«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Так хочется работать в России...

"Ботаники" за бугром, или
Менделеев, торгующий периодическими таблицами


Право на порядок

Солнце над крышей, на которой лежит мина

Николай ШВАРЦМАН, глава районной сельской администрации:
Денег не хватает, но зарплата - дело святое


Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Ваш адвокат

В списках не значится

Подписка-2001

Знания - лучшие инвестиции
Все, что было "учреждением", станет "организацией". А за образование в профлицее или колледже придется раскошелиться


"УГ" - гнездо для "пеликанов" и менеджеров

Власть духа или власть...
Идеологический заказ общества - какой он?


Сокольники как зеркало российского образования
В Москве завершилась V Московская международная выставка
"Школа-2001"


Дай лапу, Лева...
В России собакам давно пора поставить золотой памятник


"Восточная" стрелка указывает на Иртыш

Интеграл без понятия предела - беспредел,
или Зачем математика водопроводчику


Все простые люди - страдатели
Литературная игра "Умницы и умники" по рассказу Н.С.Лескова "Левша"


Меняя хозяев, изучи уставы

Знаковый термин
В народе - "внешколка"


"Добрая воля"
Проект воспитательной игры


Вечера открытых дверей

С кнопкой SOS - в третье тысячелетие
День продержаться в школе еще можно, а вот ночь простоять - не всегда


"Иду на вы"
Британские учителя объявляют решительный бой школьным хулиганам


Прививки от рака
Секрет спасения хранит... сама опухоль Сенсация


О пользе военных сборов,
или Как были придуманы сапоги-скороходы


Коротконогий Сталлоне - акселерант
А долговязый Шварценеггер?..


Новости

Призрак Мотылькова

Анатолий Слепышев:
Мои русские мужики похожи на французов


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Говорят, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Тем не менее новому руководителю Департамента управления образования и науки администрации Приморского края Николаю Шугаю это удалось. Николай Иванович - из команды назначенцев, которые возникли в стенах "Белого дома" после памятной всем отставки Евгения Наздратенко. Хотя назвать Шугая новым начальником просто язык не поворачивается. Он вернулся, правда с некоторым повышением, практически на то же место, с которого, волею бывшего губернатора, два года назад вынужден был уйти.

- Николай Иванович, на ваш взгляд, какие вопросы, касающиеся сферы народного образования в Приморском крае, нуждаются в первоочередном разрешении?
- Самая большая проблема: нарастающий вал детей-беспризорников. По моему глубокому убеждению, только система образования может повлиять на ситуацию, которая становится просто критической. Нужно объединить усилия школы и правоохранительных органов. То есть, с одной стороны, пытаться влиять на ситуацию в семье, а с другой - сделать так, чтобы хотя бы в стенах школы для ребенка была хоть какая-то отдушина. И чтобы со своими проблемами он шел к своему учителю, а не на улицу, в ближайшую подворотню. Конечно, это адски трудно, но иного пути нет. Еще одна боль - это наркомания в молодежной и подростковой среде, которая приобрела недопустимые масштабы... Непосредственно же в плане содержания образования мне бы хотелось предпринять усилия по стиранию границ между средней и высшей школой. Ведь это не секрет, что сегодня дети, заканчивая среднее учебное заведение, зачастую оказываются не готовы без услуг репетиторов к поступлению в вуз.
- Как вы относитесь к концепции предстоящей реформы образования, в частности переводу детей на 12-летнее обучение?
- Думаю, что и общее, и высшее образование требует реформирования по той простой причине, что вся страна стала другой. Нравится это кому-то или нет, уже не важно! Я - за 12-летку. Считаю, что начинать обучение необходимо с шести лет и на начальную школу отводить не 4 года, а пять. Еще лучше - шесть. И не устраивать там гонку за суперзнаниями, а научить ребенка элементарно хорошо читать, писать, считать. Думаете, это так просто? Совсем нет!
- А как насчет того, что, удлинив сроки обучения, в выпускных классах за партами мы увидим весьма зрелых 18-летних девушек и юношей? Не боитесь, что при школах будет в пору родильные дома открывать?
- Знаете, если бы наши женщины рожали в 18 лет, то это было бы замечательно!
- Это вы о чем?
- А это я о демографической ситуации, о которой все так много говорят. По собственному педагогическому опыту знаю, что ни одна из девчонок, которая рано родила, не стала при этом плохой женщиной. Ведь очевидно, что в плане половой зрелости сегодняшние 13-14-летние девушки продвинуты весьма далеко. И вопрос рождения ребенка - это только вопрос случая...
- Ну да, одно неосторожное движение, и вы отец. Или мать...
- Вот и я о том же! Закрывать глаза на уже существующую ситуацию было бы профессионально неоправданно. Будем просвещать. А если не получится, ничего страшного. России нужны новые граждане.
- Хорошо, давайте перейдем от проблем неопределенного будущего к грустным реалиям сегодняшнего дня. Николай Иванович, когда учителям Приморья выплатят шестимесячную задолженность по заработной плате 1999 года, ту самую, которую благодаря господину Наздратенко имеют все бюджетники края?
- Деньги, безусловно, будут выплачены, но как скоро это произойдет, зависит от многих обстоятельств. Скажу лишь, что наш департамент предпринимает в этом направлении все возможные усилия.
- Хотелось бы верить... Еще один момент: на образование в бюджете края традиционно выделяется недостаточное количество средств, это очевидно. Вы намерены как-то менять ситуацию?
- Разумеется. Денег объективно мало, это понимают все. Для начала надо добиться их максимального использования, определить приоритеты финансирования. Мне очень жаль, что я пришел на это место поздно, уже после того, как краевой бюджет был сверстан. Теперь внести туда какие-то изменения практически невозможно. Будем ждать следующего года... Есть разные пути решения проблемы финансов. К примеру, в мою бытность начальником крайоно с помощью Думы удалось "пробить" 1-процентный сбор на нужды образования. Очень действенный, скажу я вам, был источник. На эти деньги покупались мебель, компьютеры, производился ремонт школ. Теперь этого сбора нет, потому что ввели новое налоговое законодательство. Значит, нужно подумать о какой-то альтернативе! Совершенно необходимо заставить работать краевой "Закон о статусе учителя", который был в свое время принят, но совершенно не выполняется. А ведь мы катастрофически теряем кадровый потенциал... Деньги нужно искать. Если нет возможности радикально изменить ситуацию, надо действовать постепенно. Если хотите, это моя простая идеология. В рамках здравого смысла.
- Николай Иванович, в конце нашей беседы позвольте пару вопросов "вне протокола". Вы какой руководитель, жесткий или мягкий?
- Хм... Я не жесткий, это очевидно.
- А чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
- Я заядлый рыбак, это мое давнее хобби. И на море, и на речке. Но рыбачу только на удочку! Каждую весну и осень беру по две недели отпуска и удираю на рыбалку. Традиция такая. Боюсь только, что в этом году я ее нарушу. Работы много.
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу