«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Так хочется работать в России...

"Ботаники" за бугром, или
Менделеев, торгующий периодическими таблицами


Право на порядок

Солнце над крышей, на которой лежит мина

Николай ШВАРЦМАН, глава районной сельской администрации:
Денег не хватает, но зарплата - дело святое


Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Ваш адвокат

В списках не значится

Подписка-2001

Знания - лучшие инвестиции
Все, что было "учреждением", станет "организацией". А за образование в профлицее или колледже придется раскошелиться


"УГ" - гнездо для "пеликанов" и менеджеров

Власть духа или власть...
Идеологический заказ общества - какой он?


Сокольники как зеркало российского образования
В Москве завершилась V Московская международная выставка
"Школа-2001"


Дай лапу, Лева...
В России собакам давно пора поставить золотой памятник


"Восточная" стрелка указывает на Иртыш

Интеграл без понятия предела - беспредел,
или Зачем математика водопроводчику


Все простые люди - страдатели
Литературная игра "Умницы и умники" по рассказу Н.С.Лескова "Левша"


Меняя хозяев, изучи уставы

Знаковый термин
В народе - "внешколка"


"Добрая воля"
Проект воспитательной игры


Вечера открытых дверей

С кнопкой SOS - в третье тысячелетие
День продержаться в школе еще можно, а вот ночь простоять - не всегда


"Иду на вы"
Британские учителя объявляют решительный бой школьным хулиганам


Прививки от рака
Секрет спасения хранит... сама опухоль Сенсация


О пользе военных сборов,
или Как были придуманы сапоги-скороходы


Коротконогий Сталлоне - акселерант
А долговязый Шварценеггер?..


Новости

Призрак Мотылькова

Анатолий Слепышев:
Мои русские мужики похожи на французов


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Право на порядок


В нашем отделе всего четверо. Мы работаем вместе совсем немного - всего три месяца. Что такое социальные проблемы сегодня? Они как бы на виду, на поверхности.
Современная сельская школа глазами ее директора выглядит так: здание рушится, мебель старая, учителей не хватает, учебники и методическая литература просто в дефиците. Страшный портрет? Реальность страшнее. Экономическое положение сельской школы сегодня едва ли не критическое. И вот ведь что интересно: несмотря ни на какие трудности, она продолжает честно выполнять социальный заказ. А зарплата сельского учителя ниже, чем городского. Он вообще подчас выживает только благодаря своему подворью, а то и вовсе за счет того, что принесет из леса!
Государство и образование. В каких они отношениях? Сельское образование сегодня - заложник местной власти. Бездумная, бессовестная власть проходит мимо школьных проблем, мы знаем об этом и воздействуем на нее тем, что есть в нашем арсенале, - словом.
Мы формируем общественное мнение. А это немало.
Государство и учитель сегодня не понимают друг друга - их противостояние на виду у всего общества. Большая власть только вид делает, что платит педагогу более или менее регулярно более или менее достойную зарплату. А учитель между тем так же, как и сама школа, беззащитен перед государственной машиной. И посему мы намерены не только, не просто защищать, но и идти дальше вместе с сельским и городским учителем. Настала пора разработать систему, условно говоря, "наказуемости" местной власти. Пора говорить с ней в режиме жесткого диалога. Вместе с группой учителей журналисты нашего отдела готовы сесть тет-а-тет с главами администраций разных уровней, чтобы задать свои острые вопросы и добиться ответов.
Мы намерены внушить местной власти, что зависимость между учителем и властью взаимная, а не односторонняя, как ей кажется. Что государство - это партнер, с которого можно и нужно спросить. Только один пример. Учительница из Североморска рассказала мне, как их мэр отчитывался, словно школьник, перед педагогами, которые были вооружены информацией (которую они почерпнули, кстати, из "УГ") о целевых трансфертах на учительскую зарплату. Они наступательно задавали ему разные вопросы и главный: почему деньги пошли на другие цели? Они добились своего: мало того, что теперь североморские учителя получают зарплату вовремя, но даже в отпуск один раз в два года могут бесплатно по железной дороге ехать отдыхать в любой конец страны. Значит, можно добиться, если взяться за дело!
...Сегодня большинство учителей испытывают в основном отрицательные эмоции, хотя уже не такие тяжелые, как, скажем, три года назад. Их одолевает чувство несправедливости, неуважения со стороны властей. Вот почему мы поставили своей задачей показать, где и как власти сумели-таки облегчить положение, особенно сельского педагога. Мы намерены показать, что партнерство власти с учительством возможно.
Итак, социальные проблемы мы понимаем сегодня как проблемы гражданского становления учителей. Политика отдела - воспитать у наших читателей осознание того, что они граждане, которые имеют права и должны их отстаивать. Надо учиться гражданскому поведению. Надо восстанавливать чувства самоуважения. Мы все имеем право на порядок. На порядок в нашей стране...
Наше предназначение и самое сильное желание - писать для тех, кто каждую неделю держит в руках свежий номер "Учительской газеты". Вместе мы с вами многое можем сделать.

Новым редактором отдела социальных проблем и членом редколлегии "УГ" стала Светлана Царегородцева

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу