«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Отдыхать будем потом!
Активные и энергичные зарабатывают "на стороне"


Пятьсот "зеленых" - не предел
Молодые специалисты во Владивостоке настроены оптимистично


Три работы - не предел
Пенсионеры трудятся до последнего{e}


Тупик. Выхода нет
Государство свалило интеллигенцию в яму нищеты


А как у них?

Опасный целитель?

Литовских полицейских "ментами" не называют

А не оглянуться ли назад?
В те дни, когда инспектор по делам несовершеннолетних мог сделать многое


Ваш адвокат

Пенсия кормилицы

МЭСМы, БЭСМы и "Эльбрусы",
или Вехи отечественной компьютеризации


Современное поколение о "Поколении.ru"

Сергей МОНАХОВ, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования:
В ФИО все работают на одну идею


Ольга ФРОЛОВА, учитель информатики:
"Я перестала узнавать своих учениц"


Николай СПИРИН, учитель труда:
"Деньги заплатили, но компьютеров нет"


Валентина ГУЗЫНИНА, учитель истории:
"Если что-то делать, - то хорошо"


WWW.Прямая речь.ug

Современное поколение о "Поколении.ru"

WWW.итоги 2001.ug

В Тюмени прорубили окно в интернет

Дойдет ли письмо на волю?
Колонисты осваивают мировую паутину


Федерация меняет ориентацию

100 лет тюрьмы хакеру Иванову
В 2013 году каждое второе электронное письмо будет с вирусом


Текстовые байты

Музыка для всех,
или Деградация нации начинается с молчания


Ученик или "шкаф"?
К вопросу об обязательном содержании образования в России


Поздравляем!
Гордимся вами!


Зорька и Файза
Сельская учительница мечтала о лошади - мы ей лошадь подарили


Детективы затмевают классиков

Колокола тревоги нашей
Внеклассные мероприятия: посадить дерево и спасти человека


Два "ф": французский и физкультура

Романс и свадебный обряд

География расширяется

Круглый стол
Самое святое, что есть у Бога на земле


Учиться учить правам человека

Коккер-спаниель против ротвейлера
Слушателям московского семинара по правам человека, состоявшегося в ноябре, была предложена методическая рекомендация игры в суд


Инженер - это звучит гордо
Так было в России сто лет назад, а что изменилось в наши дни?


На кухне вино уже кипит в кастрюльке!

Не умирать, не выносив дочку...
Смертельно больная женщина отказалась принимать лекарство, потому что ей предстояло рожать.


Тушь течет...

"Учительницу сосватать очень трудно",
- говорит элитная московская сваха


Юбилей противозачаточной пилюли
Между тем американские ученые успешно разрабатывают препараты мужской контрацепции


Почему болит спина?
Королевский физиотерапевт Сара Ки утверждает, что позвоночник нужно как можно чаще... "поить"


Дамские сплетни

Зачем учить все земли?
Кучер довезет, куда нужно


Возвращение "Бродячей собаки"

Письма с Петровки

Сергей Шушарджан:
Вместо хлорки используйте музыку
Она тоже убивает микробы


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Сергей Шушарджан:
Вместо хлорки используйте музыку
Она тоже убивает микробы


"Какие только методы не применяют для исцеления недугов: массаж, водные процедуры, грязевые ванны, иглоукалывание. Оказывается, можно еще и музыкой лечить..." - думал я в центре Москвы на Поварской, у дверей знаменитой "Гнесинки"... Сергей Ваганович Шушарджан - президент международной академии интегративной медицины. Доктор медицинских наук, профессор. Консультант московской поликлиники N20, где находится клиническая база учебного отделения музыкальной терапии и реабилитации Российской академии музыки имени Гнесиных. Шушарджан - руководитель этого отделения.

- Сергей Ваганович, у вас два образования - медицинское и музыкальное. Расскажите, как вы стали врачом, "шагающим с песней по жизни"?
- Я родился на Ставрополье. В 1977 году закончил медицинский институт по профилю врач-лечебник и параллельно занимался музыкой. У меня рано появился певческий голос, и я очень хотел поступить в консерваторию. Сначала закончил Пятигорскую музыкальную школу по классу скрипки. Работая врачом, пел в народном оперном театре. Через три года моя мечта сбылась - я поступил в консерваторию на вокальный факультет. Я закончил ее, уже будучи главным врачом поликлиники. Потом - театр. Работал оперным певцом. Параллель музыки и медицины тянулась в моей жизни до начала девяностых, когда я уже был солистом Большого театра. Тяжело было совмещать театральные гастроли с работой врача. После долгих раздумий пришлось делать выбор в пользу медицины.
- Как вы пришли к тому, чтобы всерьез заняться музыкальной терапией? Кто подкинул вам эту идею?
- В 1993 году я участвовал в записи новогоднего "Голубого огонька" на РТР - пел в сопровождении оркестра. Зрители были удивлены, что у врача хорошо поставленный голос. Один из известных психотерапевтов, находившийся в студии, в перерыве подошел ко мне и, поздравив с успехом, сказал: "Сергей Ваганович, вы находитесь на стыке музыки и медицины. Сейчас на Западе бурно развивается музыкальная терапия. А вы в этом направлении в России, как никто другой, можете сделать очень много, поскольку профессионал и в том, и в другом деле..."
Тогда я всерьез заинтересовался музыкальной терапией и изучил то, что уже сделано в этой области. В Центральной медицинской библиотеке перерыл всю имеющуюся библиографию. И с удивлением узнал, что музыкальная терапия применяется уже не одну тысячу лет, что она известна еще с библейских времен...
- Интересно, где впервые стали лечить музыкой?
- Оригинальная народная индийская музыка базируется на философии и математике. В Древней Индии она носила не только развлекательный характер. Еще за много лет до нашей эры индусы заметили, что с помощью музыки можно совершенствоваться духовно, что она благотворно воздействует на человека, на его здоровье. А у древних китайцев вообще была изощренная музыкально-терапевтическая система. Древние греки - Платон, Аристотель, Гиппократ тоже применяли музтерапию...
Первые научные попытки осмысления музыкальной терапии были сделаны в начале ХХ века. Российский исследователь, академик, психиатр Бехтерев говорил, что "музыка является властительницей наших мыслей и душ". Тарханов, Сеченов сталкивались с серьезным влиянием музыки на человека... Во второй половине ХХ столетия музтерапия стала бурно развиваться в странах Запада, особенно в США. Там нашлись специалисты-энтузиасты, которые поняли не только культуральное значение музыки, но и лечебное. И начали создавать свои школы.
Очень убедительно для западной общественности, особенно медицинской, предстали положительные эксперименты в лечении участников второй мировой войны. Сегодня в Европе и США более ста университетов готовят профессиональных специалистов в области музтерапии. Выпускники получают дипломы, работают в клиниках, реабилитационных центрах, санаториях, домах матери и ребенка, в психиатрических больницах.
- А как в России обстоят дела в этой области?
- В музыкальной академии имени Гнесиных введена специальность "музыкальная реабилитация". Это лечение музыкой различных заболеваний, восстановление здоровья после травмы, когда у человека нарушается речь или координация движений. В этом направлении будут работать музыкальные реабилитологи. И эта специальность, будем надеяться, приобретет официальный статус. В отделении музтерапии и реабилитации при РАМ создан пятилетний учебный план. С марта 2001 года первые будущие музыкальные реабилитологи уже приступили к заниятиям. В октябре был первый набор для людей с высшим образованием. Необязательно с музыкальным. Есть группы и для психологов, врачей, педагогов.
- Сергей Ваганович, какая музыка может применяться в медицине? Любая? Тяжелый рок отпадает?
- Хорошей музыки много в различных жанрах и направлениях. Рок-музыка - не исключение. Например, Элвис Пресли, Майкл Джексон, те же "Битлз" и другие известные группы. Но немалая часть коллективов и исполнителей этого направления, как правило, люди не очень образованные и не всегда психически адекватные. Разве это культура - неряшливая одежда, общение без всяких норм и правил? И эти антиобщественные модели навязывают молодежи. Какая из этого может получиться терапия? "Раскрутчики" придумали уловки. Какие? Дескать, это музыка для молодежи, зрелые люди ее не понимают, до них "не доходит". А на самом деле - это примитивнейшая музыка. О текстах я вообще молчу. Рок-концерты всегда сопровождаются громкостью, превышающей все санитарные нормы. Громкость - самый вредный фактор. Например, в США сейчас больше 20 процентов молодежи страдает тугоухостью и глухотой.
Я считаю, что антикультуру надо запрещать законодательным путем. Есть рок-группы, которые исповедуют сатанизм и не отрицают этого. Они прославляют смерть и разрушение. Есть страны, в которых такая "музыка" просто запрещена. Эта музыка как наркотик. Она оболванивает детей, оглупляет их, превращает в агрессивные существа... Музыка насилия - это наш враг.
Молодежи надо прививать хорошие вкусы. Мы рекомендуем школам включать хорошую музыку на переменах, в буфетах. Она благотворно действует на физическое здоровье детей, снимает напряжение, стресс. Музыкотерапию можно применять для регуляции асоциального поведения детей и подростков.
- Сергей Ваганович, а как может музыка влиять на организм человека?
- Каждый человеческий орган - источник энергии и электромагнитных волн. Он имеет чисто физические параметры, в том числе и резонансные. Если это соотношение разложить, то получится музыкальный аккорд. Каждый орган - печень, сердце, селезенка - звучит по-своему. И в целом - это гармония. Ведь основная задача музыки - созидать, укреплять и гармонизировать. Еще древние об этом говорили. И ряд наших работ посвящен влиянию музыки на клетки человеческого организма. Правильно подобранная музыка тормозит развитие раковых клеток. От хорошей музыки погибают и микробы. Представляете?
Мы создали несколько музыкальных оздоровительных программ, каждая из которых состоит из ряда произведений. Принцип отбора несложный. Можно анализировать один звук, сочетание звуков или конкретные симфонии, сонаты. Например, произведения Бетховена, Моцарта, Баха, Генделя. Музыка - мощнейший фактор, воздействующий на человека. Она влияет на его поведение, образ мыслей, память...
- Музыка серьезно воздействует на детей. Каким образом их можно лечить музыкой? Есть ли какие-то конкретные примеры?
- У меня лечится тяжелобольная девочка Женя. Ей три с половиной года. У нее детский церебральный паралич. Она не умеет ходить. До последнего времени Женя не узнавала родителей. Полная отрешенность. И реагировала она только на музыкальные звуки. Девочку осмотрели, провели диагностику, тестирование, подобрали программу. И после полуторамесячных музыкальных занятий выражение ее лица стало осмысленным. Она сделала первые шаги. В этом - несомненный успех музтерапии...
- Может быть, еще и песней лечите?!
- Да, мы широко используем практику пения. Смысл этого - колоссальный. Вы, наверное, знаете такое изречение, что дыхание - это жизнь. От того, как мы дышим, зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое (правильное) дыхание - дыхание нижними ребрами. Дыхание нижней частью грудной клетки - наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Отсюда - бронхиальная астма. Или сердечные дисфункции.
- А при чем здесь вокал, пение?..
- Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. С помощью специальной аппаратуры мы снимаем ее c любого органа, делаем математические раскладки и анализируем. Мы объективно можем выявить резонансные ноты печени, селезенки... И потом все эти данные используем для акустического массажа. Попробуйте промассировать печень руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно полностью восстановить кровообращение и удалить застои. У одного моего пациента - мальчика девяти лет - была бронхиальная астма. В тяжелой форме. С ним провели курс комплексного лечения и вокалотерапии. И ребенок выздоровел. Его родители по моему совету отдали мальчика в хор, и он всерьез увлекся пением. Еще в детской практике вокалотерапия вылечивает заикание. И поверьте, результаты прекрасные.

Михаил БОНДАРЕВ

 

 


На титульную страницу