«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
"Перееханные" Толкиеном,
или Еще раз о плащах и деревяшках


Вместе!..
Куда и зачем?


Откровенно об "Откровении"

Наш дом - "Газпром"!

Нужно ли планировать энтузиазм?
На смену идеологизации пришли деньги


Везде есть место дуракам

Путин - последний пионер

Прогульщицей объявляется..,
или Сильней инструкции зверя нет


Все лучшее - школе!
И это не просто красивые слова. Это реальная политика властных органов Липецкой области


Сыграем в демократию? Сыграем!
Но только не для галочки...


История учит

Подайте... на журнал

Ваш адвокат

Только на общих основаниях

Экономика должна быть экономной?
Позавчера "лгали", вчера "сокращали", сегодня "разграничиваем"... А когда учить будем?


Крутой рэппер Кронгауз,
или Праздник для родителей


Самозванцы поневоле
Амбиции мэра оказались сильнее закона


80 лет - самая трудовая пора

Розовые бланки - выпускникам, подписку о неразглашении - преподавателям
Единый государственный "шагает" по стране


Пятнадцатый камень Рэндзю

Травы Михайловского

Моршен и Малышкин - в одной книжке

Заложники
Жестокость в детско-родительских отношениях и ее последствия


Христианочки,
или Царство Божие в отдельно взятом семействе


Свадьба пела и смеялась. Свадьба моего сына, моего кормильца, моей опоры.

Семь профессий в одном флаконе
В Краснодарском машиностроительном колледже хранят традиции и прогнозируют будущее


Нужны России мастера!
Они главное богатство страны


Кто поможет СПО?

Вопросы и ответы

Наталья АЛЕКСЮТИНА
Призрак Мотылькова


Сергей КОЛОСОВ:
Условием для моей свадьбы был красный диплом


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Проблема есть, хотя и не вполне очевидная


- Ирина, у тебя мама татарка, папа русский. Почему ты решила поменять русскую фамилию на татарскую при получении паспорта?
- Потому что папа с мамой сказали, что с татарской фамилией мне будет легче в жизни!
(Из беседы учениц одной
из казанских школ)


Однажды администрация обычной общеобразовательной школы получила телефонограмму из районного отдела образования с предписанием составить списки учителей, которые ведут уроки на татарском языке. Для справки: уже несколько лет в любой школе республики есть классы, где воспитание и учение ведется на татарском языке. Порой в силу ряда причин подобные классы существуют только на бумаге. Обучение на татарском языке проводится лишь в отчетах и документах. В данной школе то же самое. Что делать? Ее администрация, как всегда, вышла из затруднительного положения, записав всех учителей с татарской фамилией. Однако возникла неожиданная ситуация - учителя истории были все русские, а вроде как русских, свободно говорящих, а тем более ведущих исторические дисциплины на татарском языке и в Татарстане днем с огнем не найдешь, то тут задумались. Но потом смело записали педагога с типично русской фамилией. А чтобы не было никаких вопросов, в скобках указали - учитель крещенный татарин! С тех пор этот случай всегда вызывает гомерический хохот у учителей республики. Вообще-то уже становится не смешно, и об этом все больше и больше говорят работники образования. Позвольте прояснить проблему, которая в будущем может ой как аукнуться.
В 90-х годах в Республике Татарстан была принята целая серия законов о возрождении татарской национальной культуры, языка и т.п. Став государственным, татарский язык, на законных основаниях вошел в сетку расписания всех без исключения школ. Конечно же, возрождать утраченное за годы Советской власти свое национальное - святое дело. Особенно сейчас татарский народ остро нуждается в своей национальной интеллигенции, своих поэтах, художниках, артистах. И прежде всего народ должен знать в совершенстве свой язык. Для того чтобы заложить основу для этого нужного дела, и были созданы национальные школы, татарские лицеи и гимназии, вузы. Здесь ученики и студенты полностью погружены в национальную татарскую атмосферу, что, естественно, существенно помогает обучению и повышает уровень национального сознания. Но дальше дело принимает немного другой оборот.
Раз в Татарстане два государственных языка - татарский и русский, то решили, что татарский должны знать все. (А вскоре, предполагается учитывать знание татарского языка при приеме на работу!). Татарский язык появился в школьном расписании - 6 часов в неделю. Это больше, чем на русский и иностранные языки. И у родителей появилась еще одна головная боль! Причем как у русских, так и у татарских. Все ходят по соседям, ищут в справочной литературе лишь для того, чтобы ребенок мог выполнить домашнее задание. Академический язык имеет расхождения с разговорным. После 10 лет обучения дети спокойно говорят, читают, а перевести самый простой текст не могут. Причин здесь много. Одна из них - проблема в кадрах. Как правило, преподаватели татарского языка - молодые девушки, заочницы педагогического университета, которые приехали в Казань из татарской глубинки. Им иногда очень трудно общаться с русскоязычными детьми, так как не в совершенстве владеют русским языком, ну и, конечно же, у них отсутствует опыт работы.
Еще одна проблема - методика преподавания языка. Родители хотят, чтобы дети на бытовом уровне могли говорить на татарском языке, однако для этого необходимо знать правила, которые почему-то детям трудно даются. Возможно, освоение татарского языка русскоязычными детьми происходило бы легче, если бы не искусственное деление по национальному признаку. Это еще одна проблема в Татарстане, пока еще не осознанная и не оглашенная.
В самых обычных детских садах и школах группы и классы комплектуются по национальному признаку. При этом вы не найдете ни одного программного документа, в котором бы предписывалось подобное. Любой завуч школы или заведующий детским садом вам объяснит, что вся эта инициатива исходит от родителей, и администрация только идет навстречу пожеланиям.
Если взглянуть на класс, где воспитание ведется на татарском языке, то здесь непонятен сам смысл такого рода комплектации детей. Преподавание в этих классах ведется на русском языке, учебники также на русском языке. И получается, что детей собрали в такой класс для того, чтобы отчитаться перед вышестоящими органами. К чему это иногда приводит, упоминалось вначале. Создается интересная ситуация. Уже с детского сада дети разных национальностей начинают жить и работать порознь. Русские и татарские дети лишены общения друг с другом. Они общаются между собой на своем языке, они находятся в своей национальной среде и атмосфере. Как результат - отсутствие того детского контакта, который должен быть. Татарские дети привыкают говорить и общаться на татарском языке, у русских же детей это вызывает легкое недоумение. Вот здесь-то и отсутствует то бытовое общение, которое могло бы помочь освоить азы татарского разговорного языка.
Такое положение детей накладывается на сложившееся мнение их родителей. Это касается только русских. Дети от своих родителей узнают, что сегодня с русской фамилией очень трудно сделать карьеру в республике. Это уже обычное явление. (Правда, в будущем подобное будет отсутствовать по причине отсутствия в республике межнациональных браков). Да, карьеру в Татарстане можно сделать, если у тебя есть две "вещи" - татарская фамилия и хорошие связи. Как показывает жизнь - первое помогает приобрести второе. И что же должен чувствовать русский молодой человек, который знает, что перспектива у него не самая лучшая, потому что при одинаковых знаниях предпочтение будет отдано товарищу с татарской фамилией. Не здесь ли начинаются те капилляры, которые начинают питать русло национализма. И здесь стоит отметить, что не молодые люди в этом виноваты, а та обстановка, которую искусственно создают в республике. Национализм сегодня многолик, он стремится к перевоплощениям: свои эгоистические действия он пытается прикрывать псевдопатриотическими лозунгами, национальными интересами, ценностями. Национальное самосознание и национализм - явления противоположные, антиподы. Националисты только разглагольствуют об общественных интересах, преследуют же корыстные цели, выступают на самом деле как выразители узких и эгоистических интересов отдельных социальных групп.
В Татарстане явно не прослеживается такая тенденция, но все идет к этому, пусть скрыто, без острых выпирающих углов. Здесь ведь и кроется опасность еще в том, что в обществе начинают формироваться стереотипы, негативные предубеждения. Человек делит людей на "МЫ" и "ОНИ" уже в силу формирования на уровне чувственного отражения негативного отношения ко всему внешнему, непривычному. А примеры из сферы образования и воспитания, приведенные выше, показывают, что такая установка закладывается уже с детских лет.
Иллюстрацией к создавшейся в республике ситуации могут послужить данные пилотажного социологического опроса, проведенного автором на улицах г. Казани. На вопросы ответили 80 человек разных возрастных категорий, разных национальностей и социального положения.
На вопрос: "Придается ли у нас значение национальности при назначении человека на руководящий пост?" - утвердительно ответили 54 человека (67,5%), отрицательно - 13 (16,25%). Это уже не секрет давно, что почти вся руководящая элита из татар. В средних и низших эшелонах власти это уже также имеет принципиальное значение.
Еще один интересный штрих. В Татарстане стремительно падает количество браков между людьми разных национальностей. Возможно, это результат возросшего уровня национального самосознания, возможно, что-то другое. На вопрос того же опроса: "Возможно ли осуждение со стороны родителей, родственников молодых людей разных национальностей, которые сочетались законным браком?" - утвердительно ответили 33(41%), предположили вероятность осуждения еще 28(36%), а отрицали полностью такую ситуацию 17(21%).
Надо отдать должное, что люди сами понимают сложившуюся ситуацию. И когда простых прохожих спрашивают: "Будут ли проблемы у человека в республике, если он вырос в среде, где преобладают язык и культура одной национальности?", то большинство 67(84%) из 80 опрошенных предположили возникновение подобных проблем.
Каким может быть выход из создавшейся ситуации? Однозначного ответа нет. Вопрос очень щепетильный, сложный. Но решать его необходимо и как можно быстрее. Ведь, как известно, в России все непредсказуемо. Любой фактор может сыграть решающую роль. Во всяком случае, сколько бы ни говорило руководство Татарстана об отсутствии межнациональной напряженности в регионе, необходимо признать - проблема есть, пусть и не всегда видимая. И решать ее необходимо без амбиций, без высокопарных слов, потому что растет поколение детей, которые уже слишком остро реагируют на вопрос о принадлежности к той или иной национальности.

Владимир ЗЮЛЯЕВ,
учитель истории
Казань

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу