«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Так хочется работать в России...

"Ботаники" за бугром, или
Менделеев, торгующий периодическими таблицами


Право на порядок

Солнце над крышей, на которой лежит мина

Николай ШВАРЦМАН, глава районной сельской администрации:
Денег не хватает, но зарплата - дело святое


Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Ваш адвокат

В списках не значится

Подписка-2001

Знания - лучшие инвестиции
Все, что было "учреждением", станет "организацией". А за образование в профлицее или колледже придется раскошелиться


"УГ" - гнездо для "пеликанов" и менеджеров

Власть духа или власть...
Идеологический заказ общества - какой он?


Сокольники как зеркало российского образования
В Москве завершилась V Московская международная выставка
"Школа-2001"


Дай лапу, Лева...
В России собакам давно пора поставить золотой памятник


"Восточная" стрелка указывает на Иртыш

Интеграл без понятия предела - беспредел,
или Зачем математика водопроводчику


Все простые люди - страдатели
Литературная игра "Умницы и умники" по рассказу Н.С.Лескова "Левша"


Меняя хозяев, изучи уставы

Знаковый термин
В народе - "внешколка"


"Добрая воля"
Проект воспитательной игры


Вечера открытых дверей

С кнопкой SOS - в третье тысячелетие
День продержаться в школе еще можно, а вот ночь простоять - не всегда


"Иду на вы"
Британские учителя объявляют решительный бой школьным хулиганам


Прививки от рака
Секрет спасения хранит... сама опухоль Сенсация


О пользе военных сборов,
или Как были придуманы сапоги-скороходы


Коротконогий Сталлоне - акселерант
А долговязый Шварценеггер?..


Новости

Призрак Мотылькова

Анатолий Слепышев:
Мои русские мужики похожи на французов


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Знойное пространство
Живое зависит от неживого
Урок естествознания по системе Л.В.Занкова, 2-й класс
Тема: Растительный и животный мир пустынь


Цели:
- показать особенности природы пустынь в сравнении с природой своего края;
- установить по карте расположение пустынь;
- показать особенности флоры и фауны данной местности;
- обратить внимание на трудности освоения природы пустынь;
- в процессе выявления связей между природными элементами развивать мышления детей, учить сравнению, анализу, группировкам по общим признакам, обобщению по личным наблюдениям;
- прививать интерес к изучению природы, познакомить с животными из Красной книги;
- познакомить детей с деятельностью Всемирной организации защитников природы "Гринпис".

Ход урока
Обширна и многообразна природа нашей Родины. Для каждой местности характерны определенные явления природы, растительность, животный мир, птицы. В каждой местности существуют своя флора и фауна. Для них характерны признаки, встречающиеся только в той местности, в которой они существуют.
Мы с вами начали путешествие по Земле, ее природным зонам, познакомимся с флорой и фауной этих зон.

Посмотрите на карту природных зон.
Перед нами полоска земли, окрашенная в ярко-оранжевый цвет.
Что вам это напоминает? (Цвет песка)
Над этой территорией солнце и зимой и летом стоит высоко над горизонтом, поэтому оно приносит больше тепла и света, чем в других природных зонах. Немного воображения - и мы с вами в лесу. Но лес ли это?
Лес без высоких деревьев, лес без листьев, травы и хвои, лес без тени. Деревья очень редки, со стволами, причудливо скрученными, словно страшная сила скрутила их, выжимая последние капли воды. Этот лес совсем невысок, а деревья стоят редко. Под этими низкорослыми деревьями нет ни травы, ни зеленого кустика, только песок, такой горячий, что жжет ноги в ботинках на толстой подошве. Это лес, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. Иногда в течение трех и более месяцев не выпадает ни одной капли дождя.
Что же это за территория?
(Это пустыня)

Пустыня - большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью.
(Из словаря Ожегова)
Сухость и жара - основные отличительные признаки природы пустынь. Вот почему в пустынях не вся поверхность земли покрыта растительностью. Отдельные участки заняты песчаными холмами - барханами. Вот как описаны барханы в словаре:
Бархан - песчаный наносный холм в пустынях.
А вот как описывает барханы путешественник В.Мезенцев в тексте "Неразгаданные тайны природы" (читаем учебник, стр.101). Редко через территорию пустынь протекают реки. Они берут начало высоко в горах. Это Амударья и Сырдарья. Но многие реки теряются в песках, не доходят до озер, поэтому в пустыне почти нет рек. Именно поэтому в пустыне особенно ярко проявляется живительная сила воды. Жизнь в пустыне полностью зависит от воды.
Если в пустыне очень долгое время не будет дождя, то все живое может погибнуть. Все живые организмы, живущие в пустыне, должны приспособиться к таким жестким условиям. В такое сухое и жаркое время, чтобы вырасти, растения должны стойко переносить засуху, уметь добывать и беречь каждую каплю воды.
- Каким вы себе представляете корень растения пустыни? Почему?
- Могут ли растения из нашей местности жить в пустыне? Почему?
- А какие растения, пришедшие из пустыни, живут рядом с нами? (Кактус, столетник, алоэ. Они нетребовательны к воде, у них толстые стебли, сохраняющие влагу, и колючки вместо листьев, чтобы не испарять воду).
Самым распространенным деревом в пустыне является саксаул.
(Показ гербарного образца).
У него все устроено так, чтобы противостоять иссушающему зною: его зеленые побеги покрыты мельчайшими чешуйками, в которые превратились листья. Они скупо, бережливо расходуют воду на испарение. Ведь ее в пустыне добывать нелегко. Только в глубине в толще песка скрывается драгоценная влага. Чтобы добыть воду, дереву нужно иметь длинный корень. У саксаула он в несколько раз превышает длину самого растения. Но как ни старается растение, воды ему достается немного. Ее хватает только на то, чтобы выросло искривленное деревце.
(Стр. 102 из учебника зачитать).
Наряду с саксаулом в пустыне растут и другие растения.
(Показать образцы гербария).
Но иную картину представляет пустыня весной. Это сплошной ковер из трав и цветов. Растения спешат вырасти, зацвести и образовать семена. Буйная жизнь чувствуется в каждой травинке. И пустыня совсем не кажется пустынной. Причина этой буйной жизни в том, что весной в пустыне идет дождь и накапливается влага. Это наглядный пример зависимости живой природы от неживой.
- В чем проявляется эта зависимость? (Дождь питает землю, растения влагой, если его не будет, живая природа умирает).
В это время в пустыне можно встретить растения, изображенные в учебнике на с.99. Эти цветы и травы служат кормом и укрытием для живого в пустыне.
На первый взгляд в пустыне не видно никаких живых существ. Все как будто вымерло от страшной жары. Ведь температура песка такова, что можно сварить яйцо, если закопать его в песок на некоторое время. Особенно днем пустыня кажется безжизненной. Но это только на первый взгляд. Животный мир здесь довольно разнообразен: много насекомых, ящериц, варанов, змей.
(Рисунок в учебнике с.105).
Впечатления от экскурсии в террариум.
- Давайте вспомним, как выглядят змеи, живущие в пустыне: их окраска...(под цвет окружающей природы).
- Зачем им такая окраска?
(Чтобы быть незаметными в песке и подстерегать свою добычу).
- Как они передвигаются?
(Медленно, зигзагообразно, т.к. у них все тело состоит из мускулов).
- Кто становится добычей змей в пустыне?
(Хомячки, суслики, джейраны, лошади).
- Какое животное пришло к нам из пустыни и приспособилось к жизни у нас?
(Хомячки. Рассказ о хомячках у себя дома).
- Чем интересно это животное?
(У него во рту расположены мешки, в которые он набивает пищу, высыпает ее себе в нору и бежит опять, а потом разбирает свои припасы и съедает).
Вывод.
Из всего услышанного и увиденного сегодня на уроке мы можем сделать вывод о жизни растений и животных в пустыне, о роли воды в их жизни.
Пустыни расположены к югу от степей, в глубине материка. В пустыне мало осадков, и только весной выпадает влага. Из-за таких природных условий растения имеют длинные корни, способные добывать влагу; узкие листья или колючки вместо листьев для малого испарения влаги. Животные тоже имеют свои особенности: они нетребовательны к пище и воде, окраска их совпадает с цветом окружающей среды, что помогает им в охоте. Животные на жаркое время прячутся в норы и находятся в состоянии спячки. Другие имеют сильные длинные ноги, поскольку им нередко приходится пробегать большие расстояния в поисках воды.
Группирование:
- Из общего списка животных и растений выберите те, о которых мы сегодня говорили, и разделите их на две группы: верблюд, лось, варан, лиса, кобра, саксаул, подорожник, верблюжья колючка, ромашка, черепаха, осел, краб, акула.
Красная книга
В пустыне живут некоторые виды животных, которые близки к исчезновению. Их ловят из-за ценного меха или для получения лечебного яда. Такие животные занесены в Красную книгу: это гепард, туранский тигр, туркменский кулан, пустынный сокол, королевская кобра.
Для их защиты и разведения в некоторых местах пустыни созданы специальные заповедники и заказники, где охраной занимаются егеря. Здесь полностью запрещена охота на животных; змей отлавливают, чтобы взять у них яд, а затем отпускают на волю, в свои родные места.
- А зачем люди берут у змей яд?
(Из него получают ценные лекарства. Поэтому змея стала символом медицины).
- Наблюдая за жизнью пустынных животных, ученые сделали интересные открытия.
Например: пустынная рысь каракал может сбить взлетающую птицу лапой.
Тонкопалый суслик может учуять сквозь песок даже маленькую луковичку тюльпана. А как учует, раскопает и съест.
Мохноногий тушканчик за 15 минут может выкопать в песке нору длиной полтора метра.
Желтый суслик может не пить и не есть 9 месяцев в году.
Ушастый еж может съесть самую ядовитую змею, скорпиона или тарантула, и даже живот не заболит.
Но иногда в заповедники приезжают браконьеры, вредители природы. С такими нарушителями ведут борьбу люди, любящие и понимающие природу. Эти люди объединились в природоохранную организацию, которая называется "Гринпис" - зеленые. Эта организация международная, она объединяет любителей природы всего мира, и ее девизом являются слова: "Жизнь живому!"
- Как вы понимаете эти слова: "береги природу".
- Какой вклад можете вы внести в этот призыв?
Итоги урока: Что бы вы хотели рассказать дома о том, что сегодня услышали и узнали на уроке? Хотели бы вы стать членами всемирной организации "Гринпис" и почему? Объясните.

О.ХРОМОВА

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу