«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Престиж - явление общественное
А общество хочет одного - денег


Безработная молодежь: гуманитарии и строители

Рейтинг абитуриента

Единый государственный экзамен,
или Эта вещь будет посильнее Фауста Гете


Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


Шесть долларов за предмет
Количество желающих пройти платное тестирование увеличилось в 30 раз


Марийский камертон

Село не резервация для неудачников
Что и доказали супруги Кадыровы


Мгновения

"Мы уже забыли, когда нам задерживали зарплату"

Деньги из-под земли?
Как повысить зарплату, не наделав долгов


Жемчужины смуглого города

"Лестница" человечности

Музей уральской "паутины"

Академики из Муравейника

День гуся - международный праздник

Уроки конкурса "Учитель года России√2000",
или Вальс цветов в свете теории электролитической диссоциации


Театральное рандеву
Из 4000 желающих в "Щепку" попадают только 25 счастливчиков


"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Землетрясением можно... управлять
Уникальные научные исследования в Кубанском госуниверситете уже сегодня позволяют реально прогнозировать "капризы природы"


Вопрос-ответ

Педагоги и философы плетутся в хвосте...

Курганский опыт

Вечные слова
В издательстве "Наука" вышла книга "Отечественные лексикографы ХVIII-ХХ века"


Круговорот знаний
Биосферная этика для третьеклассника


Что под "крышкой"?
Новый вид рукоделия - сборка компьютеров


О серьезном - увлекательно,
или Почему Фарадей был тружеником


"Русские" идут
Бить баклуши в школе - тоже полезно


Борис Шабалин:
У меня сердце железное. Я - танкист...


Мы учим уроки...

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Конкурс в вузы в этом году вырос на 25 человек по сравнению с прошлым. И, похоже, уже никого не надо убеждать, что ученье - это свет. Престиж образования, причем не только высшего, но и начального и среднего специального, растет в геометрической прогрессии. Что же выбирает молодежь? "Вступительные экзамены-2000 позади. Пришло время подводить итоги", - решили в министерстве и созвали коллегию.


Главное - забота о ближних
Каждый пятый выпускник 9-х классов уходит из школы, выбирая начальное профессиональное образование, сообщил начальник этого управления Евгений Бутко. По стране таких заведений 3911, причем они заботятся не столько о рынке, а больше всего о 14-15-летних мальчишках и девчонках, они ведь должны продолжать учиться, а не бродить по улицам. И вообще отношение к начальному профессиональному образованию существенно изменилось. Сюда приходят толковые ребята, у многих просто нет тугих кошельков, чтоб учиться в вузе. В этом году начальное профессиональное образование выбрали 840 тысяч человек, это хоть всего на полпроцента, но больше чем в 1999-м. Правда, эти учреждения уже затронул демографический спад, их сеть сократится за этот год на 10 единиц.
Вместе с тем у заведений начального профессионального образования появились в последние годы взрослые ученики: те, кто потерял работу, оказался невостребованным по своей специальности. Учреждения начального профессионального образования переподготовили 390 тысяч таких людей.
- И для нас это возможность заработать дополнительные деньги, и безработные смогут приобрести пользующуюся спросом профессию, - заявил Евгений Бутко.
На коллегии сообщили: в России на 10 тысяч населения приходится 116 студентов, обучающихся в начальных профессиональных заведениях. Больше всего их в Республике Марий Эл, в Архангельской и Пермской областях, проблемы же с приемом в Ивановской области, в Республике Саха, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

Каждый четвертый платит за обучение
То, что средние специальные учреждения престижны, говорит уже тот факт, что каждый четвертый здесь учится за плату. Наибольшей популярностью пользуются учебные заведения Минсвязи России (307 человек), Минфина (265 человек), Госкомстата (265 человек). По сравнению с 1999 годом увеличился конкурс в средние учебные заведения судостроения и общего машиностроения, лесной и авиационной промышленности, металлургии. Чуть менее престижны легкая промышленность (190), станкостроительная и инструментальная промышленность (184), автомобильная, строительная и дорожного машиностроения (182). В средние специальные учебные заведения, как правило, поступают 11 процентов девятикласников и 21-22 процента выпускников одиннадцатого класса. Всего же на очную форму в средние учебные заведения поступили 422,7 тысячи человек, в подведомственных Минобразованию России заведениях учатся 283,5 тысячи человек, в средних педагогических заведениях - 93,8 тысячи человек.

В зените славы
Конечно, в центре внимания коллегии были вузы. В этом году, кстати, впервые за всю историю министерство организовало "горячую линию". Она действовала в мае-июле и была действительно до предела раскаленной - в месяц звонили до 8 тысяч человек. Причем большинство обращались за справками: где находится вуз, какие специальности там открыты. Зато из Петербурга практически не беспокоили, там на протяжении нескольких лет работает совет по координации приема в вузы, и все вопросы решаются на месте. На коллегии отметили: тестирование продолжает победоносно шагать по России - в этом году оно проводилось в 85 регионах и охватило 250 тысяч человек. Процедура эта добровольная и платная, что не совсем соотносится с законом. Вообще, чтоб меньше было нареканий, вузы все чаще стали проводить экзамены в письменной форме, кроме того, использовались еще и вузовские тесты по материалам и методике централизованного тестирования с компьютерной проверкой ответов. И преподавателям работы меньше, и жалоб на несоответствие требований школьной программы и субъективность оценок почти нет. Эту форму широко использовали Астраханский и Ульяновский государственные технические вузы. Еще одна из особенностей нынешнего приема - введение нового перечня направлений и специальностей. Правда, некоторые вузы держали эту информацию за семью печатями и даже не удосужились сделать о них стенды.
Высшие учебные заведения сейчас в зените своей славы. Об этом говорит конкурс этого года - 293 человека на 100 мест. На 25 человек больше, чем в прошлом году. Пять лет назад он составлял всего 217 человек на сто мест. И если сейчас зачислено 586113, то в 1995 году - всего лишь 391167 человек. Правда, на коллегии сообщили - реальных людей будет немного поменьше. Не надо забывать - абитуриентам разрешено подавать копии документов сразу в 2-3 вуза. Некоторые же "хулиганствующие" вузы потом не хотят отдавать подлинники документов. Самый больший конкурс, разумеется, в Москве - 346 человек на 100 мест, рвутся к знаниям и за Уральским хребтом (328), в Западно-Сибирском районе (313), на Дальнем Востоке (295). Значительно ниже тяга к учебе в Центрально-Черноземном (201) и Северо-Кавказском районах (230).
Что выбирает молодое поколение: удивитесь, но на гребне популярности по нынешним временам -технологические вузы. Вообще в числе 50 вузов с наибольшим конкурсом более половины (27) - технические и сельскохозяйственные. Так, в Сибирском университете телекоммуникации и информатики -581 человек на 100 мест, в Уральской академии путей сообщения - 570. За пять лет конкурс возрос в учебные заведения технического профиля с 199 человек до 371. В химико-технологические - с 201 до 319, в политехнические - с 188 до 281, в строительные - с 194 до 307, в классические же университеты - всего с 204 до 304. В 2000 году вновь повысился конкурс в экономические вузы - до 350. Почему такой ажиотаж с техническими вузами? В Министерстве образования объяснение видят в нескольких причинах: во-первых, во многих технических университетах открыты гуманитарные факультеты. Кроме того, есть военные кафедры, и наконец молодые люди верят в возрождение экономики страны.
Самый низкий конкурс по-прежнему остается в педагогические заведения: нынешняя зарплата у школьных учителей вряд ли может способствовать большому наплыву в эти вузы прагматичных молодых людей.
Хотите учиться - запаситесь кошельком потолще - такой вывод я сделала, слушая доклад на коллегии. Судите сами: по сравнению с 1999 годом число бюджетных мест возросло на 15,4 тысячи человек, или на 4,1 процента, а на платную форму обучения - на 64,3 тысячи человек, или 49,8 процента. Поступающих в высшие учебные заведения было так много, что 200 ректоров обратились в министерство с просьбой увеличить контрольные цифры приема. Министерство было к ним благосклонно.

"Меньшие" братья
Не забыли на коллегии и о негосударственных вузах. Правда, кто-то из выступающих назвал их нашими "меньшими" братьями и напомнил - неплохо бы их приглашать на все мероприятия. Как бы там ни было, но количество принятых в негосударственные вузы студентов увеличилось на 20 процентов и составило около 70 тысяч человек. Разумеется, основными специальностями в них по-прежнему остаются юридические и экономические. На юриспруденцию в этом году было принято более 50 процентов от общего количества абитуриентов (40000 человек). Эти вузы, между прочим, сейчас пытаются расширять свою сферу влияния - открываются автомобильные, строительные, технические специальности, информатика. Некоторые мечтают даже о медицине. Конкурс же отмечается в тех вузах, которые более требовательны к студентам, и качество их знаний признано. Из 400 негосударственных вузов 160 прошли аккредитацию, и правила приема у них разработаны на базе обшегосударственных. Правда, есть и такие, где нет ни экзаменов, ни тестирования - платите деньги и можете смело называть себя студентом. Те же вузы, которые хотят быть конкурентоспособными, ужесточают требования по приему и набирают студентов на конкурсной основе. А конкурс уже определяется не ценой, а сложившимся мнением о вузе.
Не забыли в министерстве и об иностранцах, ежегодно за счет федерального бюджета у нас обучается 4000 тысячи человек из разных стран (любопытно, что больше всего из Африки - 514 и Азии - 753), зато самые достойные в плане академической успеваемости и подготовленности приезжают из Монголии, Финляндии, Японии, Республики Кореи, Вьетнама. Они прежде чем посылать своих кандидатов в Россию, проводят еще и внутренний конкурс. Вообще в последнее время студенты, аспиранты и докторанты, направляемые к нам различными странами, имеют год от года все более высокий уровень базового образования. Так, на медицинские факультеты конкурсный отбор проводился среди отличников. По некоторым направлениям (международные отношения, юриспруденция, медицина и др.) число кандидатов было от 3 до 10 на место.

Камо грядеши?
Решение коллегии носит лишь информативный характер. А где же те проблемы, с которыми столкнулись учебные заведения во время приема?
- Вузы стали чуть ли не средневековыми крепостями-городами, - во всеуслышание было заявлено на коллегии. Даже родителям туда не пробраться, не то что друзьям или знакомым студентов. И вообще - слишком уж ректоры ведут себя независимо. А не пора ли их прибрать к рукам?
Еще одна проблема - слишком уж далеки вузы от школы. Разрыв между требованиями тех и других таков, что если будет введен единый экзамен, то сельские выпускники окажутся в трудной ситуации. Развернулась на коллегии и дискуссия по поводу медалистов. С тех пор как законодательно они получили льготы сдавать лишь один профильный экзамен, их количество значительно выросло. Может, все эти привилегии отменить, и все проблемы решатся сами собой, раздавались радикальные предложения . За медалистов заступился первый заместитель министра образования Александр Киселев:
- Медали на деревьях не развешены, давайте уважать и наших коллег - учителей средней школы, и ребят, которые учились все одиннадцать лет на пятерки. Кроме того, миссия школы намного шире, чем просто подготовка к поступлению в высшие учебные заведения.
Может, вузам и средней школе все-таки пора прекратить необъявленную войну и договориться о единых требованиях к абитуриентам? Ведь вскоре их количество будет резко снижаться - скажется демографический кризис. И тогда уже не им, а вузам придется напрягать все свои силы, чтобы привлечь к себе студентов.
Светлана РУДЕНКО

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу