«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Престиж - явление общественное
А общество хочет одного - денег


Безработная молодежь: гуманитарии и строители

Рейтинг абитуриента

Единый государственный экзамен,
или Эта вещь будет посильнее Фауста Гете


Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


Шесть долларов за предмет
Количество желающих пройти платное тестирование увеличилось в 30 раз


Марийский камертон

Село не резервация для неудачников
Что и доказали супруги Кадыровы


Мгновения

"Мы уже забыли, когда нам задерживали зарплату"

Деньги из-под земли?
Как повысить зарплату, не наделав долгов


Жемчужины смуглого города

"Лестница" человечности

Музей уральской "паутины"

Академики из Муравейника

День гуся - международный праздник

Уроки конкурса "Учитель года России√2000",
или Вальс цветов в свете теории электролитической диссоциации


Театральное рандеву
Из 4000 желающих в "Щепку" попадают только 25 счастливчиков


"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Землетрясением можно... управлять
Уникальные научные исследования в Кубанском госуниверситете уже сегодня позволяют реально прогнозировать "капризы природы"


Вопрос-ответ

Педагоги и философы плетутся в хвосте...

Курганский опыт

Вечные слова
В издательстве "Наука" вышла книга "Отечественные лексикографы ХVIII-ХХ века"


Круговорот знаний
Биосферная этика для третьеклассника


Что под "крышкой"?
Новый вид рукоделия - сборка компьютеров


О серьезном - увлекательно,
или Почему Фарадей был тружеником


"Русские" идут
Бить баклуши в школе - тоже полезно


Борис Шабалин:
У меня сердце железное. Я - танкист...


Мы учим уроки...

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Времен возвышенная связь
Урок по сказке Н.С.Лескова "Час воли Божьей" и стихотворениям Е. А. Боратынского


Цели:
создать ситуацию, находясь в которой, ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть может, не похожие ни на какие другие, привлечь внимание к проблеме урока;
развивать монологическую речь, навыки анализа художественного произведения, самостоятельность мышления;
воспитывать доброе отношение к жизни, к окружающим людям, ответственность за собственную жизнь.
Оборудование:
1. Портреты Е.А. Боратынского и Н.С. Лескова.
2. Записи на доске (эпиграф):
Велик Господь! Он милосерд, но прав:
Нет на земле ничтожного мгновенья ...
Е.А. Боратынский
3. На столах - томики стихов Е.А. Боратынского (или листочки с напечатанными текстами стихов), книги со сказкой Н.С. Лескова "Час воли Божьей", таблички с названиями стихов. Дети рассаживаются за столами группами.
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
1. Учитель (мелодекламация):
Что наше ветреное племя?
О, все своей чредой исчезнет в бездне лет!
Для всех один закон, закон уничтоженья,
Во всем мне слышится таинственный привет
Обетованного забвенья!
Но я, в безвестности, для жизни жизнь любя,
Я, беззаботливый душою,
Вострепещу ль перед судьбою?
Не вечный для времен, я вечен для себя:
Не одному ль воображенью
Гроза их что-то говорит?
Мгновенье мне принадлежит,
Как я принадлежу мгновенью.
Загадку поэта, писателя, сокровенную суть его произведений можно разгадывать бесконечно - такова судьба любого подлинного художника, что к нему можно обращаться великое множество раз, открывая что-то новое и близкое своему времени.
Сегодня мы обратимся к творчеству Евгения Боратынского и Николая Лескова, чтобы, подумав вместе, ответить на возникающие вопросы, получить ответы, быть может, не похожие ни на какие другие. А главный вопрос, над которым я предлагаю задуматься и на который мы будем искать ответ, - какой час важнее всех?
(Запись темы, эпиграфа).
А начнем работу с ваших сообщений о Евгении Боратынском и Hиколае Лескове.
II. Короткие сообщения детей о поэте и писателе. (Содержание выступлений см. в приложении).
III. Аналитическая работа по содержанию сказки Н.С. Лескова "Час воли Божьей". (Беседа.)
Учитель:
- А сейчас мы обратимся к прочитанной нами прекрасной сказке Николая Лескова "Час воли Божьей", которая впервые была опубликована в 11-м номере журнала "Русское обозрение" в 1890 г. Сюжет сказки подсказан автору Львом Толстым. Главный вопрос, над которым она заставляет задуматься: "Отчего на свете добро не спорится и не ладится ?" Премудрый король по имени Доброхот изо всех сил хлопотал и заботился, чтобы в его земле правда над кривдою верх взяла и всем людям хорошо было у него под державою, но только все это дело у него не спорилося. И решил он дознаться почему.
От кого он получил ответ и какой?
(Ответ король Доброхот получил от праведных трех угодных пустынников: стариков Дубовика, Полевика и Водовика. Дети читают эпизод из сказки, содержащий ответы).
- Но сказанные старцами слова стали королю Доброхоту загадками. И никто не мог их разгадать. Бояре, как могли, отвлекали короля и успокаивали, что не следует думать о том, что не спорится и не ладится: на земле беднякам всегда будет жить тяжело, да никуда они не поденутся, ведь на небо взлететь крыльев им не дано. Но королю эти слова не понравились.
Как удалось королю разгадать загадки стариков-пустынников?
(Король, по совету старой мамки, из чужих земель полоненной, велит своему плясуну, гусляру Разлюляю-Гудошнику, найти девицу-жалостницу, которая всех равно сожалеет, а сама о себе ничего вовсе не думает. Она-то и отгадала все. Дети читают эпизод, содержащий ответы на заданные вопросы).
Воспользовался ли король Доброхот этой простой мудростью, чтобы править своей страной, и почему?
(Король Доброхот захотел было править так, чтобы было в его земле добро каждому в настоящий час, в теперешний, но испугался, что в соседних землях так не сделают. Тогда одному ведь не управиться посреди других временителей. И решил он, что лучше ему сидеть, как сидел на престоле своем, по-старинному. А когда стал Доброхот завещать свой престол королевичу, повелел он дьяку записать всю эту историю, а список завернуть и положить на дно в золотой ларец и убрать в подвал под 7 замков и за семью печатями: пусть лежит там до времени, пока перейдут временители.
Так все и сделали, и писание до сих пор лежит под печатями, а дела в королевстве идут все опять по-старинному, и все там опять не спорится, не ладится, а идет все, как было при дедах и прадедах. Не пришел еще, видно, час воли Божьей).
IV. Аналитическая работа в группах по стихам Е.А. Боратынского.
1. Учитель:
- А теперь - стихи Евгения Боратынского. Попробуем отыскать ответ на главный наш вопрос "Какой час важнее всех?" в произведениях поэта. Работаем в группах. Анализируем предложенное стихотворение (табличка с указанным стихотворением на парте для каждой группы) с целью ответить на вопрос.
2. Анализ стихотворения в группе (5-6 мин.). Звучит музыка.
3. Учитель:
- Итак, представители каждой группы выступают со своими ответами. Просьба сначала прочесть стихотворение.
4. Словарная работа. Выступление групп.
Первая группа работала над элегией "Финляндия", написанной в 1820 г. Вспомним, что мы называем элегией?
(Элегия /греч. - жалоба/ - стихотворение, проникнутое грустью, наполненное скорбными размышлениями).
Вторая группа. Стихотворение Е.А. Боратынского "Наслаждайтесь: все проходит !" (1833).
Третья группа. Стихотворение Е.А. Боратынского "Храни свое неопасенье ..." обращено к неизвестной нам воспитаннице Смольного института и написано в 1834 г.
Четвертая группа. И еще одно стихотворение Е.А. Боратынского, написанное, предположительно, в 1842 году, "На посев леса".
5. Дискуссия. Согласны ли вы, что важнее всех час теперешний? Почему?
6. Учитель:
- И Боратынскому, и Лескову свойственны неистребимая жажда живой жизни, страстные поиски идеала, стремление осмыслить, понять и оправдать земную человеческую жизнь, помня о жизни вечной и бесконечной. Связь с прошлым и будущим чрезвычайно важна. Прав современный поэт Сидоров, сказавший:
Во мгле и суете ревущей
Дай Бог, чтоб в нас не порвалась
Минувших, нынешних, грядущих
Времен возвышенная связь.
Но нельзя жить ни в прошлом, ни в будущем. Важно не только осознание ценности - каждого мгновения жизни, но и понимание личной ответственности за эти мгновения, за их праведность. Права лесковская героиня, которая, разгадывая слова старцев, говорила, что если станут люди жить по этому, то все у них заспорится и сладится, а не станут, то и не сладится. Может быть, все у нас до сих пор не спорится и не ладится, потому что мы не задумывались над вопросами: какой час важнее всех, какой человек важнее всех и какое дело самое важное?
V. Выскажем сердце свое.
Учитель:
- А теперь выскажем сердце свое. Говорим только о том, что глубоко затронуло, а может, по-другому заставило посмотреть на проблему, о своих ощущениях, переживаниях. Помните: в слове воплощаете себя! (Устные выступления детей).
VI. Домашнее задание. Выскажу сердце свое (сочинения-миниатюры "Какой час важнее есех ?").
Что значит фраза "Выскажу сердце свое".
Сердце. Тема не должна быть тебе безразлична, должна идти именно от сердца. Говори только о том, что глубоко тебя затронуло, а может, и многое изменило в твоей жизни.
Выскажу. Оформи в виде грамотных, ясных, понятных тебе самому фраз, которые в состоянии убедить потенциального читателя в твоем знании произведения, той его стороны, что отражена в теме.
Свое. В слове, в стилевой определенности воплощаешь себя!
Примечание. Содержание выступлений групп, ответы детей на вопросы и выскажу сердце свое, содержание сообщений о Боратынском и Лескове см. в приложении.
Приложения к уроку
Элегия Е.А. Боратынского "Финляндия"
В элегии полно проявляются личность Боратынского, его душевное мужество и самостоятельная жизненная позиция, совершенно отличная от других судьба. Поэт описывает "граниты финские, граниты вековые" и себя в окружении каменных громад -ровесников мира и восклицает, даже произносит как клятву:
Подобно им, да будет он
Во все годины неизменным!
Рядом со строчками:
Уж поздно, день погас, но ясен
неба свод,
На скалы финские без мрака
ночь нисходит,
И только что себе в убор
Алмазных звезд ненужный хор
На небосклон она выводит!
Появляются размышления над жизнью.
Сквозь романтические образы постепенно, нарастая, звучит голос поэта:
Что наше ветреное племя?
О, все своей чредой исчезнет
в бездне лет!
Для всех один закон, закон
уничтоженья,
Во всем мне слышится
таинственный привет
Обетованного забвенья!
Но я, в безвестности, для жизни
жизнь любя,
Я, беззаботливый душою,
Вострепещу ль перед судьбою?
Не вечный для времен, я вечен
для себя:
Не одному ль воображенью
Гроза их что-то говорит?
Мгновенье мне принадлежит,
Как я принадлежу мгновенью!
"Я вечен для себя ..." В сказке Лескова говорится: "Отчего на свете добро не спорится и не ладится? - Оттого, что люди не знают, какой час важнее всех". А важнее всех час "теперешний". И об этом же пишет Боратынский - о ценности "живой жизни", каждого ее мгновения, связи его с вечным.
Стихотворение Е.А. Боратынского "Наслаждайтесь: все проходит!" (1833)
В стихотворении показана ценность каждого мгновения жизни, призыв жить в каждом мгновении своего бытия, ловить часы счастья:
На лету ловите счастья
Ненадежные часы.
Здесь же приятие радостей и печалей жизни, призыв безропотно сносить печали, может быть, потому, что
И ко счастью иногда
Неожиданно приводит
Нас суровая беда...
И веселье, и печаль поэт готов встречать одинаково безропотно и радостно, потому что такова жизнь.
Стихотворение Е.А. Боратынского "Храни свое неопасенье ..." (1834)
В стихотворении поэт высказывает мысль о самоценности теперешнего, по выражению Лескова, часа жизни, особенно когда этот теперешний час девичья юность:
Храни свое неопасенье,
Свою неопытность лелей;
Перед тобою много дней,
Еще уловишь размышленье...
А строчка "И в свете сердцу будь послушной" напоминает нам образ пушкинской Татьяны. Автор призывает нас к цельности, верности своему идеалу. Видимо, это характерная черта и личности самого поэта, и его поэзии.
Стихотворение Е.А. Боратынского "На посев леса" (1842)
Стихотворение грустное, проникновенное, можно сказать, исповедальное. Начинается картиной весны:
Опять весна; опять смеется луг,
И весел лес своей младой
одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством
и надеждой.
Но единства с пробуждающимся миром нет. И во второй строфе, где описывается жизнь души, - иная картина:
Но нет уже весны в душе моей,
Но нет уже в душе моей
надежды,
Уж дольный мир уходит от очей,
Пред вечным днем я опускаю
вежды.
А дальше звучит хвала правоте Господней, оправданности земной жизни в каждом ее мгновении:
Велик Господь! Он милосерд,
но прав:
Нет на земле ничтожного
мгновенья...
Это - главная мысль стихотворения, и тому, кто знал великую истину, что главный час на земле - теперешний, Богом данный, а значит, благословенный свыше, Господь прощает "безумие забав", но не прощает злой умысел, наверное, поэтому дальше поэт изображает своих злопыхателей в виде рогатой скотины, что говорит о связи их с бесовским началом.
Содержание сообщения о Е.А. Боратынском
Боратынский - загадка. Загадочна его судьба в русской литературе: ранняя слава, затем забвение, снова слава, снова забвение и снова слава. Во многом загадочны его жизнь, его стихи, даже его портреты. Не менее необычно происхождение и значение фамилии Боратынского: от замка Боратынь, что значит "Божья оборона". Прожил сравнительно короткую - всего 44 года - и небогатую внешними событиями жизнь. Познал и радости, и обиды, и горечь утрат, и счастье обретений, сладость и тяжесть поэтического вдохновения и заботы повседневного труда во имя близких. Жил скромно, сдержанно, порядочно, не изменяя себе и выполняя свой долг - гражданина, поэта, семьянина.
Поэзию Боратынского высоко оценили уже его современники - В. Жуковский, Пушкин, П. Плетнев, Вяземский, Гоголь, затем В.Г. Белинский. Позже - Тургенев, Л. Толстой, Бунин, Блок, Брюсов, Есенин. Вот что писал о нем Пушкин: "Боратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко ..."
Мой дар убог, и голос мой
негромок,
Но я живу, и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать?
душа моя
Окажется с душой его
в сношенье,
И как нашел я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
(1828)
Эти стихи Боратынский написал о себе, приоткрыв некую сокровенную суть своей творческой миссии на земле. Но строки эти и о каждом из нас, о каждом живущем полноценной духовной жизнью; о каждом, кто умеет чувствовать поэзию и сопереживать вместе с ее творцом. В самом деле, ведь и Пушкин, когда писал:
И славен буду я, доколь
в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит, -
- под словом "пиит" имел в виду не только поэта, но и всякого человека, способного чувствовать поэзию, сопереживать вместе с поэтом.
Стихи Боратынского - это полноценные и самостоятельные явления поэзии, искусства слова. "Философскими" их нередко называют потому, что переживания, легшие в основу этих стихов, связаны с глубокими и всеобъемлющими размышлениями о человеке и мире. Боратынский в своем творчестве глубоко осмыслил многие будущие темы Достоевского и Л.Толстого.
Содержание сообщения о Н.С. Лескове
Уже после смерти H.C. Лескова Лев Толстой скажет: "... время Лескова еще придет, Лесков - писатель будущего".
Умирая, Лесков запретил надгробные речи о себе. То ли не верил в их искренность, то ли в свое право на них: оглядываясь на истекавшую жизнь, наверное, втайне сомневался, что прожил ее светло. За 64 года нажил себе легион врагов, из литературных и нелитературных схваток вынес сплошные рубцы и шрамы, упрямо гнул свою линию в переменчивом русском междоусобии его века. А может, просто не умел сгибаться вместе с теми, кто сгибался. Дерзко шел против течений, когда другие плыли по течению. Смолоду "резал правду" в глаза радикалам, "новым людям" в обеих столицах, революционным нетерпеливцам, и когда! - в 60-е годы, а в ту пору вся молодая Россия, он знал это, была за них! И все-таки отстаивал свою правоту против них! Никакой всеспасительной программы Лесков, в отличие от левых противников, не знал. Никакой железной ортодоксии, как у противников справа, не было. Просто был здравомыслящ. Никому не спускал ни глупости, ни фанфаронства: ни левым, ни правым. В своих произведениях, споря об общечеловеческих критериях нравственности, Лесков вновь и вновь возвращается к мысли о том, что чувство личной ответственности является основой нравственного совершенствования общества. По Лескову, не нигилисты, а люди, живущие "сами по себе", исповедуют "крайнее свободомыслие". Ведь они-то вполне свободно берут на себя всю личную ответственность за свои поступки, не прикрываясь никакой "теорией". В противовес жизни "по правилам" они ищут основную руководящую нить во внутренней способности каждого человека стремиться к добру и красоте, способности, заложенной в каждой здоровой человеческой натуре. Лесков высоко ценил и порывы самоотверженной смелости, и величие вдохновенного подвига, т.е. не отрицал героизма. Но ему казалось еще более значительным, чтобы в человеке присутствовало постоянство "ежедневной доблести" - способность "прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего". Лесков любил в человеке мудрость доброты, но еще более ценил доброту мудрости.
Выскажу сердце свое (миниатюры, написанные детьми).
1. Действительно, важнее всех час теперешний. Как говорил король Доброхот, я не дам Богу ответ за то время, когда меня не было, и не отвечу я и за то, что после меня в свете станется. Я отвечу за то время, которое я жила. И потому важен каждый миг, он должен быть духовно наполненным.
2. Я согласна с Боратынским и Лесковым, что важнее всех час теперешний. Ценно каждое мгновение человеческой жизни. Оно неповторимо, проходяще, но именно в нем-то и живет человек. Конечно, связь с прошлым и будущим в человеческой жизни, как и в жизни страны, народа, тоже важна. Но нельзя жить ни в прошлом, ни в будущем.
3. В нашей стране много лет призывали жить будущим, т.е. не жить. А по Боратынскому и Лескову, жить можно только настоящим. И я с этим согласна. Согласна и с тем, что самый важный человек тот, с которым имеешь дело сейчас, в настоящую минуту, а самое важное дело - это добро, которое ты сейчас человеку успеешь сделать. Потом можно не успеть сделать добро или будет поздно. Ведь человек властен только в одном теперешнем своем часе.
4. Я думаю, вопросы, поставленные Боратынским и Лесковым, очень важны. Раньше я никогда не задумывалась, какой час важнее всех. Всегда кажется: успею еще, исправлю, переделаю. Но, наверное, можно и не успеть. Вспоминаются слова Расула Гамзатова:
Нетороплив наш счет,
Неспешен ход.
А что же быстро?
Быстро жизнь течет.
Надо жить по-настоящему каждое мгновение.
5. Я ни разу не задумывалась над вопросами: какой час важнее всех, какой человек важнее всех, какое дело самое важное? Сегодня, когда мы читали Боратынского и Лескова и отвечали на эти вопросы, я вдруг поняла, что ответы эти - простые, но важные истины. Вот если бы всем вместе задуматься...
Алия ЧУПАЕВА,
учитель русского языка и литературы средней школы N 5
поселок Айхал,
Мирнинский улус,
Республика Саха (Якутия)
 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу