"Добрая воля"
Проект воспитательной игры
Третье тысячелетие, восторженно встреченное нами
в ночь с 31 декабря на 1 января 2001 года, к сожалению,
не сулит человечеству благоденствия и отдыха от
потрясений последнего столетия. На земном шаре
сегодня проживают шесть миллиардов человек вместо
шестисот миллионов как оптимума для планеты Земля.
А к 2030 году, по существующим прогнозам, удвоится
и составит 12 миллиардов. Поколение нынешних школьников
и будет частью этой перенаселенной планеты, раздираемой
еще целым комплексом проблем - это и опасность
термоядерной катастрофы, и проблемы экологии,
и различие в условиях жизни между бедными и богатыми
странами и т.д.
Пытаясь остановить развитие негативных тенденций
в молодежной среде, обеспокоенное российское общество
обратило свой взор к воспитательному потенциалу
детских и молодежных общественных объединений.
Сегодня в стране более пятисот общественных организаций,
имеющих юридический статус, занимаются проблемами
молодежи. И еще больше - его не имеющих.
Поводом к работе над проектом "Добрая воля" как
раз и послужила тревога за судьбу государства,
в котором расколотое постсоветское общество трансформирует
через разрозненное детство и юность в будущее
собственную разобщенность. Разрозненное детство
сегодня, заключенное в границах корпоративных
интересов, - это разрозненное общество завтра
и угроза благополучию и целостности государства.
Необходимость в создании некоего универсального
проекта, способного послужить объединению, сплочению
будущего общества на уровне детства, которое будет
взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном
измерении, руководствоваться общепринятыми правилами
жизни, в котором заложен обязательный личностный
компонент, ощущалась давно. Но она стала особенно
очевидной в последнее время, когда все явственнее
стали проявлять себя объединительные тенденции,
идущие снизу, от детей и молодежи.
Бурные дебаты последних "круглых столов", организованных
Ассоциацией детских и молодежных организаций ХМАО,
свидетельствуют о том, что этому стихийному движению
нужно придать организованный характер, вооружить
теорией и методикой. Таким образом, проект "Добрая
воля" оказался востребованным.
Разработанный еще в 1994-1995 годах, он предлагает
обществу философскую концепцию воспитания, в основе
которой - идеология вовлеченности каждого в процесс
общечеловеческого служения добру. Эта концепция
реализуется в длительной воспитывающей игре в
страну Доброволию, где живут добропорядочные граждане
и справедливые правители.
Ценность кратковременных игр общеизвестна давно.
Но неизмеримо большее значение имеют игры, длящиеся
месяцами, годами и своими законами и правилами
пронизывающие и регулирующие жизнь детей. Длительная
игра отождествляется с жизнью, организуя жизнь
детей праздничную, но не праздную. Организационной
формой этой игры становится общественная детская
организация. Таким образом, "Добрая воля" - это
общественная организация детей и молодежи (от
7 до 18 лет), в основе деятельности которой лежит
метод эмоциональной педагогики (длительная воспитывающая
игра). Или еще точнее "Добрая воля" - это название
проекта позитивной социализации личности.
Оригинальность проекта в том, что он способен
консолидировать разрозненные детские и молодежные
сообщества, не ущемляя их самобытности, на основе
общей идеи, обеспечить преемственность этой идеи
между поколениями и предложить конкретные организационные
формы самоуправления, программу деятельности,
символику и атрибутику.
В проекте нашли свое практическое выражение не
только просветительские идеи великих гуманистов
Запада и России от Монтескье, Канта и Фагэ до
Соловьева, Бердяева и Хвостова, но и руководства
по работе с детьми и молодежью Баден Пауэля, Жукова
и Крупской, а также проникнутые заботой о человеке
и обществе мысли и рекомендации известных психиатров
начала века А. Швейцера (о благоговении перед
жизнью и о мировоззрении), А.И.Яроцкого (об аретопсихотерапии
- воспитание доблестностью) и наших современников:
врача-психотерапевта М.М.Буянова (размышления
о наркомании), известных ученых-педагогов Б.В.Вульфова,
Вл.Лисовского, А.В.Волохова и др.
И поэтому, на мой взгляд, ни скауты, ни пионеры,
ни жуковцы... не найдут в проекте принципиальных
расхождений со своими ценностными ориентирами,
но их участие в проекте будет логически оправданным
и может стать катализатором создания мощного общественного
движения детей и молодежи, способного взять на
себя ответственность за воспитание подрастающего
поколения, снизив тем самым остроту проблем, связанных
с деформациями в воспитании.
Идеология вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого
служения Добру находит свое практическое выражение
в морали человеческого достоинства, сформулирована
в 5 пунктах "Кодекса чести". Ориентиры, указываемые
кодексом, запоминаются школьниками легко благодаря
ключевым словам, выстроенным в смысловую цепочку:
имей, помни, храни, почитай и совершенствуй.
Что же имеет доброволец?
Доброволец имеет достоинство, честь. Они проявляются
в его мыслях, словах и поступках - всегда.
И потому:
1-й пункт кодекса гласит:
- Доброволец имеет честь свидетельствовать и исполнить.
2-й пункт:
- Помни о долге перед Родиной, людьми, родителями
и самим собой.
3-й пункт:
- Храни верность слову, долгу, которому служишь,
товарищу и самому себе.
4-й:
- Почитай святыни: свои и чужие.
5-й:
- Совершенствуй себя и окружающий мир.
По нашему мнению, некоторая усложненность речевой
конструкции кодекса не только не мешает восприятию,
но, наоборот, дисциплинирует мышление, направляя
его в русло исторической памяти.
Символика "Доброй воли", присущими ей художественными
средствами, разворачивает в сознании ребенка основные
постулаты идеологии служения добру, придавая им
эмоциональную окраску.
Главным символом "Доброй воли" является графическое
цветное изображение человеческого сердца, увенчанного
короной и наполовину заштрихованного синим цветом.
Что означает: "Я - часть одного большого сердца,
исполненного доброй воли". Вся добровольческая
дружина - одно большое сердце, исполненное доброты.
И каждый доброволец - часть этого большого сердца.
Наличие короны говорит о том, что самая большая
ценность - это человек.
Другим символом является белая роза. Это рыцарский
символ, означающий чистоту помыслов и поступков.
Знамя добровольческой дружины - красное. Это цвет,
означающий в геральдике цвет родства, дома, цвет
мужества и отваги, в психологии - цвет готовности
к действию, мгновенной мобилизации всех внутренних
ресурсов. Вся цветовая палитра символов отражена
в атрибутике.
Девиз "Спешите делать добро!" логически подводит
ребенка к самостоятельному проявлению доброго
волевого усилия.
Структура организации вытекает из основной идеи
длительной воспитывающей игры, закрепляя в смысловых
ролях ее цели и задачи.
Если представить, что весь мир - это огромное
"городище", то маленьких далеко от дома не отпускают.
И это - постовые (1-3,4-е кл.). Находясь на посту,
они заботятся о себе и своих близких, следят за
благополучием дома и окружающей территории.
Дозорные - это дети младшего и старшего подросткового
возраста. Они уже могут подходить к границам "городища".
Обходить его дозором. И, наконец, ратники - учащиеся
старших классов - определяют стратегию развития
"городища", обеспечивают его защиту от проявления
зла, которое многолико - от словесного оскорбления
до ликвидации последствий стихийного бедствия.
Таким образом, добровольческую дружину составляют:
Отряд постовых - учащиеся 1-3, 4-х кл.
Застава дозорных - ребята 5-8-х кл.
Добровольческий ратный корпус - 9-11-е классы.
Орган городского управления игрой называется ратушей
по двум причинам. Поскольку по условиям игры "наш
город, наша страна и вся планета - это огромное
городище", то управление им, осуществляемое ратушей,
представляется естественным. И это тем более верно,
что в ХVII - начале ХIХ века орган городского
самоуправления в России назывался ратушей.
Взрослые влияют на деятельность организации через
Консультативный совет (педагогическая общественность)
и Комитет патронажа (родительская общественность).
Содержание деятельности определяется четырьмя
программами: "Трудодень", "Свободный гуманитарный
университет", "Агитпоезд" и "Берсерки спешат на
помощь". Программы имеют свой цвет в полном соответствии
с рекомендациями прикладной психологии. И участие
в них также находит отражение в атрибутике добровольцев.
И, наконец, о самом главном. О названии "Добрая
воля".
В народе говорят: "Как корабль назовешь, так и
поплывет..." И немногие знают, что за яркой афористичностью
этой пословицы кроется потрясающей силы наблюдение,
смысл которого затерялся в столетиях и впервые
упомянут Конфуцием (551-478 гг. до н.э.), как
острая необходимость приведения вещей в соответствие
с их названием, как "исправление имен".
К нему же нас попытался вернуть в 1927 г. известный
русский философ А.Ф. Лосев работой "Философия
имени". Главная идея этой работы заключается в
том, что назвать вещь означает выделить ее из
хаотического потока жизни, следовательно, сделать
осмысленным ее пребывание в мире.
Название "Добрая воля" не только аккумулирует
в себе два фундаментальных мировоззренческих понятия
"добро" и "воля" и абсолютно отражает суть вещи,
которую обозначает, но и, многократно отпечатываясь
в сознании (девизом, символами, структурой), как
бы корректирует его в направлении "доброго воления",
формируя новый имидж.
Вот почему на вопрос-призыв: "Чего вы волите,
граждане?!" - дети охотно откликаются: "Мы волим
добра!"
Нам необходимо пробудить в детях "доброе воление",
ибо ожидаемые обществом "добрые дела" есть лишь
плоды и результаты подлинных устремлений к добру,
а вовсе не самодостаточный путь к их побуждению.
Валентина ГАЛАХОВА,
руководитель общественной организации детей и
молодежи "Добрая воля", педагог-организатор Дома
молодежи ЦДОД УО

Урай,
Тюменская область
|
|