«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Так хочется работать в России...

"Ботаники" за бугром, или
Менделеев, торгующий периодическими таблицами


Право на порядок

Солнце над крышей, на которой лежит мина

Николай ШВАРЦМАН, глава районной сельской администрации:
Денег не хватает, но зарплата - дело святое


Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Ваш адвокат

В списках не значится

Подписка-2001

Знания - лучшие инвестиции
Все, что было "учреждением", станет "организацией". А за образование в профлицее или колледже придется раскошелиться


"УГ" - гнездо для "пеликанов" и менеджеров

Власть духа или власть...
Идеологический заказ общества - какой он?


Сокольники как зеркало российского образования
В Москве завершилась V Московская международная выставка
"Школа-2001"


Дай лапу, Лева...
В России собакам давно пора поставить золотой памятник


"Восточная" стрелка указывает на Иртыш

Интеграл без понятия предела - беспредел,
или Зачем математика водопроводчику


Все простые люди - страдатели
Литературная игра "Умницы и умники" по рассказу Н.С.Лескова "Левша"


Меняя хозяев, изучи уставы

Знаковый термин
В народе - "внешколка"


"Добрая воля"
Проект воспитательной игры


Вечера открытых дверей

С кнопкой SOS - в третье тысячелетие
День продержаться в школе еще можно, а вот ночь простоять - не всегда


"Иду на вы"
Британские учителя объявляют решительный бой школьным хулиганам


Прививки от рака
Секрет спасения хранит... сама опухоль Сенсация


О пользе военных сборов,
или Как были придуманы сапоги-скороходы


Коротконогий Сталлоне - акселерант
А долговязый Шварценеггер?..


Новости

Призрак Мотылькова

Анатолий Слепышев:
Мои русские мужики похожи на французов


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Хорошо информированный человек стоит двух
Тема "Человек в системе экономических отношений". 10-й класс


Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать.
И.Лафатер


Цели: научить вести социологическое исследование, научить определять и формулировать проблемы, научить собирать информацию и интерпретировать ее.

Задачи образовательные: сформировать у учащихся представление о социологическом исследовании; выделить наиболее актуальные проблемы, связанные с отношением человека и экономики, и существующие в микросоциуме значимые точки зрения на них.
Задачи развивающие: научить учащихся ясно и точно формулировать личную точку зрения, выделять главное и второстепенное, обобщать, делать выводы, оценивать, интерпретировать собранные данные; воспитать у учащихся уважение к человеку и его точке зрения.
Ресурсы урока: учебное пособие для учащихся под редакцией Л.Боголюбова "Человек и общество" для 10-11-х классов, анкеты для социологического исследования.

Вводное слово учителя
Огромную роль в жизни современного человека играет экономика, одна из сложнейших и важнейших сфер жизнедеятельности человека. Чтобы в ней разобраться, следует хорошо знать проблемы экономики и человека, подходы к их разрешению.
Сегодня вы познакомитесь с экономическими проблемами, которые сами выберете и, применяя один из самых распространенных, эффективных и надежных средств исследования - метод социологического исследования, научитесь делать выводы, интерпретировать собранные данные.
Сегодня вам предстоит сделать большую и интересную работу. Вы будете интенсивно общаться, обмениваться идеями и анализировать их.

Понятие социологического исследования
Одним из самых надежных, наиболее распространенных и часто используемых способов изучения проблем человека и общества является метод социологического исследования. Он универсален и приложим едва ли не к любым проблемам и сферам человеческой жизнедеятельности. Сегодня мы будем использовать вышеназванный метод, исследуя проблемы отношения человека и экономики.
Науку, изучающую социальные явления и процессы, социологию называют окном в реальный мир человеческих отношений, а заглянуть в это окно поможет нам социологическое исследование. Это метод изучения общественных отношений, чтобы постичь существенные закономерности развития человека и социальных систем, используя общественное мнение. Социологическое исследование помогает: 1) обнаружить различные мнения людей; 2) предсказать направления изменений, которые происходят в обществе; 3) сформулировать практические рекомендации, позволяющие эффективно управлять развитием общества и разрешать проблемы.
Социологическое исследование включает следующие этапы:
1) формулирование проблемы;
2) сбор социологической информации;
3) обработка или интерпретация полученных материалов;
4) оформление выводов исследования.
Сегодняшнее учебное занятие посвящено социологическому исследованию, и каждый из вас побывает в роли социолога и одновременно респондента, помогая своим товарищам, высказывая свою позицию на ту или иную проблему.

Формулирование проблемы
Обратимся к первому этапу социологического исследования - формулированию проблемы, которое было вашим домашним заданием. Дома после знакомства с п.36 "Человек в системе экономических отношений" (Л.Боголюбов, "Человек и общество", 10-11-й класс) вы должны были выделить и сформулировать интересующую вас проблему, которая касалась бы отношений человека и экономики, в соответствии со следующими критериями:
формулировка проблемы должна быть ясной и понятной;
проблема - открытый вопрос, имеющий неопределенное количество ответов, решений;
проблема содержит внутреннее противоречие;
проблема касается человеческих ценностей, убеждений, личного отношения;
проблема требует взвешенного, ответственного подхода.
Примеры формулировок проблем: должно ли в нашей стране существовать право собственности на землю? Можно ли в современной России стать богатым, не нарушая закона? Можно ли современный уровень жизни человека в нашей стране назвать достойным?
Давайте выясним, удалось ли нам хорошо сформулировать наши проблемы для социологического исследования?
Предлагается составить анкету для социологического опроса, подписать ее, указать проблему, которая является объектом исследования, и выделить три колонки:
1) ФИО респондента или опрашиваемого.
2) Мнение респондента или опрашиваемого.
3) Подпись респондента или опрашиваемого.
Первую и вторую колонки заполняет автор анкеты или социолог. Третью - респондент или опрашиваемый.

Работа с респондентами. Проведение опроса
Учащиеся приступают ко второму этапу социологического исследования - сбору социологической информации. Стоит напомнить, что деятельность ребят будет успешной, если они станут придерживаться правил хорошего тона, демонстрировать уважение к человеку и его мнению, будут внимательными и точно фиксировать точку зрения опрашиваемого.
Ученики начинают самостоятельную деятельность по сбору информации для социологического исследования. Опрос и оформление записей в анкете занимают большую часть времени учебного занятия (20 мин.).
Учитель обращает внимание на качество и количество записей и опрашиваемых, так как от этого зависит оценивание работы учащихся.
Оценивание деятельности учащихся:
1) Оценка респондента зависит от мнения социологов, которые имеют право выделить самое интересное, полезное из своих анкет. Респондент, имеющий большое количество отзывов (больше 3), получает оценку "отлично".
2) Оценка социолога зависит от количества (не менее 10) и качества собранных данных и их интерпретации/оценки.

Интерпретация, анализ собранных данных
После окончания сбора социологической информации начинается следующий этап социологического исследования - обработка или интерпретация полученных материалов, который учащиеся выполняют одновременно с оформлением выводов, принимая во внимание критерии оценки анализа собранных данных.

Подведение итогов
Учащиеся отвечают на вопросы учителя: что удалось сделать в течение урока? Какие трудности испытывали?
Ребята называют лучших респондентов и делятся своими выводами. Учитель оценивает их деятельность.

Вопросы учителя
Была ли деятельность учащихся организована эффективно? Что можно было сделать лучше при организации учебного занятия - социологического исследования?
Подобные уроки помогают подросткам сформировать личную позицию по сложным общественно значимым вопросам, познакомиться с различными мнениями по одной проблеме, учат ценить взгляды других людей и принимать их во внимание при разрешении важных, но противоречивых для общества задач, вовлекают учащихся в активную и полезную учебную деятельность, передают интеллектуальные навыки высокого уровня: оценивать, принимать решения и делать выводы на основе собранной информации.

Юрий АНТЮХОВ,
учитель истории и обществоведения

Орел

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу