«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Престиж - явление общественное
А общество хочет одного - денег


Безработная молодежь: гуманитарии и строители

Рейтинг абитуриента

Единый государственный экзамен,
или Эта вещь будет посильнее Фауста Гете


Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


Шесть долларов за предмет
Количество желающих пройти платное тестирование увеличилось в 30 раз


Марийский камертон

Село не резервация для неудачников
Что и доказали супруги Кадыровы


Мгновения

"Мы уже забыли, когда нам задерживали зарплату"

Деньги из-под земли?
Как повысить зарплату, не наделав долгов


Жемчужины смуглого города

"Лестница" человечности

Музей уральской "паутины"

Академики из Муравейника

День гуся - международный праздник

Уроки конкурса "Учитель года России√2000",
или Вальс цветов в свете теории электролитической диссоциации


Театральное рандеву
Из 4000 желающих в "Щепку" попадают только 25 счастливчиков


"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Землетрясением можно... управлять
Уникальные научные исследования в Кубанском госуниверситете уже сегодня позволяют реально прогнозировать "капризы природы"


Вопрос-ответ

Педагоги и философы плетутся в хвосте...

Курганский опыт

Вечные слова
В издательстве "Наука" вышла книга "Отечественные лексикографы ХVIII-ХХ века"


Круговорот знаний
Биосферная этика для третьеклассника


Что под "крышкой"?
Новый вид рукоделия - сборка компьютеров


О серьезном - увлекательно,
или Почему Фарадей был тружеником


"Русские" идут
Бить баклуши в школе - тоже полезно


Борис Шабалин:
У меня сердце железное. Я - танкист...


Мы учим уроки...

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


До недавнего времени система поступления в вузы Республики Казахстан мало чем отличалась от российской. Та же схема: план мест - вступительные экзамены - зачисление. Те же проблемы - коррупция, дорого ехать в престижный столичный университет. Государственный вуз получает государственные деньги, частный выживает сам. Но в 1999 году в Казахстане приняли закон "Об образовании", в котором была прописана принципиально иная система.
Отныне выпускник, получив аттестат, не должен ехать за тридевять земель, чтобы поиграть во вступительную лотерею. То же самое касается выпускников колледжей и выпусков прошлых лет. Раз в год на базе 34 региональных вузов проходит комплексное централизованное тестирование. Его проводит Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования, аналог нашего Центра тестирования при Министерстве образования РФ. Разработала тесты, создала технологию проведения тестирования и программное обеспечение целая "бригада" из педагогов, методистов, ученых. Результаты тестов заносятся в сертификат в виде баллов. Дальше конкурсная комиссия Министерства образования и науки Казахстана проводит конкурс сертификатов и присуждает абитуриентам в зависимости от выбранной специальности государственные образовательные гранты или кредиты. Грант, как следует из названия, - подарок государства. Кредит после окончания вуза нужно вернуть в течение десяти лет. Со своим грантом или кредитом, а в случае неудачи - просто с деньгами абитуриент идет в приглянувшийся ему вуз. Либо в столичный, либо в какой-то из региональных. Таким образом, финансирование вуза напрямую зависит от выбора обладателей грантов и кредитов - это "ветвь" системы госзаказа и "богатеньких буратин" - вариант обучения на платной основе. С 2000 года госзаказ могут размещать у себя и частные вузы. Легко составить рейтинг самых престижных высших учебных заведений.
Если обладатель сертификата вдруг передумал изучать, например, математику, а выбрал историю, он может пройти тестирование в самом вузе и поступить учиться опять-таки на платной основе.
Эта схема дополняется системой льгот, действует сельская квота. Кроме того, есть привилегированная каста детей, которые получают гранты, не проходя тестирования. Это обладатели золотой медали, дети, которые с 4-го класса учатся на пятерки и имеют аттестат особого образца, победители республиканских предметных, школьных олимпиад, ребята, которые показали особые заслуги, но отличниками не стали.
Казахское Министерство образования особенно гордится демократичностью процедуры присуждения грантов и кредитов. Списки счастливчиков публикуются в центральной прессе с указанием, на какую специальность поступает абитуриент и сколько баллов набрал при тестировании. "Казахстанской правде" приходится выделять под списки огромное количество газетной площади, но по отношению к количеству выпускников число грантов и кредитов не так уж и велико. В этом году из школ Казахстана выпустились 190 тысяч ребят, тестирование прошли 102 тысячи (резкий скачок по сравнению с прошлым годом, когда испробовать новинку решились всего 42 тысячи человек), а по госзаказу было выделено всего 22,5 тысячи мест.
Есть еще один контролирующий орган - родительский. Папы и мамы организовали свою счетную комиссию и зорко следят за тем, чтобы получившие высокие баллы были зачислены в вузы.
Судя по цифрам, новая система пришлась по душе ребятам и их родителям. И Министерству образования. По результатам тестирования министерство выпускает подробные статистические сборники, в которых анализируется уровень преподавания в каждом регионе Казахстана - и общий уровень знаний, и успехи, провалы в отдельных предметах, и сравнение баллов тестирования с оценками в аттестате, приводятся цифры - сколько селян участвовало в тестировании, каков национальный состав абитуриентов и так далее. Эти данные используют в работе областные органы управления образованием и, конечно, республиканское министерство.

Оксана РОДИОНОВА

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу