«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Так хочется работать в России...

"Ботаники" за бугром, или
Менделеев, торгующий периодическими таблицами


Право на порядок

Солнце над крышей, на которой лежит мина

Николай ШВАРЦМАН, глава районной сельской администрации:
Денег не хватает, но зарплата - дело святое


Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Ваш адвокат

В списках не значится

Подписка-2001

Знания - лучшие инвестиции
Все, что было "учреждением", станет "организацией". А за образование в профлицее или колледже придется раскошелиться


"УГ" - гнездо для "пеликанов" и менеджеров

Власть духа или власть...
Идеологический заказ общества - какой он?


Сокольники как зеркало российского образования
В Москве завершилась V Московская международная выставка
"Школа-2001"


Дай лапу, Лева...
В России собакам давно пора поставить золотой памятник


"Восточная" стрелка указывает на Иртыш

Интеграл без понятия предела - беспредел,
или Зачем математика водопроводчику


Все простые люди - страдатели
Литературная игра "Умницы и умники" по рассказу Н.С.Лескова "Левша"


Меняя хозяев, изучи уставы

Знаковый термин
В народе - "внешколка"


"Добрая воля"
Проект воспитательной игры


Вечера открытых дверей

С кнопкой SOS - в третье тысячелетие
День продержаться в школе еще можно, а вот ночь простоять - не всегда


"Иду на вы"
Британские учителя объявляют решительный бой школьным хулиганам


Прививки от рака
Секрет спасения хранит... сама опухоль Сенсация


О пользе военных сборов,
или Как были придуманы сапоги-скороходы


Коротконогий Сталлоне - акселерант
А долговязый Шварценеггер?..


Новости

Призрак Мотылькова

Анатолий Слепышев:
Мои русские мужики похожи на французов


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Счастье пробуждения
Работа с художественным текстом В. Ладыжского "Христос воскрес. Скворцы поют"...


Цели:
Частные - учить проникновению в содержание текста, осмыслению лингвистических средств создания образности художественного текста; воспитывать бережное и внимательное отношение к слову.
Общие - подвести учеников к пониманию того, что Воскресение Христово - великое событие, благодаря которому происходит пробуждение всего на земле.
Оборудование:
1. Тексты стихотворения В. Ладыжского.
2. Библия.
3. Оформление на доске:
а) тема;
б) "Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". (Р. 5:11);
в) Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ -
И сущим во гробех
Живот даровав!
(Из пасхальной Заутрени).
4. Словарь Ожегова.

I. Сообщение темы и целей урока.
II. Чтение стихотворения В. Ладыжского.
***
ХРИСТОС ВОСКРЕС. Скворцы поют
И, пробудясь, минуют степи,
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.
Еще задумчив темный лес,
Не веря счастью пробужденья,
Проснись! Пой песню воскресенья -
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
ХРИСТОС ВОСКРЕС! В любви лучах
исчезнет скорби мрачный холод.
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод.
Заветом благостных небес
Звучит нам песня воскресенья,
Любви, и счастья, и прощенья -
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
III. Аналитическая работа по тексту.
- Какова тема стихотворения, его основная мысль?
(Воскресение Христа и пробуждение всего в связи с воскресением).
- Почему, как вы думаете, автор не озаглавил стихотворение?
(По-видимому, автор дает право читателю уловить основную мысль стихотворения: что же дает воскресение Христа природе и человеку, как происходит "пробужденье" в природе - Божьем творении и в человеке - вершине Божьего творения).
- Какова роль рефрена "Христос воскрес"? Что достигается благодаря этому?
(Автор этим как бы дает понять, что воскресение - самое важное событие на земле для людей, как важно было и Рождество Христово. Это самое значимое событие, и об этом нельзя забывать...)
- Да, не случайно автор начинает с этого свое стихотворение и заканчивает им же. Кольцевая композиция как и в Библии: "Я есмь Альфа и Омега". Начало и конец - Бог, и это истина. Недаром и год цикличен, все живем от Рождества до Рождества: Рождество - Крещение - Благовещение - Воскресение - ... Рождество.
Какой же главный образ присутствует в стихотворении?
На сколько частей можно разделить текст?
(1-я часть - пробуждение природы в связи с воскресением Христовым, 2-я часть - пробуждение человека).
- Какой смысл вкладывает автор в слово "пробужденье"? (Это возрождение).
- Рассмотрим 1-ю часть стихотворения.
Тот же самый прием - кольцевое построение: Альфа и Омега. "Христос воскрес... Христос воскрес!"
Можем ли мы сказать, что действительно происходит "пробужденье" природы? Докажите текстом.
(Глаголы движения - "бегут", "рвут"... - передают стремительность действий).
- В каком значении здесь употреблено слово "миновать"?
Работа со словарем Ожегова:
Миновать - 1. Пройти мимо чего-нибудь (миновать деревню).
2. Освободиться, избавиться от чего-нибудь (чему быть, того не миновать).
3. Пройти, окончиться (опасность миновала).
Ученики отметят, что слово "миновать" здесь употреблено во 2-м значении (минуют степи - т.е. степи освобождаются от снега, льда, оживают).
- Как это связано с главным образом в стихотворении?
(Как степи "минуют", т.е. освобождаются, оживают весной, так и "Христос воскрес". Освобожденные степи дали жизнь растениям, а "Христос сущим во гробех живот" даровав (см. запись на доске).
- Что же происходит в природе? Что пробуждается? Нарисуйте систему образов:
"скворцы" - "поют"
"степи" - "минуют"
"ручьи" - "рвут"
"лес" - "еще задумчив".
С какой антитезой мы встретились здесь?
- Можем ли мы провести связь с миром людей?
(Мир людей тоже полон противоречий: кто-то пробуждается, а кто и "не верит счастью пробужденья").
- Это система образов: скворцы, степи, ручьи, лес. А какой единый образ видится нам? (Весна).
- Да, автор рисует образ весны, "пробужденье", хотя "еще задумчив темный лес", но кажется, что вот-вот наступит то время, что он тоже поверит в "счастье пробужденья".
- К каким же приемам прибегает автор, чтобы доказать, что все, что происходит сейчас в природе, - "счастье"?
(Для этого автор использует различные средства художественной выразительности: олицетворения, метафоры, сравнения).
- Найдите в тексте примеры использования таких средств выразительности.
Олицетворения: "ручьи бегут", "звонкий смех" издают ручьи, "рвут... цепи", "лес не верит..." - "очеловечивание".
Метафоры: "зимою скованные цепи".
Сравнения: звон ручьев сравнивается со "звонким смехом".
- К каким еще приемам прибегает автор, чтобы показать "пробужденье" природы?
Это прием звукописи для усиления выразительности художественной речи:
а) звукопись как звукоподражание (пение скворцов, журчание ручьев);
б) созвучие-аллитерация (шипящие - свистящие: ч-ж-ш, с-з).
- К кому обращается автор, восклицая: "Проснись!"?
(Это обращение и к лесу, который "еще задумчив" и "не верит счастью пробужденья". Но это и обращение к человеку - венцу Божьего творения, к тому, из-за кого пострадал Христос на кресте, для кого и воскрес из мертвых. И это обращение - как бы мостик ко II части стихотворения).
- Рассмотрим II часть.
Какой прием вновь использует автор?
(Кольцевое построение: "Христос воскрес!").
- Какова главная мысль этой части?
(По воскресении Христа - освобождение человека, очищение, огромные изменения в душах).
- Под воздействием чего должны они произойти? (Под воздействием "любви лучей").
- Воскресение Христа из мертвых сопровождалось сиянием, блеском, подобным молнии, который озарил тьму, мрак. О каких же изменениях нам поведал автор? Приведите примеры из текста.
("Исчезнет скорби мрачный холод", появится "радость... в сердцах" всех людей...).
- Вспомните библейские сюжеты. Так ли произошло с воскресением Иисуса?
Как вы понимаете выражение "благостные небеса"?
(Небо - план вечности. Райская жизнь на небе - для тех, кто уверовал. "Блаженны не видевшие и уверовавшие" во Христа, как в своего Спасителя; блаженны те, кто живет в соответствии с заветом, что нам был дан).
Работа со словарем:
Благостный - приятный, умиротворяющий, приносящий благо.
Благо - добро, благополучие. Недаром в русском языке так много "добрых" слов с корнем "благо": Евангелие - Благая весть, благодарение, благоденствие и др.
(Эти слова дети могут привести в качестве примеров).
- И как же это благо должно проявиться в человеке?
(Исчезнет скорбь, все будут радоваться, любить друг друга...)
- С чем же сравнивает В. Ладыжский "песню воскресенья" и почему?
(Он называет ее "песнью любви, и счастья, и прощенья").
Это "прощеное воскресенье", когда (как Иисус прощает людям их грехи) все должны забыть обиды и простить друг друга, как "кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (1 Иоан - 1:7).
Дома: подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

Людмила РАДИОНОВА,
учитель средней школы N 2
Окуловка,
Новгородская область

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу