«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Престиж - явление общественное
А общество хочет одного - денег


Безработная молодежь: гуманитарии и строители

Рейтинг абитуриента

Единый государственный экзамен,
или Эта вещь будет посильнее Фауста Гете


Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


Шесть долларов за предмет
Количество желающих пройти платное тестирование увеличилось в 30 раз


Марийский камертон

Село не резервация для неудачников
Что и доказали супруги Кадыровы


Мгновения

"Мы уже забыли, когда нам задерживали зарплату"

Деньги из-под земли?
Как повысить зарплату, не наделав долгов


Жемчужины смуглого города

"Лестница" человечности

Музей уральской "паутины"

Академики из Муравейника

День гуся - международный праздник

Уроки конкурса "Учитель года России√2000",
или Вальс цветов в свете теории электролитической диссоциации


Театральное рандеву
Из 4000 желающих в "Щепку" попадают только 25 счастливчиков


"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Землетрясением можно... управлять
Уникальные научные исследования в Кубанском госуниверситете уже сегодня позволяют реально прогнозировать "капризы природы"


Вопрос-ответ

Педагоги и философы плетутся в хвосте...

Курганский опыт

Вечные слова
В издательстве "Наука" вышла книга "Отечественные лексикографы ХVIII-ХХ века"


Круговорот знаний
Биосферная этика для третьеклассника


Что под "крышкой"?
Новый вид рукоделия - сборка компьютеров


О серьезном - увлекательно,
или Почему Фарадей был тружеником


"Русские" идут
Бить баклуши в школе - тоже полезно


Борис Шабалин:
У меня сердце железное. Я - танкист...


Мы учим уроки...

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Ирина Архипова:
В России очень много красивых голосов


Ирину Архипову называют символом русской оперы. Дебютировала она в 1954 году в Свердловске. А через два года вышла на сцену Большого театра. Она единственная певица, награжденная тремя орденами Ленина. Мало кто знает, что у Архиповой архитектурное образование, что по ее проекту построен Финансовый институт на проспекте Мира в Москве. Что по решению Института теоретической астрономии РАН именем Ирины Архиповой названа малая планета... Уйдя со сцены, Ирина Константиновна возглавила Международный союз музыкальных деятелей, работает с молодыми певцами. Фонд Ирины Архиповой вносит заметный вклад в отечественную культуру.

- Моя судьба удалась благодаря родителям и учителям. То, что у меня есть певческий дар, я прежде всего сама почувствовала. Очень часто природный дар гибнет из-за плохого педагога. Только хороший учитель может улучшить и развить способности. В этом смысле я могу сказать "спасибо" тем, кто мне помог, - это Надежда Малышева, педагог, пианистка, работавшая концертмейстером у Станиславского в его студии. Она была знакома с Шаляпиным. Привел ее в Московский архитектурный институт, где я тогда училась, академик Иван Жолтовский. Так что мне трудно сказать, почему я пою. Может быть, потому, что моей профессией занимались архитекторы... В детстве я училась в музыкальной школе по классу фортепиано. У мамы был голос; иногда она пела для знакомых и друзей. Конечно, это повлияло на мое увлечение музыкой. Я знала, что и у дедушки моего очень красивый голос, но услышала, как он поет, гораздо позже, когда уже училась в Архитектурном институте во время войны. Война еще не закончилась. Я поехала проведать стариков в деревню, из которой только что ушли немцы. Отправилась туда летом, отвезла старикам муки. Именно тогда и услышала деда. Он пел в церкви на клиросе. Пел изумительно красиво, хотя никакого музыкального образования у него не было...
- Как вы относитесь к преподаванию музыки в школе по системе Кабалевского, которая делит ее на "три кита": песня, танец, ритм. Не так давно она была обязательна для всех.
- Немного скептически, но это лучше, чем ничего. Главное, чтобы пение все-таки было. И кружки самодеятельности тоже нужны, в них выявляются таланты. Мне кажется, в нашей школе не хватает уроков пения, а оно очень дисциплинирует и образовывает детей. Разумеется, при надлежащем преподавании и уровне репертуара. Если воспитывать на эстрадных песнях, то лучше уж вовсе уроков не проводить. Я перестала смотреть телевизор, потому что даже по телеканалу "Культура" идут, как я считаю, очень посредственные передачи... Мне будет горько, если школа останется без уроков пения. Хочется, чтобы дети как можно больше приобщались к нему, к музыкальной грамоте. Россия всегда славилась хоровым пением, но оно было связано с религией. Люди пели молитвы в церкви. Сейчас этого нет... Вместе с религией ушла и любовь к хоровому пению. А та музыка, которую сейчас слышишь по телевидению, не свойственна ни русским людям, ни тем более православию.
- Если можно, расскажите о ваших любимых учениках...
- Это взрослые певцы. Ведь певец не может профессионально с детства петь, когда развивается голос. Это вредно. Прежде следует учиться музыке. Ученики мои очень разные. Есть и хорошие, и те, кто уже работает в театрах, и слабые. Я горжусь своим аспирантом Аскаром Абдразаковым. Это замечательный бас. У него много побед - пять конкурсов и в четырех - первые премии. Пел в самых замечательных театрах мира: в Ла Скала, Метрополитен. Советую непременно его послушать. Другая ученица, Юлия Замятина, закончила Петербургскую консерваторию, а сейчас учится у меня в аспирантуре и поет в Большом театре. Пока мало, но голос у нее красивый. Елена Манистина получила недавно первую премию на конкурсе Бюль-Бюля в Баку. Она очень талантлива, поет в Большом и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Есть и другие очень способные ученики.
- Вас послушаешь, и сразу становится ясно, что в России все-таки очень много красивых голосов...
- Это действительно так. Правда, хорошим певцам не всегда удается правильно поставить и использовать свой голос. Да и театры часто неверно "эксплуатируют" певцов, заставляя петь неподходящие партии.
- В каких театрах вам самой очень нравилось выступать?
- Пожалуй, назову итальянские театры и наш Большой. Петь там очень интересно, хотя организовано все не так уж безупречно.О ситуации, которая сейчас сложилась в Большом театре, не хочу говорить. Я не согласна ни с дирекцией, ни с Министерством культуры в вопросах их политики по отношению к Большому театру, но рассуждать об их ошибках у меня нет права... Очень хорошо и спокойно работается в английском театре "Ковент-Гарден". Замечательные воспоминания остались у меня от аргентинского театра "Колон". А сейчас, думая о проведении вокального фестиваля в Челябинске, вспоминаю прекрасный челябинский театр - красиво построенный, с хорошей акустикой. Там неплохой оркестр и труппа, которой не хватает только первоклассных певцов-солистов. Но там можно делать замечательные спектакли. Наш фонд проводил в этом театре оперный фестиваль. В этом году там пройдет большой фестиваль русской оперы.
- Возможно ли превращение фонда Ирины Архиповой в школу?
- В какой-то степени это уже происходит. Совместно с городом Сургутом мы организовали в Суздале выездные мастер-классы для детей разных музыкальных специальностей, устраивали спектакли. А в Москве пока что школу построили не для меня, а для Галины Вишневской. Наверное, так всегда бывает: артисту надо куда-нибудь уехать, чтобы его здесь оценили.
- Кстати, об опере для детей. Ведь сейчас, наверное, трудно найти музыкальный детский спектакль хорошего уровня, приближенный к классической опере. В Москве такие спектакли можно сосчитать по пальцам. Детский Музыкальный театр имени Наталии Сац, к сожалению, сейчас не вносит свою лепту в развитие детской оперы...
- У нее, мне кажется, немножко другие задачи. Если приобщать детей к большой классической опере, то, наверное, лучше идти в настоящий взрослый оперный театр.
- А что вам самой в минуту отдыха нравится слушать?
- У меня нет отдыха.
- Но если все-таки выпадает свободная минутка...
- Беру книгу и читаю, если не могу ничего делать. Давайте расскажу вам свой график, а вы попробуете отыскать в нем свободное время. Этот год у меня юбилейный. В первой его половине у меня были сольные концерты в Твери и других городах. Я проводила цикл своих гостиных, они были посвящены Лермонтову, Пушкину, Тютчеву, Шаляпину, Скрябину, Неждановой, Рахманинову. Первого апреля, в день моего дебюта в Большом, я должна была петь в "Пиковой даме" Чайковского, но очень устала от предыдущих мероприятий и, к сожалению, заболела. Уже в мае я участвовала в Собиновском фестивале в Саратове и там все-таки спела Графиню в "Пиковой даме". Потом я представляла в Москве лауреатов вокального конкурса, прошедшего в Казани (они пели в Большом театре), и поехала вместе с ними в город Осташков на Селигере. Там мы уже тринадцать лет проводим музыкальные фестивали. Они носят мое имя. Мне даже присвоили звание почетного гражданина Осташкова. В этом городе открыта школа искусств, которая носит мое имя... Потом я была в Суздале, по возвращении в столицу пела на открытии зала собраний в Храме Христа Спасителя. А на следующий день утром в мэрии Москвы мне вручали премию "За выдающийся вклад в художественную культуру Москвы и России", после чего я сразу же вылетела в Кишинев, на фестиваль "Мария Биешу приглашает". Там меня наградили орденом Республики Молдова. Вручал сам президент. Далее был конкурс Бюль-Бюля в Баку. И вот, наконец, я в Москве и продолжаю работать!
...Когда я уходила, в приемной Союза музыкальных деятелей готовились к прослушиванию молодые певицы.

Полина СЕМЕНОВА

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу