«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Так хочется работать в России...

"Ботаники" за бугром, или
Менделеев, торгующий периодическими таблицами


Право на порядок

Солнце над крышей, на которой лежит мина

Николай ШВАРЦМАН, глава районной сельской администрации:
Денег не хватает, но зарплата - дело святое


Детей учить - не рыбу ловить!
Почему новый начальник Департамента образования решил нарушить любимую традицию


Ваш адвокат

В списках не значится

Подписка-2001

Знания - лучшие инвестиции
Все, что было "учреждением", станет "организацией". А за образование в профлицее или колледже придется раскошелиться


"УГ" - гнездо для "пеликанов" и менеджеров

Власть духа или власть...
Идеологический заказ общества - какой он?


Сокольники как зеркало российского образования
В Москве завершилась V Московская международная выставка
"Школа-2001"


Дай лапу, Лева...
В России собакам давно пора поставить золотой памятник


"Восточная" стрелка указывает на Иртыш

Интеграл без понятия предела - беспредел,
или Зачем математика водопроводчику


Все простые люди - страдатели
Литературная игра "Умницы и умники" по рассказу Н.С.Лескова "Левша"


Меняя хозяев, изучи уставы

Знаковый термин
В народе - "внешколка"


"Добрая воля"
Проект воспитательной игры


Вечера открытых дверей

С кнопкой SOS - в третье тысячелетие
День продержаться в школе еще можно, а вот ночь простоять - не всегда


"Иду на вы"
Британские учителя объявляют решительный бой школьным хулиганам


Прививки от рака
Секрет спасения хранит... сама опухоль Сенсация


О пользе военных сборов,
или Как были придуманы сапоги-скороходы


Коротконогий Сталлоне - акселерант
А долговязый Шварценеггер?..


Новости

Призрак Мотылькова

Анатолий Слепышев:
Мои русские мужики похожи на французов


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Учебники
Значимость и новизна


Учебник "Основы политологии", выпущенный Гуманитарным издательским центром "Владос" и рекомендованный Минобразованием РФ для средних специальных учебных заведений, написан известным специалистом в области обществоведческого образования доктором исторических наук, профессором Михаилом Шилободом. Подчеркнем, что учебник может быть полезным не только педагогам и учащимся средних специальных учебных заведений, но и учащимся профильных выпускных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Читатели еженедельника "Граждановедение" уже знакомы с некоторыми параграфами этой книги, частично опубликованными на страницах еженедельника в прошлые годы и которые, как известно рецензенту, в целом получили положительные отклики.
Подчеркнем, что многие учащиеся и педагоги хорошо знают изданный ранее учебник этого автора "Политика и право", предназначенный для школьников старших классов. Новая книга - итог длительной, более чем трехлетней работы ученого по осмыслению проблем политологического образования и политического воспитания учащейся молодежи, формирования гражданской позиции молодого поколения. При этом автор в популярной, доступной для читателя форме раскрывает такие непростые для восприятия понятия политологии, как политическое сознание, политическая социализация, политическое поведение, политическое бытие, и др.
Правомерно поставить вопрос: что же представляет собой данная учебная книга, в чем ее значимость, полезность и новизна? Учебник построен на основе большой источниковой базы, включая как отечественную, так и зарубежную политико-правовую и социологическую литературу. Актуальность и новизна данной учебной книги определяется также и тем, что автор приводит и анализирует разные, подчас альтернативные точки зрения ученых-политологов на политические проблемы. Подчеркнем и еще одну принципиальную особенность пособия. Рассматривая процессы в политической сфере и вооружая читателя фундаментальными знаниями о феномене политики, автор не навязывает читателю своего мнения.
Педагогические достоинства данной книги обусловлены тем, что автор раскрывает теоретические и практические проблемы политологии в комплексе с другими науками об обществе и на основе исторического подхода, что делает книгу комплексной и одновременно целостной. Так, в частности, автор широко привлекает и опирается на выводы из ряда научных дисциплин - политической истории, истории политических учений, политической философии, политической психологии, политической социологии, теории государства и права и др. Однако, несмотря на это, учебник не перегружен теоретическим материалом. Его текст понятен, доступен для учащихся.
Дидактическая особенность авторского подхода к раскрытию основных проблем содержания выражается в том, что параграфы учебника в разумной мере наполнены фактическими данными, цифрами, таблицами, схемами. В учебнике выделены основные понятия. Вопросы и задания к параграфам носят творческий характер. В учебнике приведен список рекомендованной литературы и источников. В приложении к учебнику дан указатель имен видных политологов, юристов, правоведов, социологов. Все сказанное делает учебник интересным, удобным для учебной работы, перспективным для проведения учебных занятий на основе новых информационных технологий образования.
Пособие включает введение, пять глав, которые в соответствии с тематическим планированием курса подразделяются на двадцать параграфов, и приложение (словарь понятий и терминов, указатель имен). Во введении рассматриваются основные понятия политологии, показана ее роль в социализации молодежи. В первой главе - "Политика, власть и право как особая форма выражения власти" - не только раскрываются эти ключевые понятия политологии, но и на широком историческом фоне показана взаимосвязь политики, права и демократии.
Во второй - "Политическая система и ее основные институты" - рассмотрены сущность, общее и особенное в политических системах стран Западной Европы и России на разных исторических этапах. В этой главе показаны вопросы соотношения гражданского общества и правового государства. В третьей - "Система государственной власти" - раскрывается содержание и функции парламентаризма, института президентства, исполнительной и судебной власти, прокуратуры. В четвертой - "Человек, личность, политика" - рассмотрены проблемы человека в политике, политического лидерства, политической культуры личности, политической идеологии, социализации человека и его политического сознания.
В последней главе - "Политология международных отношений" - рассматриваются мировой политический процесс и геополитический статус России в мировом порядке в конце ХХ века.
На основании всего сказанного можно сделать вывод, что автор подготовил учебную книгу, отвечающую как научным, так и педагогическим требованиям. Это позволяет высказать уверенность в том, что учебник найдет своего читателя и будет полезен педагогам и студентам, а также всем тем, кто интересуется проблемами политологии.

Евгений ВЯЗЕМСКИЙ,
заведующий кафедрой исторического и социально-экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу