«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
"Судьба прилагательных лишена перспектив"
Задания первой областной олимпиады по русскому языку


Олимпиада проводилась в три тура для школьников VIII-IX и X-XI классов. Содержание областного состязания по русскому языку составляли задания самого различного характера: задания, требующие наблюдения и обобщения фактов, знакомства с литературой, смекалки, умения логически мыслить; задания, основанные на хорошем знании школьного курса; задания по лингвистическому (филологическому) анализу текста. По своему лингводидактическому характеру предлагавшиеся задания, с одной стороны, отражали школьные программы по русскому языку, с другой - были ориентированы на задания Всероссийской олимпиады по русскому языку.

ПЕРВЫЙ ТУР
VIII-IX классы
1. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?
Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.
2. Перечислите признаки категории рода в русском языке. Как род существительных связан с одушевленностью/неодушевленностью? Все ли существительные имеют род?
3. В системе русской орфографии до 1917 года употреблялись буквы и (восьмеричное) и i (десятеричное). Объясните происхождение этих названий.
4. Почему склонение фамилий лиц женского пола с основами на -ин, -ов ближе к именам прилагательным, чем склонение фамилий мужского рода? На каком основании можно сделать этот вывод?
5. В окончаниях каких частей речи обнаруживаются формы указательных местоимений?
6. Какова синтаксическая функция личных местоимений в отрывке из стихотворения М.Ю.Лермонтова?
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
7. Объясните значение следующих фразеологизмов.
Во время оно, лезть на рожон, с открытым забралом.
Какое значение имели в русском языке выделенные слова?
8. Какие вы знаете словари синонимов русского языка? О чем в них рассказывается? Как строится словарная статья в таких словарях?
9. Какие научно-популярные книги о русском языке вы читали?
10. Объясните лексическое значение, происхождение и образование слов факс, фристайл, алиби, апелляция.
Приведите примеры их употребления. В каких стилях речи они употребляются?
11. Прокомментируйте следующие строчки из романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин":
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
(1, XV)
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
(1, XXXV)
12. Являются ли приведенные ниже слова этимологически родственными? Мотивируйте свой ответ.
Волоколамск - привлекательный - влажный. Золотой - желтый. Иметь - взимать - взятка. Вещий - известие. Воротник - вратарь - подворотня - привратник - воротило - вращать.
13. Постройте словообразовательную цепочку из данных ниже слов.
Глазок, глаз, глазной, глазница, глазастый, глазеть, сглазить, узкоглазый.
14. Поставьте ударение в словах:
Алфавит, балованный, дефис, доллар, квартал, кухонный, мизерный, сироты, созыв, статуя, феномен, эксперт.
15. Чем различаются приведенные ниже паронимы?
Единичный - единственный - единый, гарантийный - гарантированный; добрый - добротный; роспись - подпись.

X-XI классы
1. Напишите заявление на имя директора школы с просьбой допустить вас к участию в олимпиаде по русскому языку.
2. Почему азбука, которой мы пользуемся, называется кириллицей?
В каких еще странах и для каких языков используется кириллица?
3. Какие звуки может обозначать буква с? Приведите примеры.
4. Объясните, почему после ж, ш всегда, а после ц почти всегда пишется буква и, хотя произносится гласный звук [ы].
5. Укажите правильное ударение в следующих словах:
Баловать, диспансер, закупорить, камбала, кладовая, намерение, силос, столяр.
6. Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения С.Есенина "Песнь собаке" и определите, какая диалектная фонетическая особенность здесь отражена.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
7. Отметьте, какие из приведенных ниже слов с сочетаниями ра, ла, ре, ле не являются старославянскими по происхождению.
Трава, плен, среда, кран, сладкий, слава, правда, брат, страна, план, след, шлем, мрак, власть, глава, град.
8. Слово караул
а) заимствовано из польского языка,
б) является исконно русским,
в) заимствовано из тюркских языков?
9. Определите значение и происхождение следующих фразеологизмов.
Разделать под орех, человек в футляре, кричать во всю ивановскую, при царе Горохе.
10. Укажите, каким способом образовано слово побережье:
а) суффиксальным,
б) суффиксально-префиксальным,
в) префиксальным.
11. Выделите основу и окончание в следующих словах:
Зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий.
12. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных библиотекарь, редактор, кум, договор, торт.
13. Определите род имен существительных:
Барокко, досье, конферансье, кофе, сирокко, хинди, Баку, МГУ, ГИБДД.
14. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?
15. Какие из перечисленных языков родственны русскому?
Немецкий, финский, итальянский, литовский, эстонский, армянский, азербайджанский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский.
16. С помощью каких языковых средств А.С.Пушкин и Я.П.Полонский в стихотворениях "Бесы" и "Зимний путь" описывают настроение автора от зимней дороги? Что объединяет эти два стихотворения и чем они различаются в языковом отношении? (Тексты стихотворений приводятся).

ВТОРОЙ ТУР
VIII-IX классы
1. Как толкуются понятия "одушевленные существительные", "неодушевленные существительные" в вашем учебнике? Какие признаки, на ваш взгляд, необходимо добавить?
Приведите примеры колебания одушевленности/неодушевленности существительных. Объясните причины этих колебаний.
2. Как используется категория рода неодушевленных существительных в поэзии? Покажите на примерах.
3. Многие русские народные сказки начинаются со слов:
"В тридесятом царстве тридевятом государстве жил-был царь..."
Объясните значение, образование и употребление этих числительных.
4. Академик В.В.Виноградов писал:
"Судьба притяжательных [прилагательных] лишена перспектив".
Как вы думаете почему?
Почему притяжательные прилагательные не могут быть образованы от существительных среднего рода?
5. Почему местоимения его, ее, их могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой?
6. Объясните расстановку знаков препинания в стихотворении М.Ю. Лермонтова "И скучно и грустно".
(Текст приводится).
7. Объясните значение следующих фразеологизмов:
Недремлющее око, страшный суд, дворянское гнездо, продать с молотка.
8. Какие этимологические словари русского языка вы знаете? О чем в них рассказывается? Как строится словарная статья в этимологическом словаре?
9. Какие научно-популярные книги по русскому языку вы читали?
10. Объясните лексическое значение, происхождение и образование слов менталитет, киллер, шлягер, шейпинг. Имеются ли синонимы этих слов в русском языке?
11. Определите, в каком значении в данном контексте употреблено выделенное слово.
Девицу Налимову одели в трико и коротенькую визитку, слегка тронули лицо сажей, вооружили железным листом и выпустили на сцену в роли кузнеца Клеона (М.Е.Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы).
В каком значении это слово употребляется сейчас?
12. Какие из приведенных ниже слов этимологически являются родственными? Мотивируйте свой ответ.
Юг-ужин; кровля - кровать - покрывало; завтра - заутреня - завтрак; ведомость - вожак - вожделение - проводник; нога - ноготь - нож - подноготная.
13. Сгруппируйте слова с омонимичными корнями в зависимости от значения корня. Укажите производящую основу этих слов.
Приморье, заморить, приморский, уморить, мор, морской.
Губа, пагубный, пригубить, загубить, губка, губастый.
14. Установите, какие звуки произносятся на месте рядом стоящих букв в данных словах.
Разжечь, разжижить, расшатать, расшевелить, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.
15. Что такое топонимика? По возможности объясните это понятие с использованием местного материала.

X-XI классы
1. Напишите доверенность на получение какого-либо документа (например, свидетельства об окончании курсов).
2. Как обозначается звук [j] в русской графике?
3. Объясните, почему возникли варианты имен Агафон - Гапон, Иосиф - Осип, Стефан - Степан, Прокофий - Прокопий и т.д.
4. Почему в русском языке больше согласных, чем в английском, немецком, французском, а гласных, наоборот, значительно меньше?
5. Укажите правильное ударение в следующих словах.
Каталог, кремень, рудник, свекла, соболезнование, сосредоточение, ходатайство, цемент, щавель.
6. Ниже даны два отрывка из стихотворения А.С.Пушкина "Анчар". Напишите в транскрипции выделенные слова. Приведите примеры из произведений русских поэтов XIX века, в которых встречаются подобные явления.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Но человека человек
Послал к анчару властным
взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
7. Докажите, что слово история многозначно. Составьте с разными значениями этого слова предложения.
8. Укажите, чем является выделенное слово в следующем отрывке из стихотворения С.Есенина "Письмо матери": а) архаизмом; б) неологизмом; в) жаргонизмом; г) диалектизмом.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
9. Слово каракули
а) заимствовано из латинского языка,
б) заимствовано из арабского языка,
в) заимствовано из тюркского языка,
г) является исконно русским?
10. Каким способом образовано слово перепись:
а) префиксальным,
б) безаффиксным,
в) суффиксальным?
11. Объясните происхождение "крылатых выражений":
Не хочу учиться, а хочу жениться. Они хочут свою образованность показать. Свежо предание, а верится с трудом. Чтение - лучшее учение.
12. Как называются жители следующих городов Московской области?
Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Королев, Луховицы, Люберцы, Подольск, Реутов, Руза, Химки, Шатура.
13. В чем заключаются отличительные особенности (семантические, грамматические, стилистические) числительного один, одна, одно, одни.
14. В древнерусских текстах употребляются формы местоимений 1-го лица азъ, язъ, я. Какая из них является иноязычной?
15. Отметьте, какие из приведенных ниже языков являются славянскими.
Польский, чешский, венгерский, румынский, болгарский, македонский, греческий, албанский, хорватский, итальянский, грузинский, русский, армянский, белорусский, литовский, украинский, молдавский.
16. Укажите различия в значении следующих слов.
Экономный - экономичный - экономический; осудить - обсуждать; главный - заглавный.
17. Какими языковыми средствами И.С.Никитин описывает картину пробуждения природы в стихотворении "Утро"?
(Текст приводится).

ТРЕТИЙ ТУР
VIII-XI классы
Домашнее задание.
1. Напишите отзыв о стихотворении Ф.И.Тютчева "Осенний вечер" ("Есть в светлости осенних вечеров..."). Отметьте языковые особенности текста.
2. Напишите две миниатюры на заданную тему в публицистическом и художественном стилях. Тема: "Книга".
Н.ГОЛЬЦОВА,
Л.КОПОСОВ,
Московский педагогический университет

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу