«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Престиж - явление общественное
А общество хочет одного - денег


Безработная молодежь: гуманитарии и строители

Рейтинг абитуриента

Единый государственный экзамен,
или Эта вещь будет посильнее Фауста Гете


Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


Шесть долларов за предмет
Количество желающих пройти платное тестирование увеличилось в 30 раз


Марийский камертон

Село не резервация для неудачников
Что и доказали супруги Кадыровы


Мгновения

"Мы уже забыли, когда нам задерживали зарплату"

Деньги из-под земли?
Как повысить зарплату, не наделав долгов


Жемчужины смуглого города

"Лестница" человечности

Музей уральской "паутины"

Академики из Муравейника

День гуся - международный праздник

Уроки конкурса "Учитель года России√2000",
или Вальс цветов в свете теории электролитической диссоциации


Театральное рандеву
Из 4000 желающих в "Щепку" попадают только 25 счастливчиков


"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Землетрясением можно... управлять
Уникальные научные исследования в Кубанском госуниверситете уже сегодня позволяют реально прогнозировать "капризы природы"


Вопрос-ответ

Педагоги и философы плетутся в хвосте...

Курганский опыт

Вечные слова
В издательстве "Наука" вышла книга "Отечественные лексикографы ХVIII-ХХ века"


Круговорот знаний
Биосферная этика для третьеклассника


Что под "крышкой"?
Новый вид рукоделия - сборка компьютеров


О серьезном - увлекательно,
или Почему Фарадей был тружеником


"Русские" идут
Бить баклуши в школе - тоже полезно


Борис Шабалин:
У меня сердце железное. Я - танкист...


Мы учим уроки...

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Сага о швейной машинке
Методическая разработка блока-модуля "элементы машиноведения" в предмете "технология"


Важнейшей инвариантной составляющей Базисного плана является образовательная область "Технология", цель которой - заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу ее самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере.
Государственная программа предполагает обучение предмету "Технология" с 1-го по 11-й классы.
На первой ступени (1-4-е классы) ученики знакомятся с миром труда и профессий, овладевают основными элементарными умениями и навыками труда в быту.
На второй ступени (5-7-е классы) происходит знакомство с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту, их свойствами, техникой и технологией обработки, а также необходимо сформировать элементарные умения, осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
На третьей ступени (8-11-е классы) в зависимости от направленности трудового и профессионального обучения осуществляется углубление практических умений и соответствующих им знаний, полученных на 2-й ступени. Усиливаются творческая, конструкторская, технологическая, практическая направленности, допрофессиональное знакомство и профессиональное самоопределение.
Материально-техническая база в большинстве школ региона не позволяет реализовать допрофессиональное обучение в 8-9-х классах. Поэтому нами разработана программа "Культура дома с учетом региональных особенностей" для учеников 5-9-х классов общеобразовательных учреждений.
Опираясь на свой многолетний опыт преподавания предмета, мы представили адаптированный вариант программы интегрированного курса "Технология" с блочно-модульным обучением.
В основу положена федеральная программа "Технология" по специализации "Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов" и дополнена региональным содержательным компонентом. Данный курс рассчитан на 5 лет обучения (в 5 - 9-х классах) по 2 часа в неделю (68 часов учебного времени в каждом году обучения).

Программой предусмотрено изучение элементов машиноведения с целью приобщения детей к техническим знаниям, которые они могли бы применять в различных производственных условиях.
Политехнический принцип в трудовом обучении предъявляет к учителю определенные требования, что вызывает сложность у некоторых учителей в преподавании данного раздела, как того требует минимальный образовательный стандарт. Поэтому в помощь учителю предлагаем методическую разработку блока-модуля "Элементы машиноведения в 5-9-х классах".

ПРОГРАММА

5-й КЛАСС - 10 часов
1-е занятие - Из истории швейной машины. Общие сведения о машинах.
Конструктивные особенности швейной машины 22М - класса ПМЗ.
Детали машин и их соединения.
Лабораторная работа "Определение типовых специальных деталей и видов соединений".
2-е занятие - Конструктивные особенности ручного привода. Понятие о ведущем и ведомом звене. Кинематика и их кинематические пары. Правила ТБ при работе на швейной машине. Практическая работа "Упражнение в работе на швейной машине с ручным приводом без заправки нитей по прямым, ломаным и овальным линиям".
Закрепление материала.
Лабораторная работа "Устройство ручного привода".
3-е занятие - Организация рабочего места, правила подготовки машины к работе. Устройство иглы, подбор игл и ниток.
Заправка верхней нити.
Практическая работа "Заправка швейной машины верхней нитью".
4-е занятие - Классификация машинных швов.
Подготовка технической документации стачного машинного шва (технический рисунок, технические условия, технологическая последовательность).
Практическая работа. Выполнение образца стачного шва.
5-е занятие - Подготовка технической документации машинного шва в подгибку с закрытым срезом.
Практическая работа: Выполнение образца шва. Тестовый контроль.
6-й КЛАСС - 8 часов
1-е занятие - Виды приводов швейной машины (ножной, электрический).
Принцип действия приводов.
Ведущее, ведомое, передаточное звено, передаточное отношение.
Закрепление нового материала.
"Ролевая игра".
Лабораторно-практическая работа "Изучение устройства ножного и электрического приводов".
Практическая работа: "Упражнение в работе на швейной машине с ножным и электрическим приводом".
2-е занятие - Устройство и принцип действия моталки.
Регулятор натяжения ниток.
Неполадки в работе швейной машины, связанные с регулировкой натяжения ниток, и их устранение (таблица).
Регулятор строчки.
Практическая работа. Регулировка длины стежка.
Таблица "Подбор игл и ниток в соответствии с тканью".
3-е занятие - Машинные швы (бельевые). Подготовка технической документации соединительного двойного шва. (Технический рисунок, тех.последовательность ТУ).
Практическая работа. Выполнение образца двойного шва.
4-е занятие - Подготовка технической документации запошивочного шва. (Технический рисунок, технологическая последовательность ТУ).
Практическая работа. Выполнение на швейной машине образца запошивочного шва.
Тестирование по пройденному материалу.
7-й КЛАСС - 6 часов
1-е занятие - Механизмы передачи вращательного движения и их кинематика. (Зубчатая, ременная, фрикционная, червячная).
Практическая работа. Выполнение кинематических схем механизмов передач вращательного движения.
2-е занятие - Соединительные машинные швы. (Накладной, настрочной, расстрочной).
Практическая работа. Графическое изображение, назначение и выполнение образцов.
3-е занятие - Самостоятельная практическая работа. Подготовка технической документации (технический рисунок, технологическая последовательность, технические условия). С выполнением одного образца машинного шва (накладного, настрочного или расстрочного).
Срез контроля знаний по теме "Машинные швы" с 5-го по 7-й класс. (Тестирование или работа по карточкам).
8-й КЛАСС - 6 часов.
1-е занятие - Механизм преобразования движения. (Кривошипно-шатунный, кулисный, кулачковый, эксцентриковый).
Условные обозначения деталей и соединений в кинематических схемах.
2-е занятие - Практическая работа. Выполнение кинематических схем механизмов преобразования движения. (Кривошипно-шатунного, кулачкового и эксцентрикового).
3-е занятие - Образование челночного стежка. Возможные неисправности и их устранение при работе швейной машины.
Практическая работа. Чистка и смазка швейной машины.
Контроль знаний тестированием по кинематике.
9-й КЛАСС - 4 часа
1-е занятие - Машины в народном хозяйстве. Классификация машин. Рабочие органы швейной машины, их механизмы. Паспорт швейной машины.
2-е занятие - Приспособления к швейным машинам.
Практикум. Работа на швейной машине с приспособлениями. (С линейкой направителем, с ограничительной линейкой и другими).
Тестирование блока-модуля "Машиноведение".
Такая компоновка учебного материала по блоку-модулю "Элементы машиноведения" составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учеников, по принципу от простого к сложному.
При решении теоретических и практических задач для успешного усвоения школьниками учебного материала учителю необходимо творчески подходить к планированию урока, использовать больше игровых моментов, тестов, кроссвордов, разнообразных карточек-заданий, демонстрировать швейную машину в разрезе, узлы и детали механизмов.
Л.СМИРНОВА,
старший методист кафедры политехнической подготовки ИПКРО;
Л.РЕЧКИНА,
учитель МОУ N 6
Иркутск

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу