В начале шестидесятых годов внимание биологов,
врачей, психологов, педагогов и вообще всех любознательных
людей привлекло явление акселерации (от "акцелерацио"
- по-латыни "ускорение"). Некоторые ученые предполагали,
что процессу акселерации не будет конца; один
из ведущих специалистов писал: "Если предположить,
что существующие сегодня темпы ускорения сохранятся
и в будущем, то через какие-то 200 лет средний
рост людей достигнет двух метров, а половое созревание
будет происходить в семь лет". Но таким прогнозам
не суждено было сбыться.
Чтобы объяснить, отчего уже в конце 70-х годов
прошлого столетия темпы акселерации остановились,
а затем и пошли вспять, вспомним главных героев
"Евгения Онегина". Современному читателю они представляются,
безусловно, молодыми, но уже повзрослевшими людьми.
Не заглядывая в хронологию романа, можно было
бы представить себе, что героям "Онегина" где-то
около 25-30 лет. На самом деле только самому Онегину
в первых шести главах (после поселения в деревне)
25 лет, Ленскому же - 18, Татьяне - 17 и Ольге
- 16. Ученые на основании архивных данных, в частности,
сведений о новобранцах пришли к выводу, что в
начале XIX века, в период, когда развивались события
первых глав "Онегина", была сильная волна акселерации.
В конце XIX века была столь же сильная волна ретардации
(от "ретардацио" - по-латыни "замедление", "задержка"),
и в 60-70-е годы прошлого столетия поднялась следующая
волна акселерации. Дальнейшие научные разработки
позволили ученым установить, что смена периодов
акселерации и ретардации развития происходила
волнообразно на протяжении последних столетий.
Время полового созревания - не единственная характеристика,
отличающая акселеранта от ретарданта. Они не только
созревают в разном возрасте - первые раньше, а
вторые позже, - но растут по-разному...
У подростка, половое созревание которого происходит
в пределах нормы, но рановато, то есть у выраженно
акселерированного подростка, пубертатный период
сопровождается серьезными кризисными явлениями.
Первая и, возможно, наиболее очевидная проблема
развития акселерированного подростка заключается
в тяжести прохождения им самого периода полового
созревания. В это время у акселерантов нередко
отмечаются такие неприятные явления, как головные
боли, головокружения, нарушения работы кишечника,
повышенная утомляемость, сонливость. Ретарданты
же, как мальчики, так и девочки, как правило,
безболезненно и гладко минуют болезненные проявления
переходного возраста.
Вторая трудность, которая наблюдается почти исключительно
у акселерированных подростков, заключается в их
повышенной заинтересованности вопросами пола в
пубертатный период. Это явление получило даже
особое название - "период юношеской гиперсексуальности".
По мнению психологов и педагогов, именно "гиперсексуальность"
отвлекает подростков в переходном возрасте от
учебы, служит фактором, снижающим их школьную
успеваемость. Подростки-ретарданты, созревающие
позже своих акселерированных собратьев, напротив,
не проявляют особого интереса к вопросам пола.
Заметим: рано созревающие акселеранты сохраняют
гиперэротизм или гиперсексуальность и повзрослев,
поэтому они чаще вступают в добрачные связи и
менее постоянны в любовных привязанностях. Ретарданты,
в отличие от них, обладают не бьющим через край
эротизмом, проявляют большую склонность к моногамии
или единобрачию.
Третья проблема, возникающая тогда, когда акселерированные
подростки взрослеют, - чисто педагогическая. До
периода полового созревания у подростка-акселеранта
две референтные группы (группы, в которых они
стремятся проявить себя) - семья и школа: в младшей
школе и в первых классах средней школы ребенок
стремится быть послушным, радовать родителей прилежным
поведением и хорошими отметками, быть хорошим
учеником. В период полового созревания у подростка,
который и выглядит, и чувствует себя повзрослевшим,
появляется новая референтная группа - уличная
компания. Она не только отвлекает подростка от
семейных обязанностей, от школы и учебы, но и
нередко ведет к возникновению патологических зависимостей
- привычке к курению, к алкоголю, к наркотикам.
В отличие от акселерированных ретардированные
- позднее созревающие подростки - в средних классах,
как правило, не приобщаются к уличным компаниям:
их референтными группами по-прежнему остаются
семья и школа. Период повзросления приходится
у них на 9-10-е классы школы, когда и большая
учебная загруженность, с одной стороны, и ощущение
близости окончания средней школы, с другой, не
позволяют проводить много времени в уличных компаниях.
Четвертое кризисное явление, сопряженное с ранними
сроками полового созревания, заключается в особенностях
мотивации или личностной направленности акселерированных
подростков. Мальчики и девочки - акселеранты уже
в двенадцать-тринадцать лет оказываются выше и
сильнее своих сверстников, они выглядят старше
своих лет и, самое главное, у них проявляются
уже не детские, а типично взрослые эмоции. Акселеранты
раньше времени начинают чувствовать себя повзрослевшими,
они стремятся к самостоятельности и вообще хотят
жить как взрослые. Все жизненные блага и удовольствия
они хотят получить немедленно и не желают жертвовать
сегодняшним днем во имя завтрашнего. Подростка,
который созрел физически и гормонально уже в шестом
классе школы, даже если он способен и хорошо успевает
на уроках, зачастую не привлекает перспектива
еще пять лет учиться в школе, потом еще столько
же в университете и, может быть, еще три года
в аспирантуре. По его мнению, к этому сроку пройдет
значительная и, возможно, лучшая часть жизни,
а поэтому не лучше ли после девятого класса обучиться
на автомеханика или на закройщицу, быстрее встать
на ноги; а хорошо жить можно и без высшего образования.
Совсем по-иному рисует себе перспективу жизни
ретардант. Он дольше ощущает себя растущим, и
ему кажется, что рост этот будет продолжаться
еще долгое время. Взрослость - время, когда пора
становиться на ноги, - еще за горами, поэтому
ретардант строит планы, уходящие в отдаленное
будущее, часто он ориентируется в основном на
вторую половину жизни. Теперь становится ясно,
отчего даже при равном интеллекте ретарданты чаще
акселерантов получают высшее образование, продвигаются
дальше по службе, защищают диссертации и т.п.
Отличить акселеранта от ретарданта в подростковом
возрасте нетрудно: акселерант крупнее и выше,
шире в плечах, у девочек-акселеранток появляется
грудь и округляются бедра, у мальчиков - ломается
голос и на верхней губе появляется первое оволошение
- усики. А можно ли, глядя на уже взрослого человека,
определить возраст, в котором произошло его половое
созревание, то есть отличить взрослого акселеранта
от ретарданта?
Оказывается, взрослого акселеранта от ретарданта
отличают неодинаковые пропорции тела. Для того
чтобы это понять, представим себе новорожденного
ребенка: очень большая голова, длинное тело и
совсем короткие ручки и ножки. Вплоть до завершения
перипубертатного периода рост конечностей опережает
рост тела, ребенок и подросток растет более за
счет ног, чем за счет туловища. Руки тоже интенсивно
растут в это время, а вот рост головы сильно замедлен.
Благодаря такому неравномерному росту к началу
перипубертатного периода организм приобретает
пропорции взрослого. Более того, к этому возрасту
руки и ноги подростка по отношению к телу оказываются
даже несколько длиннее, чем у взрослого. Подросток
поэтому кажется нам долговязым и часто угловатым.
Но на стадии "перипубертатного скачка" - резко
ускоренного роста в период созревания - рост конечностей
замедляется, "скачок" происходит в основном за
счет роста тела, после чего он вообще резко замедляется
в вертикальном направлении. В последующий период
- юношеский, - продолжающийся вплоть до полной
остановки роста, который у акселерантов происходит
несколько раньше, чем у ретардантов, также ослаблен
рост конечностей, но тело еще продолжает медленно
расти, поэтому, по завершении вертикального роста,
к моменту перехода от юности к взрослости свойственная
подростку долговязость исчезает, тело становится
более пропорциональным.
Из этого следует, что период роста человека можно
разделить на две фазы: первую - до созревания,
когда преобладает рост за счет ног, и вторую -
во время и после созревания, когда рост происходит
более за счет тела, точнее, позвоночника. Отсюда
вывод: акселерант будет довольно коротконогим
и короткоруким, но длиннотелым. Ретардант же,
у которого первая фаза будет относительно длиннее
второй, сохранит конституцию долговязого подростка
- останется на всю жизнь длинноруким и длинноногим.
В качестве иллюстрации вспомним популярнейших
кинозвезд - Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера.
Коротконогий, короткорукий и длиннотелый Сталлоне,
без сомнения, акселерант; долговязый Шварценеггер
- ретардант.
Но можно ли отделить акселерантов от ретардантов
в относительно раннем возрасте, еще до наступления
полового созревания? Если это возможно, то возраст
полового созревания ребенка можно предсказать,
а следовательно, предвидеть, насколько трудным
и кризисным будет этот период.
Взглянем на ладонь. Самый длинный палец руки -
средний. На предпоследнем месте - мизинец, и на
последнем - большой. Как безымянный, так и указательный
пальцы могут занимать либо второе, либо третье
место или же они могут быть равны. Оказалось,
что у ретардантов-женщин указательный палец или
равен безымянному, или короче его, у ретардантов-мужчин
указательный палец всегда короче безымянного.
Интересно отметить, что такая кисть руки - признак
таланта, во всяком случае он зарегистрирован у
85% нобелевских лауреатов. Причина, кажется, ясна:
у ретардантов не только развитие воспроизводительной
системы, но и всех прочих систем, включая нервную,
происходит позднее. Их мозг поэтому дольше сохраняет
способность воспринимать новое: ретарданты дольше
учатся, дольше сохраняют творческую энергию.
Еще один признак, по которому можно отличить акселеранта
от ретарданта, скрыт в дерматоглифике - науке
о пальцевых узорах. У акселерантов пальцевые узоры
на подушечках крайней пальцевой фаланги всегда
сложнее: преобладают завитковые - в форме завитой
улитки или спирали-рисунки, тогда как у ретардантов
преобладают более простые шатровые фигуры - в
форме параллельных поднимающихся вверх посередине
подушечки пальца линий. Интересно: гипотоники,
как взрослые, так и дети, значительно чаще бывают
ретардантами, а гипертоники - акселерантами. При
этом у гипотоников, как и следовало бы ожидать,
чаще отмечают упрощенные шатровые и петлешатровые
пальцевые узоры, а у гипертоников - сложные завитковые
и петлезавитковые.
Если ретардация или замедление биологического
развития человека в целом и замедление сроков
полового созревания в частности можно рассматривать
как основной магистральный курс эволюции человека,
начавшийся еще на стадии обезьяноподобного предка
и продолжающийся в наши дни, можно ожидать, что
человека будущего или биологического ретарданта
будут характеризовать не только такие, уже перечисленные
выше признаки, как удлиненные конечности, склонность
к моногамии и мотивационная устремленность в будущее,
но и какие-то особые психологические и личностные
качества. Такое психологическое исследование было
проведено автором статьи на большой выборке детей
и подростков.
Прежде всего у ретардированных детей и подростков
показатели интеллекта оказались более высокими,
чем у акселерированных. Ретарданты, как правило,
также лучше успевают в школе. Интересно, что в
школах с более интенсивной и насыщенной учебной
программой, например в физико-математических гимназиях,
в классической и академической гимназиях Санкт-Петербурга,
преобладают ретардированные ученики, в особенности
среди мальчиков. В то же время в спецшколе для
несовершеннолетних нарушителей, учащиеся которых
отличаются не только склонностью к антисоциальным
поступкам, но и сниженным интеллектом, явно преобладают
акселеранты. Отметим также, что акселеранты попадают
в спецшколы, как правило, за выраженные противоправные
действия, тогда как редкие ретарданты - это в
большинстве случаев брошенные родителями дети,
которые оказываются в спецшколах не за серьезные
проступки, а за бродяжничество.
Небезынтересно отметить здесь еще одну закономерность,
которая на первый взгляд, казалось бы, противоречит
приведенным выше фактам: редкие акселерированные
учащиеся физико-математических и других элитарных
гимназий учатся не хуже, а подчас даже успешнее
своих ретардированных сверстников, в то время
как в обычных средних школах показатели успеваемости
школьников-акселерантов существенно ниже, чем
у их ретардированных сверстников. Можно предположить,
что в элитарные школы попадают лишь наиболее способные
и тщеславные акселеранты; именно тщеславие заставляет
их - рослых и выглядящих старше своих лет - прилежно
заниматься, чтобы не ударить в грязь лицом перед
ретардантами, которые выглядят рядом с ними еще
детьми. Из этого наблюдения можно сделать важные
педагогические выводы: усиленная внешняя мотивация
может помочь акселерированным подросткам преодолеть
связанное с кризисом полового созревания снижение
интереса к школе. Если это так, то психологам
следовало бы выделять среди акселерированных школьников
наиболее интеллектуальных и направлять их в школы
не со щадящей, а, напротив, с усиленной по ряду
предметов программой.
Лев РУДКЕВИЧ