учениц"


Николай СПИРИН, учитель труда:
"Деньги заплатили, но компьютеров нет"


Валентина ГУЗЫНИНА, учитель истории:
"Если что-то делать, - то хорошо"


WWW.Прямая речь.ug

Современное поколение о "Поколении.ru"

WWW.итоги 2001.ug

В Тюмени прорубили окно в интернет

Дойдет ли письмо на волю?
Колонисты осваивают мировую паутину


Федерация меняет ориентацию

100 лет тюрьмы хакеру Иванову
В 2013 году каждое второе электронное письмо будет с вирусом


Текстовые байты

Музыка для всех,
или Деградация нации начинается с молчания


Ученик или "шкаф"?
К вопросу об обязательном содержании образования в России


Поздравляем!
Гордимся вами!


Зорька и Файза
Сельская учительница мечтала о лошади - мы ей лошадь подарили


Детективы затмевают классиков

Колокола тревоги нашей
Внеклассные мероприятия: посадить дерево и спасти человека


Два "ф": французский и физкультура

Романс и свадебный обряд

География расширяется

Круглый стол
Самое святое, что есть у Бога на земле


Учиться учить правам человека

Коккер-спаниель против ротвейлера
Слушателям московского семинара по правам человека, состоявшегося в ноябре, была предложена методическая рекомендация игры в суд


Инженер - это звучит гордо
Так было в России сто лет назад, а что изменилось в наши дни?


На кухне вино уже кипит в кастрюльке!

Не умирать, не выносив дочку...
Смертельно больная женщина отказалась принимать лекарство, потому что ей предстояло рожать.


Тушь течет...

"Учительницу сосватать очень трудно",
- говорит элитная московская сваха


Юбилей противозачаточной пилюли
Между тем американские ученые успешно разрабатывают препараты мужской контрацепции


Почему болит спина?
Королевский физиотерапевт Сара Ки утверждает, что позвоночник нужно как можно чаще... "поить"


Дамские сплетни

Зачем учить все земли?
Кучер довезет, куда нужно


Возвращение "Бродячей собаки"

Письма с Петровки

Сергей Шушарджан:
Вместо хлорки используйте музыку
Она тоже убивает микробы


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Музыка для всех,
или Деградация нации начинается с молчания


Много лет назад мне прислали стихи двенадцатилетней девочки Ирочки Исаковой. Удивительные стихи:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели - это музыка,
И капели - это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Я написал на эти стихи песню, и уже много лет по всей России тысячи детей поют ее и задаются вопросом: что такое музыка?
Мне думается, музыка - это остров сокровищ, доступный всем. Музыка, и в частности хоровая, - это реальная сила, способная объединять целые народы. Ведь нация - это не только общий язык, но и общие песни.

Русский народ издревле любил и умел петь. Именно на базе всесторонней певческой хоровой культуры развивалась уникальная музыкальная культура народа. В России начиная с ХIХ века огромная роль в музыкальной просветительской деятельности принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально, образован. До революции в каждой церковно-приходской школе, гимназии, в каждом реальном училище, институте умели петь красиво, на несколько голосов. Россия славилась своими певцами, композиторами, виртуозными музыкантами, хоровыми дирижерами.
До середины ХХ столетия наш народ еще пел. Живы были известные корифеи хорового искусства П.Г.Чесноков, Г.А.Дмитриевский, А.В.Свешников, В.Г.Соколов и другие. Нашему поколению дирижеров-хоровиков было у кого учиться. Но уже в то время хоров становилось все меньше и меньше: система музыкального воспитания и образования повсеместно работала против хорового пения.
Не случайно сразу же после войны в программах консерваторий и музыкальных училищ пропал обязательный для всех специальный хоровой класс. До 1948 года все студенты - пианисты, струнники, духовики, теоретики - обязательно пели в хорах. Одновременно уничтожалась и экономическая база хорового дела. Силами энтузиастов еще поддерживались взрослые самодеятельные хоровые коллективы при учебных заведениях, в домах культуры. Но работа с детьми для музыканта стала не только не престижна - она просто не кормила. Именно в такое время, в труднейших условиях, при полном равнодушии государства к проблемам музыкальной культуры, родилась первая в СССР хоровая студия "Пионерия". Наш принцип - "музыка для всех". До сих пор мы принимаем в студию всех желающих.
Мы продолжили важнейшую российскую традицию: давать детям музыкальное образование на основе хорового пения. За нами последовали тысячи людей. В СССР начали открываться хоровые студии. В Москве к 1970 году их было больше ста, в Краснодаре - более 20, в Куйбышеве - около 30. И так по всем городам России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстана и других республик бывшего Союза. Особенно ощутимую государственную поддержку хоровое пение получило в Прибалтийских республиках и Белоруссии, став важным компонентом образовательного процесса в школе, а сами школы так и назывались - с хоровым уклоном. Эти традиции там до сих пор поддерживаются и развиваются.
А что же происходит в нашей необъятной России? В системе дополнительного образования сделано много важного и значимого. Но проблема в том, что хоровые студии, так же как и музыкальные школы, относятся к системе дополнительного образования, а количество обучающихся в них детей составляет всего 3,5-4% всех детей России. Следовательно, по-настоящему музыке обучается очень небольшой процент ребят, да и предпочтение отдается инструментальной музыке. Значимость хорового пения явно недооценивается. Мне кажется, что это большая беда, ибо петь может каждый и учить нужно всех, а не избранных. Уже многие годы непрестанно идет дискуссия о том возмутительном факте, что в большинстве общеобразовательных школ музыке отведен всего 1 час в неделю. Музыка в школе на задворках! За один урок в неделю невозможно дать ученикам полноценные музыкальные знания на уровне элементарного образования.
В школу сегодня не идут выпускники музучилищ. Представьте себе молодого специалиста, который за одну ставку (18 часов в неделю с заработной платой 600-700 рублей в месяц) должен музыкально образовать 18 классных коллективов. В этом проявляется явно пренебрежительное отношение общества и государства к музыкальному образованию детей и к музыке вообще. Уверен, никаким дополнительным образованием нельзя заменить всеобуч.
Любой здоровый ребенок может петь, танцевать, играть на несложных музыкальных инструментах. Задача взрослых - развивать все эти способности. Деградация и дебилизация той или иной нации начинается с равнодушного отношения общества и государства к ее искусству и культуре. Принижение значения эстетического, музыкального, художественного образования резко негативно отражается на духовно-интеллектуальном уровне целых поколений. Приходится констатировать: мы по-прежнему теряем главное богатство любой нации - ее генофонд.
Весь ХХ век из страны уезжали талантливые люди, не находившие себе применения на Родине. Но согласитесь, так называемая утечка мозгов - это ведь только полбеды. В последние десятилетия наши дети, особенно в отдаленных от центра регионах страны, оканчивая школу и выходя на самостоятельную жизненную дорогу, становятся какими-то уязвимыми, в них виден психологический надлом, духовная неустойчивость. Многие чувствуют свою неполноценность, ненужность, что ведет впоследствии к бездуховности и потере моральных принципов. А там, где правит порок, непременно есть место преступлению.
Мне думается, что психологический надлом в человеке как в личности происходит еще в детстве и в этом виновны и семья, и школа. Многие родители не понимают, что изучение, например, иностранного языка бесспорно важное занятие для ребенка, но не главное. Есть истина, которая заложена в русских традициях, в русской ментальности, но, к сожалению, не заложена в фундаменте нашего всеобщего образования, - душа обязана трудиться. Духовные качества человека - вот что в первую очередь должна формировать и развивать школа, которая, к великому сожалению, до сих пор не поет, не танцует, не играет, а изощряется в приумножении различных специальных предметов.
Если школа не образовывает музыкально, значит, она по сути не является общеобразовательной. В неразрывной системе "буква - цифра - нота" отсутствует нота. В результате дети не приобщены к самым главным музыкальным пластам - народному и академическому. Им доступна только эстрадная музыка, и то не лучшие ее образцы. Отсюда берется неполноценность детей. Говорить не умеют, петь, танцевать - тем более. Не умеют и слушать.
Формула здоровья предполагает тесную взаимосвязь физического и духовного здоровья. Не случайно говорят, что в здоровом теле здоровый дух, и наоборот, что здоровый дух лечит тело. Проехав вместе с доктором медицинских наук профессором Владимиром Базарным несколько районов Пермской и Калужской областей, мы видели, как серьезно и глубоко обсуждались самые трепещущие и злободневные проблемы, связанные со здоровьем детей и молодежи. Владимиром Филипповичем разработана авторская программа "Спасем детей - спасем Россию". Мне довелось участвовать в реализации той части программы, которая направлена на духовное оздоровление детей и которая начиналась с совместного пения всех присутствовавших на наших встречах - глав и сотрудников администраций районов, медицинских работников, военных и финансистов, учителей и воспитателей. После испытываемого в подобном действии единодушия сразу и проблемы решаются проще и быстрее, и настроение становится радостным от ощущения, что ты не один и есть люди, одинаково с тобой мыслящие.
О негативном влиянии средств массовой информации на воспитание и формирование полноценного человека все уже устали говорить.
Вместо того чтобы просвещать и образовывать, наши каналы телевидения лишь развлекают. Информации много, но ведь она часто актуальна лишь на короткое время или вообще не нужна, только засоряет мозги. Очень мало добрых, по-настоящему полезных для зрителя передач, особенно детских. Почти отсутствуют образовательные и обучающие. Есть, к счастью, канал "Культура". Но, во-первых, вещает он далеко не во всех регионах страны, а во-вторых, он также в малой степени несет образовательную и воспитательную функции, скорее - познавательную и информационную, и, к сожалению, нет охвата всех сфер культуры.
А ведь раньше у нас был "Образовательный" канал, на котором проводились незабываемые встречи с интересными, творческими людьми, открытые уроки, обучающие занятия и передачи. Многие композиторы, дирижеры, хормейстеры, поэты и писатели очень тесно и плодотворно сотрудничали с радио. Нашей хоровой студией записано на радио более двухсот произведений. Где они? Не слышно записей не только нашего коллектива, но и многих других знаменитых хоров, как детских, так и взрослых. Кто-то скажет, что это старые записи, но ведь и новых нет! Коллективы есть, а услышать их нельзя ни по радио, ни на ТВ.
По радио раньше разучивались песни, ноты которых можно было найти во многих газетах и журналах. У педагогов не было недостатка в методической литературе. Ноты быстро расходились по регионам, и через какое-то время полюбившиеся песни пела вся страна. Плодотворно работали детские филармонии и детские редакции - все эти формы пропаганды и обучения нужно непременно восстанавливать.
Не могу не привести в пример Финляндию, входившую некогда в состав Российской империи, где музыкальные традиции бережно сохраняются и развиваются. Там поистине всенародные хоры. В них поют члены парламента, руководители фирм, директора предприятий, ученые и врачи, рабочие и крестьяне. В маленькой стране (населения там в два раза меньше, чем в Москве) более 1500 мужских хоров, не считая смешанных и детских. Там понимают, что хоровое пение сплачивает, духовно обогащает людей и дело это серьезное.
А в Москве почти за восемь десятков лет не построено ни одного по-настоящему акустически хорошего концертного зала. Кроме старинных залов Консерватории и приспособленного бывшего театра В. Мейерхольда - Зала им. П.И.Чайковского (кстати, с посредственной акустикой), негде проводить большие хоровые концерты так, чтобы музыка дошла до слушателя в живом звучании, а не через усилители и динамики.
К сожалению, мало кто знает, что в Москве два раза проводился Большой хоровой собор у Храма Христа Спасителя. Это грандиозное событие каждый раз объединяло более 3000 участников одновременно на одной сценической площадке и более 100000 зрителей.
Наряду с именитыми хоровыми коллективами, государственными оркестрами и ансамблями в Соборе принимал участие сводный хор Федерации детских и юношеских хоров России, что говорит о высоком исполнительском мастерстве любительских хоров, и это очень радует и обнадеживает. Мне посчастливилось руководить сводным хором и видеть тысячи прекрасных, одухотворенных лиц. Нигде в мире под открытым небом таким огромным составом не исполняются сложнейшие произведения Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Чайковского. В этом смысле Собор у Храма Христа Спасителя - уникальное явление музыкальной культуры мира. Готовясь к третьему хоровому Собору, который должен был состояться в сентябре 2001 года, мы провели Детскую хоровую ассамблею в Большом зале Московской государственной консерватории, а 27-28 апреля 2000 года - еще одну хоровую ассамблею. К нам приехали хормейстеры, педагоги-музыканты, композиторы и участники детских и юношеских хоровых коллективов из Белоруссии, Твери, Владимира, Екатеринбурга, Самары, Краснодарского края, Москвы и Московской области.
К сожалению, запланированный ранее третий Большой хоровой Собор не состоялся по непонятным причинам. Вся наша огромная подготовительная работа к этому событию не имела своего продолжения. Таким образом, новое замечательное начинание в области развития отечественной музыкальной культуры оказалось под угрозой срыва в будущем.
Отрадно сказать и о хорошем. В 2000 году наступил настоящий прорыв в развитии хоровой образовательной программы "Возрождение и развитие российской певческой хоровой культуры". Среди авторов программы - доктор педагогических наук, академик Ю.Б.Алиев, заслуженный деятель искусств России, профессор Г.А.Ковалев, ведущий специалист по теории и практике вокала, академик В.В.Емельянов, доцент Российской академии им. Гнесиных Г.Н. Шатковский и другие видные деятели искусства и культуры.
Главная цель программы - создание и воплощение в жизнь комплексной системы непрерывного музыкального образования с дошкольного (3-4 года) до старшего школьного возраста на основе массового хорового пения. Предполагается, что программа охватит все крупные города России и на базе одного из местных учебных заведений того или иного города, имеющего необходимые для этого условия (кадры, помещения, традиции и т.д.), будут проводиться семинары-курсы (не реже двух раз в год); открытые уроки, ежегодные научно-практические конференции; вокальные, хоровые, сольные фестивали и конкурсы, праздники песни, профильные хоровые лагеря с параллельным обучением (как детей, так и педагогов).
Программой предусматривается создание большого детско-юношеского сводного хора города, района; издание тематических репертуарных и методических сборников, посвященных развитию положительного опыта музыкального образования в городе (районе); постоянная популяризация детского и юношеского музыкального творчества города, района, региона средствами массовой информации: телевидением, радио, с помощью создания информационной рубрики; постоянное взаимодействие со всеми творческими союзами, государственными, частными и общественными организациями, работающими с детьми и для детей, филармонией; регулярные консультации и информационный творческий контакт между регионами, работающими по программе.
Два года назад о социальной образовательной программе "Возрождение и развитие российской певческой хоровой культуры", а также об общих проблемах хорового образования шла речь на объединенной коллегии министерств культуры и образования, которая проходила в ноябре 1999 года под председательством вице-премьера Российского правительства Валентины Матвиенко. Выступая, я говорил о целях и задачах программы, о необходимости придания ей всероссийского статуса и реализации на уровне министерств культуры и образования. Прошло почти три года, но все, что нам удалось, - это внедрить данную программу лишь в отдельных регионах России, и то с неимоверными усилиями. Внедрение ее возможно только там, где культурой и образованием управляют неравнодушные, грамотные профессионалы. Есть чиновники, которые не делают и малой доли того, что могут, часто сетуя на нехватку бюджетных средств. Кто бы подсчитал, сколько в России денег тратится не по назначению - приемы, банкеты и тому подобное! Но мы по-прежнему надеемся, что в министерствах захотят действительно возрождать лучшие традиции русской культуры и наша программа станет всероссийской. Это необходимо прежде всего детям, да и взрослым тоже, ведь все мы хотим жить в культурной, цивилизованной стране, а не в стране бомжей и преступников.
Георгий СТРУВЕ,
президент Федерации детских и молодежных хоров России, народный артист России

 

 


На титульную страницу