«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Так хочется работать в России...

"Ботаники" за бугром, или
Менделеев, торгующий периодическими таблицами


Право на порядок

Солнце над крышей, на которой лежит мина

Николай ШВАРЦМАН, глава районной сельской администрации:
Денег не хватает, но зарплата - дело святое


Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Ваш адвокат

В списках не значится

Подписка-2001

Знания - лучшие инвестиции
Все, что было "учреждением", станет "организацией". А за образование в профлицее или колледже придется раскошелиться


"УГ" - гнездо для "пеликанов" и менеджеров

Власть духа или власть...
Идеологический заказ общества - какой он?


Сокольники как зеркало российского образования
В Москве завершилась V Московская международная выставка
"Школа-2001"


Дай лапу, Лева...
В России собакам давно пора поставить золотой памятник


"Восточная" стрелка указывает на Иртыш

Интеграл без понятия предела - беспредел,
или Зачем математика водопроводчику


Все простые люди - страдатели
Литературная игра "Умницы и умники" по рассказу Н.С.Лескова "Левша"


Меняя хозяев, изучи уставы

Знаковый термин
В народе - "внешколка"


"Добрая воля"
Проект воспитательной игры


Вечера открытых дверей

С кнопкой SOS - в третье тысячелетие
День продержаться в школе еще можно, а вот ночь простоять - не всегда


"Иду на вы"
Британские учителя объявляют решительный бой школьным хулиганам


Прививки от рака
Секрет спасения хранит... сама опухоль Сенсация


О пользе военных сборов,
или Как были придуманы сапоги-скороходы


Коротконогий Сталлоне - акселерант
А долговязый Шварценеггер?..


Новости

Призрак Мотылькова

Анатолий Слепышев:
Мои русские мужики похожи на французов


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Как не навредить себе и обществу
Тема "Ответственность". 8-й класс


"Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее".
Бернард Шоу

Цель: помочь подросткам осознать важность момента окончания 9-го класса в их дальнейшей жизни.
Урок проходит в форме дискуссии.
Ей предшествует анкета, проведенная заранее. (См. приложение).
Класс делится на группы.
"Корреспонденты" задают вопросы одноклассникам. Каждый из вас в течение жизни оказывается в таких ситуациях, когда надо делать выбор. Искать желанную профессию или вместе с приятелем слоняться по поселку? Самому готовить уроки или списать у товарища?
Итак, путь свободен, поступай по собственному велению. Легко сказать. Иной ученик скажет: "А я, может быть, в школу бы не пошел и книжки забросил, только кто же мне позволит?" Вероятно, одни имеют в виду абсолютную свободу, другие понимают, что она не безгранична.
Учитель: Сегодня на классном часе речь идет об ответственности. Вы как раз находитесь в таком возрасте, на таком рубеже, когда надо принимать решение. Вот мы и посмотрим, в чем суть ответственности и как она проявляется.
Корреспонденты: Как же ученики нашей школы понимают, что такое ответственность? Мы решили узнать об этом и у ребят, и у учителей. Обратились к ним с этими двумя вопросами.
А вот что написано об этом в словарях:
"Ответственность - категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм" - философский словарь.
"Ответственность - обязанность выполнить что-либо так, как нужно в назначенное время" - толковый словарь.
Мы спросили мнение родителей. Можно привести высказывание последних.
Дискуссию ведут ученики-корреспонденты.
Какой человек считается ответственным (который выполняет все в срок и на высоком уровне).
А перед кем мы можем быть ответственны?
Мозговой штурм. Ответственность: перед самим собой, перед обществом, перед школой, перед классом, перед другом и т.д.
А в чем вы видите ответственность перед самим собой?
Забота о здоровье. Как вы это понимаете?
Здоровье - это одна из величайших общечеловеческих ценностей, лучше всех об этом знают люди нездоровые.
А какой рецепт к здоровью вы бы прописали? (Примерный).
Здоровье, а значит, счастье - в руках самого человека.
Движение - это жизнь.
Заниматься закаливанием. Преодолевать лень.
Забота об образовании. Что она включает в себя?
Систематически готовить домашнее задание, самостоятельно работать в библиотеке, заниматься творчеством, проводить исследования.
Ученикам восьмого класса была предложена анкета "Ты и школа".
Отвечая на вопрос, для чего прежде всего существует школа, 21 из 24 респондентов сказали: она дает знания. 20 считают, что школа помогает найти свой путь в жизни. 18 подростков уверены, что они учатся приемам самовоспитания и самообразования.
Представьте, человек собирается поступать в колледж или лицей, никаких препятствий к принятию такого решения нет, но он безволен и потому бездействует.
Спрогнозируйте, чем закончится его решение?
Ответственен ли он перед собой?
Ответственность перед другом. Предложите свой вариант. В чем она?
Ответственность перед родителями. В чем вы ее видите?
Ответственность перед классом.
В чем она заключается? Давайте сформулируем правила.
Дисциплинированность на уроке и внеклассной жизни.
Активность на уроке.
Участие во внеклассных мероприятиях.
Ответственность перед школой. В чем она проявляется?
Ответственность перед школой: дисциплинированность (умение контролировать свое поведение); уважение к коллективу учеников и учителей; защита чести школы на соревнованиях, конкурсах; забота о ее авторитете.
Ответственность перед поселком: забота о его чистоте, защита чести поселка на соревнованиях; забота об экологии.
Ответственность перед страной: забота об экологии, участие в избирательной кампании; уплата налогов; бережливое отношение ко всему.
Задача: Из неплотно закрытого крана со струей толщиной в спичку, вытекает более 400 литров воды. Сколько 8-литровых ведер будет потеряно за месяц. Как вы считаете?
Рефлексия. О чем вы задумались после этой беседы?
Что же такое ответственность?
К какому выводу пришел каждый из вас?
Закончите предложение: "Я для себя сделал вывод...".
(Чтобы быть ответственным перед собой, я должен вовремя приходить в школу, контролировать свою дисциплину на уроке и т.д.).
Древнегреческий философ Фалес из Милена оставил для потомков много мудрых мыслей. Одна из них: "Самое трудное - познать самого себя, самое легкое - давать советы другим".
Давайте же пойдем трудным путем, будем познавать самих себя, а за точку отсчета возьмем такое качество, как ответственность, и задумаемся, что еще нужно сделать, чтобы оправдались наши планы, планы родителей, надежды общества.
Татьяна БУТИНА,
учитель обществознания и истории

Киров

Анкета (выбери ответ)

I. Для чего прежде всего существует школа?
1. Помочь найти свой путь в жизни.
2. Развить умственные способности.
3. Дать знания.
4. Помочь выбрать профессию.
5. Стать духовно богатым, интересным для других людей.
6. Научить, как добиться своей мечты.
7. Научить приемам самовоспитания и самообразования.
II. Почему ты ходишь в школу?
1. Нравится узнавать новое и интересное.
2. Общаться с учителями.
3. Общаться с одноклассниками.
4. Испытать свои силы и способности.
5. Развить свой ум, внимание, память.
6. Нравится сам процесс получения новых знаний.
7. Нравится сама школа, ее дух.
8. Это путь к поступлению в вуз, колледж или техникум.
9. Каждый обязан учиться.
10. Если не буду ходить в школу, меня будут ругать и наказывать.
11. Хочу доказать учителям и одноклассникам, что я не хуже других.
12. Порадовать родителей успехами в учении.
13. Нравится получать хорошие отметки.
III. Оцени свою работу в школе.
1. Учусь в полную силу.
2. По своим возможностям.
3. По необходимости.
4. Только потому, что заставляют.
5. Не хочу учиться.
Чтобы определить преобладающие мотивы учения, нужно подсчитать количество выборов по каждому из ответов на вопросы. Анализ отдельных анкет целесообразно проводить по параметрам соответствия представления о целях школы и мотивах собственного школьного обучения (1-й и 2-й вопросы). Необходимо также посмотреть, какие мотивы учения преобладают у каждого школьника.
Как стать ответственным человеком?


Анкета
(Выбери ответ или напиши свой)

I.Что надо воспитывать в себе в первую очередь, чтобы стать ответственным человеком?
1. Старательность, гордость за выполненную работу.
2. Способность переделать работу, выполненную плохо.
3. Упорство.
4. Умение контролировать свое поведение.
5. Контролировать свое отношение к делу.
6. Продумать заранее этапы выполнения задания.
7. Извлекать уроки из допущенных ошибок.
8. Требовательность к себе.

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу