«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Престиж - явление общественное
А общество хочет одного - денег


Безработная молодежь: гуманитарии и строители

Рейтинг абитуриента

Единый государственный экзамен,
или Эта вещь будет посильнее Фауста Гете


Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


Шесть долларов за предмет
Количество желающих пройти платное тестирование увеличилось в 30 раз


Марийский камертон

Село не резервация для неудачников
Что и доказали супруги Кадыровы


Мгновения

"Мы уже забыли, когда нам задерживали зарплату"

Деньги из-под земли?
Как повысить зарплату, не наделав долгов


Жемчужины смуглого города

"Лестница" человечности

Музей уральской "паутины"

Академики из Муравейника

День гуся - международный праздник

Уроки конкурса "Учитель года России√2000",
или Вальс цветов в свете теории электролитической диссоциации


Театральное рандеву
Из 4000 желающих в "Щепку" попадают только 25 счастливчиков


"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Землетрясением можно... управлять
Уникальные научные исследования в Кубанском госуниверситете уже сегодня позволяют реально прогнозировать "капризы природы"


Вопрос-ответ

Педагоги и философы плетутся в хвосте...

Курганский опыт

Вечные слова
В издательстве "Наука" вышла книга "Отечественные лексикографы ХVIII-ХХ века"


Круговорот знаний
Биосферная этика для третьеклассника


Что под "крышкой"?
Новый вид рукоделия - сборка компьютеров


О серьезном - увлекательно,
или Почему Фарадей был тружеником


"Русские" идут
Бить баклуши в школе - тоже полезно


Борис Шабалин:
У меня сердце железное. Я - танкист...


Мы учим уроки...

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Преимущество высших учебных заведений - в союзе молодых талантов и опытных преподавателей. Вузы сейчас все больше включаются в управление производством и реально влияют на экономику. Это вполне закономерно - ведь его воспитанники еще в стенах родной альма-матер должны научиться быть конкурентоспособными. Чтобы помочь высшим учебным заведениям полностью реализовать себя да еще и деньги заработать на своих открытиях, была организована крупная научно-техническая программа "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники", в ней участвуют более 200 вузов России. Информацию из первых рук мне предоставил начальник управления научно-инновационной деятельности Минобразования России Александр Владимирович Суворинов.
- Чтобы помочь вузам войти в рыночную экономику, освоиться в новой сфере деятельности, создаются инновационные инфраструктуры. Именно они организуют и проводят обучение участников программ, консультируют их, разрабатывают и выпускают справочно-методическую и нормативную литературу. Очень важно помочь вузам охранять их право на интеллектуальную собственность. Кроме того, проводятся маркетинговые исследования, помогающие привлекать дополнительные ресурсы. Между прочим, установлено: объемы реализации наукоемкой продукции в 3,5 раза превышают затраты государственных бюджетных средств на ее создание. У большинства вузов есть конкретные заказчики продукции, и это помогает привлечь внебюжетные источники финансирования.
- Сколько человек работают по этим программам, есть ли какие-то результаты и достижения?
- В исследованиях принимают участие около пяти тысяч студентов, по тематике программ защищено более 100 докторских диссертаций, 240 - кандидатских, учится 961 аспирант, а в результате проведенных по проектам программы исследований только за последние три года получено 445 патентов. Есть даже разработки, отмеченные 11 золотыми (в том числе Гран-при) и 6 серебряными медалями на Всемирной выставке изобретений в Брюсселе и Международном салоне изобретений в Женеве. Вузами России в рамках инновационных программ создано свыше 1300 структур и малых предприятий. Они выпускают наукоемкую продукцию на своей базе и в содружестве с другими предприятиями. Благодаря бурной деятельности вузов появилось более 20 тысяч рабочих мест. Треть своих разработок вузы реализуют вместе с промышленными предприятиями, свыше 250 экспортируют в ближнее и дальнее зарубежье.
Учеными Томского госуниверситета разработан ряд медицинских приборов и устройств на основе лазерной техники. Они не уступают зарубежным. Трехцветный лазер "Малахит-С" был представлен на международной выставке-ярмарке "Инновации-98" и получил там диплом первой степени. В Политехническом университете Томска созданы высокоэффективные водоочистные установки - они позволят решить проблему снабжения чистой водой населения небольших городов. Ученые Томска не остановились на этом и разработали также мотодику и аппаратуру контроля качества теплозащиты зданий и сооружений методом инфракрасной термографии - согласитесь, с учетом сибирских холодов эти изобретения немаловажны. Тут же создан "Программно-технический комплекс по определению оптимальной формы тела, реализующей минимум интегрального теплового потока к поверхности" для расчета характеристик тепловой защиты аэрокосмических систем. Он приобретен французским авиакосмическим концерном.
- Что включает в себя инновационная инфраструктура высшей школы по всей России?
- 72 научно-технических парка, 16 региональных центров подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства, 12 региональных информационно-аналитических центров, 10 региональных инновационных центров и 12 региональных центров содействия развитию научно-технического предпринимательства.
Еще есть три инновационно-технических центра. Запланировано в ближайшие годы создать еще четыре. В результате, по мнению специалистов, должна сформироваться региональная система инновационно-технологических центров из 130 наукоемких фирм с 1600 рабочими местами, а объем реализации продукции и услуг должен составить 190 миллионов рублей.
Светлана РУДЕНКО
 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу