«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Урок обществознания
Тот, кто способен подняться до интересов общества
Тема "Гражданин". Старшие классы


Форма урока: групповая работа учащихся.
Основные содержательные линии:
1. Что такое гражданин?
2. Гражданские качества личности.
3. В чем состоит гражданская ответственность человека?
Цели:
а) добиться усвоения учащимися сущности понятия "гражданин", важнейших гражданских качеств личности,
б) воспитание учащихся в духе гражданственности, воспитание у них стремления работать над формированием у себя гражданских качеств личности,
в) формирование навыков коллективной, групповой работы.
Основные понятия: гражданин, гражданственность, гражданские качества личности, гражданская ответственность перед обществом, гражданские идеалы.
Умения и навыки:
а) умение определять гражданские качества личности,
б) умения и навыки групповой работы, обсуждения проблемы и принятия групповых решений.
Межкурсовые и межпредметные связи:
История: гражданские качества выдающихся исторических деятелей, в том числе выдающихся деятелей российской истории.
Предметы художественно-эстетического цикла: гражданские мотивы в музыкальных произведениях, живописи, монументальном искусстве.
Оборудование урока: а) изображение памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве,
б) памятка "Как работать в группе",
в) раздаточный материал: рабочие листы с перечнем различных гражданских качеств личности.

Ход урока:
Введение в тему. Учитель объясняет, что одним из самых широко распространенных понятий современной лексики является понятие "гражданин".
Задание для учащихся: приведите примеры предложений или словосочетаний, включающих слово "гражданин". Какой смысл имеет это понятие в каждом из них?
Как видим, это понятие широко распространено не только в юридической, общественно-политической лексике, но и в обыденной, его значение очень многозначно. Формулируя тему урока, учитель отмечает, что его цель - не исследовать содержание всех значений этого понятия, а лишь те, которые связаны с качествами человека как гражданина. Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом? Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой? Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
Мозговой штурм. Задание классу: назовите наиболее значимые качества человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином. Предложения выносятся на доску или лист бумаги, помещенный на доске.
Обсуждение в группах. Класс делится на три группы. Каждой предлагается обсудить предложенный в ходе мозгового штурма перечень качеств гражданина и составить список из пяти наиболее значимых из них (5-7 минут).
Работа в группах с рабочими листами. По завершении работы каждой из групп выдается рабочий лист, содержащий перечень качеств, характеризующих гражданина.
Задание: Сравните предложенный в рабочем листе перечень гражданских качеств личности с составленным вами списком. Обсудите его. Дополните перечень гражданских качеств новыми качествами, исключите или замените какие-либо из них. Выделите десять наиболее важных качеств достойного гражданина. Свой выбор обоснуйте.

Рабочий лист N 1
Вам предлагается перечень основных качеств гражданина.
1. Гражданин - человек, активно участвующий в политической жизни общества.
2. Гражданин - человек, уважающий и исполняющий законы.
3. Гражданин - это нравственный человек.
4. Гражданин - это тот, кто способен подняться до интересов всего общества.
5. Гражданин - это человек, который умеет не только властвовать, но и подчиняться.
Обсудите этот перечень в группе и дополните его (возможно исключение или замена отдельных качеств). Выделите десять наиболее важных качеств достойного гражданина. Свой выбор обоснуйте.

Рабочий лист N 2
Выдающийся русский мыслитель Иван Ильин (1883-1954) выделил следующие качества гражданина:
1. Чувство собственного достоинства.
2. Внутренняя свобода, превращенная в самостоятельность и самодисциплину.
3. Способность быть истинным субъектом права.
4. Уважительное отношение к другим гражданам и государственной власти.
5. Способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.
Обсудите этот перечень в группе и дополните его новыми качествами (возможно исключение отдельных качеств списка или их замена). Выделите десять наиболее важных качеств достойного гражданина. Свой выбор обоснуйте.

Рабочий лист N 3
Учебник "Основы гражданственности", по которому обучаются ваши американские сверстники, предлагает перечень важнейших качеств гражданина:
1. Настоящий гражданин - ответственный член семьи.
2. Настоящий гражданин уважает и выполняет законы своей страны.
3. Настоящий гражданин уважает права и собственность других граждан.
4. Настоящий гражданин уважает свой народ и гордится его достижениями.
5. Настоящий гражданин активно участвует в управлении страной.
6. Настоящий гражданин разумно использует наши природные богатства.
7. Настоящий гражданин старается быть информированным о важных событиях в стране и мире.
8. Настоящий гражданин уважает индивидуальность других людей и образ жизни, отличающийся от его собственного.
Согласны ли вы с предложенным перечнем? Обсудите его в группе и дополните его (возможно исключение или замена отдельных качеств). Выделите десять наиболее важных качеств достойного гражданина. Свой выбор обоснуйте.
По завершении работы (7 мин.) каждая из групп представляет результаты своей работы и их обоснование.
Подводя итог работы в группах, учитель подчеркивает, что формирование гражданских качеств личности предполагает осознание каждым человеком своей гражданской ответственности перед обществом. Для усвоения содержания этого качества можно предложить учащимся ознакомиться с памяткой "В чем состоит ваша гражданская ответственность?"

В чем состоит ваша гражданская ответственность?
1. Граждане России должны соблюдать законы своего государства.
2. Граждане России должны исполнять свои конституционные обязанности.
3. Граждане России должны принимать участие в голосовании на выборах и референдумах.
4. Граждане России должны проявлять постоянный интерес к деятельности своего правительства.
5. Граждане России должны доводить до сведения своих депутатов и представителей в органах власти свои предложения и идеи о ситуации в обществе и его проблемах.
6. Граждане России должны требовать отчета о работе своих депутатов, а также избранных ими представителей власти.
7. Граждане России должны помогать своему местному сообществу, быть активными его членами.
8. Граждане России должны уважать права других граждан.
Можно предложить учащимся обсудить этот список, дополнить его.
В заключение урока целесообразно предложить учащимся в качестве закрепления кратко сформулировать определение понятия "гражданин".

Домашнее задание: Используя знания, полученные в ходе групповой работы на уроке, составить "Хартию достойного гражданина", включающую перечень наиболее значимых качеств достойного гражданина. Обсудите составленную вами "Хартию" с родителями. Выясните их мнение по поводу предложенных вами гражданских качеств. Какие из них они считают наиболее важными?

Вопросы и задания:
1. Объясните, в чем заключается различие между понятиями "человек" и "гражданин"? Объясните название главы 2 Конституции Российской Федерации.
2. Каковы различия между гражданскими обязанностями и гражданской ответственностью?
3. Одним из первых гражданских памятников в России, воздвигнутых по инициативе граждан, был памятник К. Минину и Д. Пожарскому, поставленный в 1818 году в Москве на Красной площади. На его постаменте надпись: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия". Объясните ее смысл. Какие гражданские качества и поступки были отмечены потомками знаменитых россиян, воздвигнувшими им памятник?
4. В деятельности каких известных исторических деятелей вы видите проявление такого качества личности, как гражданственность? Свои выводы докажите.
5. Приведите примеры гражданской деятельности наших земляков-калужан. Почему они достойны подражания?
6. Какие из героев литературных произведений дают нам примеры высоких гражданских поступков? Почему? В каких литературных произведениях вы прочли об их деятельности?
7. Подберите материал из публикаций газет, журналов, публицистики о гражданских качествах личности, деятельности достойных граждан - наших современников, гражданских поступках россиян. Познакомьте с этими публикациями своих одноклассников на уроке.
8. Напишите небольшое эссе на тему "Гражданин - это...".
9. Обсудите в классе проблему: "Можно ли обучиться гражданственности в школе?".
10. Подготовьте в классе (школе) выставку плакатов на одну из предложенных тем: "Я - гражданин", "Гражданином быть обязан", "Достойный гражданин", "Отечества достойный сын".
11. Критическое мышление. Допустим, что вы возглавили организацию, целью которой является поддержка гражданских инициатив населения в вашем городе (селе, поселке). Объясните, как ваша организация будет воплощать в жизнь свои цели. Выясните, существуют ли подобные организации в вашем городе (селе, поселке).

Материалы для формирования гражданских и учебных умений
Поскольку на данном уроке происходит обучение одному из важнейших гражданских и учебных умений - умению групповой работы, необходимо проинструктировать учащихся. Этому может служить следующая памятка.

Как работать в группе
Человеку в своей деятельности приходится практически ежедневно контактировать с группами людей. Такими группами являются твоя семья, твой класс, друзья, а в будущем - твои коллеги по работе. Для того чтобы комфортно чувствовать себя в такой группе, важно знать, как организовать в ней успешную работу с пользой для себя и других. Эти знания сделают твою группу работоспособной, а твое пребывание в ней как можно более приятным.
Чтобы эффективно работать в группе, следуй следующим правилам:
1. Убедитесь, что члены группы понимают задачу, стоящую перед ними. Группы обычно формируются для выполнения какой-либо специальной задачи. Например, учитель может создать в классе группы для разработки какого-либо проекта. Очень важно, чтобы члены группы понимали их цели или задачи. Если этого не случится, отсутствие согласованности может помешать достижению цели.
2. Спланируйте групповые встречи. Этот план будет включать перечень основных вопросов, которые необходимо рассмотреть. Такой план полезен для того, чтобы настроить группу на выполнение задачи. Так, повестка дня первой встречи может включать выборы лидера группы, обсуждение путей достижения целей и поручений для каждого из ее членов.
3. Выберите лидера группы. Так как состав группы очень неоднороден, ей необходим лидер. Лидер сможет помочь групповой дискуссии сосредоточиться на главном и довести ее работу до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность высказать свои идеи.
4. Учитесь находить контакты в группе. Общение в группе предполагает взаимное умение слушать друг друга и обсуждать. Чтобы быть уверенным в мыслях, которыми ты хочешь поделиться с членами группы, обдумай то, что ты хотел бы сказать. Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят. В ходе обсуждения делай записи.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений. В группу входят люди, обычно имеющие разные взгляды на способы достижения целей. Как достигнуть единства и согласия всех членов группы в процессе работы? Ответ таков: для достижения согласия необходим компромисс. Он может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает шаг ей навстречу. Таким образом группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов. Достижение компромисса необходимо, так как это обязательное условие демократических процессов.

Упражнения
Опираясь на изученную вами памятку о работе в группе, ответьте на вопросы:
1. Почему необходимо знание правил работы в группе?
2. Почему для достижения групповых целей необходим компромисс?
3. Почему группе необходим лидер?
4. Какими качествами, с вашей точки зрения, должен обладать эффективный лидер группы?
5. Вспомните одну из групп, с которыми вы контактировали недавно. Это могло быть дома, в школе либо где-нибудь еще. Следовала ли эта группа правилам групповой работы, с которыми вы ознакомились? Если это так, опишите преимущества этой группы. Если группа не следовала этому руководству, определите, в чем состоят различия групп.

Словарь урока
Гражданин - человек высоких нравственных качеств, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.

Александр АНИКЕЕВ,
учитель истории и обществознания

Калуга

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу