«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Так хочется работать в России...

"Ботаники" за бугром, или
Менделеев, торгующий периодическими таблицами


Право на порядок

Солнце над крышей, на которой лежит мина

Николай ШВАРЦМАН, глава районной сельской администрации:
Денег не хватает, но зарплата - дело святое


Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Ваш адвокат

В списках не значится

Подписка-2001

Знания - лучшие инвестиции
Все, что было "учреждением", станет "организацией". А за образование в профлицее или колледже придется раскошелиться


"УГ" - гнездо для "пеликанов" и менеджеров

Власть духа или власть...
Идеологический заказ общества - какой он?


Сокольники как зеркало российского образования
В Москве завершилась V Московская международная выставка
"Школа-2001"


Дай лапу, Лева...
В России собакам давно пора поставить золотой памятник


"Восточная" стрелка указывает на Иртыш

Интеграл без понятия предела - беспредел,
или Зачем математика водопроводчику


Все простые люди - страдатели
Литературная игра "Умницы и умники" по рассказу Н.С.Лескова "Левша"


Меняя хозяев, изучи уставы

Знаковый термин
В народе - "внешколка"


"Добрая воля"
Проект воспитательной игры


Вечера открытых дверей

С кнопкой SOS - в третье тысячелетие
День продержаться в школе еще можно, а вот ночь простоять - не всегда


"Иду на вы"
Британские учителя объявляют решительный бой школьным хулиганам


Прививки от рака
Секрет спасения хранит... сама опухоль Сенсация


О пользе военных сборов,
или Как были придуманы сапоги-скороходы


Коротконогий Сталлоне - акселерант
А долговязый Шварценеггер?..


Новости

Призрак Мотылькова

Анатолий Слепышев:
Мои русские мужики похожи на французов


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Поймет ли сытый голодного?
Основная проблема сурдопедагогов


Роль образования в обществе... Какова эта роль? Нужно ли образование сегодня? Нужно ли образование глухому человеку и каковы его проблемы? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо понять: кто же он, этот неслышащий человек, и с какими проблемами он сталкивается в наше время.

Всего лишь на миг представьте, что вы оглохли, что никогда больше вы не услышите голос близкого вам человека, что ухо ваше никогда больше не будет ласкать музыка или трель соловья. Но даже теперь вам во сто крат легче, потому что вы имели возможность познать и прочувствовать эти удивительные моменты жизни.
Человек же, лишенный с рождения слуха, одновременно лишается и этого счастья: узнавать по знакомым ноткам голос матери, слышать песнь журчащего ручья или шум шуршащей листвы под ногами.
Как жить с этой ношей? И стоит ли вообще жить? Но как не выбирают родителей, так не выбирают и свою судьбу. Нужно жить дальше и смотреть в день грядущий. А будущее готовит глухому человеку огромные испытания, ведь жить ему придется в мире слышащих людей, а значит, он должен научиться их понимать (слышать глазами), научиться говорить.
В глазах родителей, приведших за руку своих детишек в школу, еще теплится надежда, хотя они уже испробовали многое: дорогостоящие аппараты, медицинское воздействие, сеансы экстрасенсов. Почти все они задают один и тот же вопрос: "Он будет говорить?"
- Да, будет, несомненно!
Изо дня в день, из года в год с ним будут работать сурдопедагоги, по крупицам собирая достигнутое, вкладывая в него всю свою душу без остатка. Да и как же быть иначе? Это они, учителя, дают глухому человеку вторую жизнь.
Сердце матери от счастья рвется из груди, когда она впервые слышит слово "мама". Это говорит ее глухой ребенок! Ребенок, который раньше и не подозревал, что существует на свете такое нежное и ласковое слово "мама". Кто лучше самой матери может рассказать о чувствах, которые испытывает она в этот момент? И в жизни каждого учителя это тоже, наверное, самое счастливое мгновение: видеть первые плоды своего труда, принесшие радость другим.
Казалось бы, надо радоваться. И порадоваться действительно есть чему. Но если бы только этим ограничивалась роль учителя и школы!
Формирование речи - это только одна из многочисленных задач обучения в школе для глухих детей. Основная нагрузка в решении данной задачи ложится на начальное звено. Именно в это время дети учатся правильно произносить свои первые звуки, слоги и слова. Параллельно ведется работа над голосом, дыханием, ударением, темпом. Развитие речи начинается с ее дактильной формы. Далее материал, усвоенный дактильно, дети учатся читать с губ и произносить.
Это этап, на котором дети получают первоначальные навыки общения. С этой целью в школе проводятся специальные уроки и занятия: развитие речи, предметно-практическое обучение, индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения, музыкально-ритмические занятия.
В среднем и старшем звене продолжается работа по использованию языка как средства общения. Начиная с 7-8-го класса дети обучаются по учебникам массовых школ, но в работе сохраняется коррекционная направленность (продолжается работа по практическому овладению языком, коррекции и совершенствованию произносительных навыков) и используется специальная методика преподавания.
Ни для кого не секрет, как трудно сейчас найти свой путь в жизни выпускнику массовой школы. Что же тогда говорить о глухих ребятах?
Выйдя из школы, они сталкиваются со стеной непонимания. Это в интернате все были близкими и родными, а за его пределами живут обычные люди с обычными каждодневными проблемами, которые часто видят в "глухом" еще одну проблему. Ведь он глухой, а значит - инвалид. Кому и зачем нужна еще одна проблема?
Как пробить эту стену непонимания? Именно поэтому на современном этапе роль учителя и школы не должна ограничиваться передачей знаний, формированием определенных умений и навыков. Я считаю, что это не только проблема образования глухих, но и проблема образования в целом.
Дети массовых школ должны знать о жизни детей-инвалидов и иметь возможность общаться с ними. Нужно научить их видеть в ком бы то ни было прежде всего человека. И, может быть, тогда мир станет чуточку чище и добрее.
С этой целью в нашей школе имеет место опыт временной интеграции (когда на праздник приглашаются слышащие дети). Готовя впервые такой праздник в своем классе, мы, учителя и воспитатели, переживали, что дети просто не поймут друг друга, что им будет неинтересно. Оказывается, дети гораздо быстрее находят общий язык, нежели взрослые. Даже на первый взгляд обычное знакомство вызвало у детей большое оживление. Неслышащие ребята вглядывались в губы слышащих, стараясь прочесть их имена. В свою очередь, слышащие сверстники приятно удивлялись, когда их понимали.
Теперь мы не боимся таких праздников, они стали практически традицией в нашей школе.
нельзя умалять роли образования сегодня. Напротив, в нынешних условиях эта роль возрастает больше, чем когда-либо. Пока существует мир, пока жив человек, ему всегда найдется чему учиться.
Учитель дарит свое сердце детям... Неслышащие дети особенно нуждаются в ласке, заботе, внимании. Я счастлива, что мое сердце принадлежит именно этим детям.

Наталья РЯЗАНОВА,
учитель начальных классов школы-интерната для глухих детей
Вышний Волочек

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу