«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Престиж - явление общественное
А общество хочет одного - денег


Безработная молодежь: гуманитарии и строители

Рейтинг абитуриента

Единый государственный экзамен,
или Эта вещь будет посильнее Фауста Гете


Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


Шесть долларов за предмет
Количество желающих пройти платное тестирование увеличилось в 30 раз


Марийский камертон

Село не резервация для неудачников
Что и доказали супруги Кадыровы


Мгновения

"Мы уже забыли, когда нам задерживали зарплату"

Деньги из-под земли?
Как повысить зарплату, не наделав долгов


Жемчужины смуглого города

"Лестница" человечности

Музей уральской "паутины"

Академики из Муравейника

День гуся - международный праздник

Уроки конкурса "Учитель года России√2000",
или Вальс цветов в свете теории электролитической диссоциации


Театральное рандеву
Из 4000 желающих в "Щепку" попадают только 25 счастливчиков


"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Землетрясением можно... управлять
Уникальные научные исследования в Кубанском госуниверситете уже сегодня позволяют реально прогнозировать "капризы природы"


Вопрос-ответ

Педагоги и философы плетутся в хвосте...

Курганский опыт

Вечные слова
В издательстве "Наука" вышла книга "Отечественные лексикографы ХVIII-ХХ века"


Круговорот знаний
Биосферная этика для третьеклассника


Что под "крышкой"?
Новый вид рукоделия - сборка компьютеров


О серьезном - увлекательно,
или Почему Фарадей был тружеником


"Русские" идут
Бить баклуши в школе - тоже полезно


Борис Шабалин:
У меня сердце железное. Я - танкист...


Мы учим уроки...

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Мы можем жить не только в домашнем комфорте
В этом убедились все участники Всероссийского экологического лагеря


В последний день пребывания в лагере "Большое приключение с "Кодак" каждый из 100 подростков заполнял экологическую анкету. Ниже приведены все вопросы с ответами команды школы N 15 из Саратова.

Перед тобой находится бланк с вопросами. Пожалуйста, ответь на них. Твои ответы нужны нам для составления наиболее полной картины экологической программы, участником которой ты являешься, а также для создания книги о лагере "Большое приключение с "Кодак", о тебе, о твоей школе, о твоей малой родине - деревне, городе, поселке, где ты живешь, о нашей общей ответственности за будущее России и всей планеты Земля.
I. Совпали ли твои ожидания от жизни в лагере с тем, что оказалось на самом деле? Объясни.
Ожидания были совершенно иными. Во-первых, потому что я не знала, что путешествие будет на 90% водным. Во-вторых, я просто представляла лагерь по-иному. Но то, что я увидела, приехав сюда, гораздо лучше, чем я ожидала. Мне казалось, что мы будем принимать более активное участие в экологической программе, например, делать пробы воды, воздуха, следить за развитием лесов, посадок, почвы, а не только благоустраивать стоянки и собирать мусор. Я думала, что мы бы просто отдыхали, были бы дискотеки и прочая ерунда, но я провела время по вами запланированной программе лучше, чем ожидала. На самом деле все оказалось намного лучше. О водном приключении я даже не мечтала! Это была просто фантастика! Я ожидал меньшего, я не думал, что можно так хорошо совместить экологическую работу и туристическую.
II. Стоит ли и дальше продолжать работу экологического лагеря в данном месте? Где и почему, по твоему мнению, следовало бы организовывать подобные лагеря?
Работу, проводимую этим лагерем, нужно продолжать обязательно. Но такие лагеря должны быть по всей России, потому что природа погибает не только в Карелии, реки, нуждающиеся в очистке, есть везде. Поэтому таких лагерей должно быть как можно больше, чтобы каждый человек мог принять участие в защите природы.
Да. Мне кажется, стоит. Хоть, по-моему, эта работа не очень эффективна. Т.к. каждый год по реке Чирка-Кемь и другим проезжает много туристов, они оставляют больше мусора, чем участники лагеря успевают собрать. Подобные лагеря стоит организовывать по всей России, по всему миру. Неплохо бы сделать такие лагеря на Байкале, на Кавказе.
III. Что, на твой взгляд, следует изменить в экологической программе лагеря (улучшить, дополнить)?
Я думаю, что нужно очищать не только реки и природу вокруг них, но и проводить подобные программы в отдалении от рек. То есть в местах, которые часто посещают туристы или где просто собирается молодежь на выходные. Мне кажется, стоит проводить более развернутую агитацию среди туристов и организовать какое-нибудь наблюдение за уже оборудованными стоянками. Нужно не только строить "пентагоны" или собирать мусор, а нужно что-либо делать не для пользы людям, а для пользы лесам, озерам, например, сажать деревья. Объявить конкурсы "Кто соберет больше мусора", "Кто лучше обустроит стоянку".
Я считаю, что такие лагеря должны быть постоянными, а не временными.
IV. Опиши самое яркое для тебя событие (случай) из жизни лагеря.
Казалось бы, что самым ярким событием должно быть прохождение порогов. Но яркие впечатления остаются от того, что ты видишь другие стоянки, над оборудованием которых трудились другие туристы. И тут ты понимаешь, что твое дело понадобится другим людям, как понадобился труд твоих предшественников тебе.
Самое яркое событие из жизни лагеря было плавание на каяках. Особенно, когда переворачивались. Казалось поначалу, что нетрудно и утонуть, но потом даже понравилось.
Прохождение порогов. Жизнь в палатках, спальных мешках. Подниматься вверх против течения реки.
Однажды на маршруте мы решили сделать стол, распилив продольно бревно длиной более одного метра. Мы это делали 2 часа 15 минут. Мы потратили очень много сил. Вы даже не представляете, как потом было приятно смотреть на выполненную работу!!!
V. Помог ли наш лагерь тебе самоутвердиться? Если да, то в чем?
Конечно же, помог. Во-первых, физически мы стали намного сильнее. Во-вторых, теперь мы понимаем природу, как нужно вести себя по отношению к ней и какую работу нужно проводить нам в дальнейшем, чтобы она не погибла. Теперь мы уверены, что в будущем мы сможем встать на защиту природы. Да. Я убедился, что могу жить не только в домашнем комфорте, но и в тяжелых условиях.
Скорее не самоутвердиться, а приобрести полезные новые знания и опыт, которые, я уверена, мне пригодятся в будущем.
Я могу делать те или иные вещи, которые другие не могут.
Я выяснила для себя, что если чего-то сильно захотеть, то этого легко добиться. Я узнала, что могу протащить катамаран по камням одна, давала возможность другим членам нашей команды не спускаться в воду, я помогала, я была нужна!
VI. Что, по твоему мнению, приносит наибольший вред природе?
1. В Муезерском районе Республики Карелия, где стоит наш лагерь.
Я думаю, что наибольший вред ей приносят туристы, перед которыми не стоит задача защищать природу, которые приезжают просто отдохнуть.
Неконтролируемое проникновение человека в природу (однажды на берегу мы нашли бутыль с ацетоном, при попадании которого в воду или почву были бы неприятности).
Туристы. Браконьерство.
2. В Республике Карелия.
Как и во всех районах России, здесь есть заводы и предприятия, загрязняющие природу. Вырубка леса. Запрещенная охота. Разработка железной руды.
3. На твоей малой родине.
Слишком много заводов, автомобилей. ГЭС, АЭС, нефтепереработка, радиоактивные отходы.
4. В России.
Нерациональное использование природных ресурсов. Люди. Химическая промышленность. Уничтожение животных.
5. На земном шаре.
Люди, которые не стремятся помочь природе. Деятельность человека, связанная с изучением энергии. Промышленность и радиоактивные свалки.
VII. Мы почистили берега реки Чирка-Кемь. Повлияло ли это на будущее планеты; если да, то как?
Вряд ли. Мы собрали такое ничтожно малое количество мусора, и даже если взять весь мусор, который соберут все 4 смены, то, наверное, намного больше выбросит человечество за 1 час своей деятельности.
На будущее планеты, конечно же, нет, а на будущее Карелии - да.
Конечно, повлияло. Даже эта малость может принести много пользы. Туристы, увидевшие наши стоянки и плакаты, задумаются, на других реках станет чище. Например, мы убрали железную банку, и там выросло дерево. Лет через 30 это дерево дало семена, и неподалеку выросло еще 10 деревьев и т.д. Тем самым, просто убрав железную банку, мы можем дать возможность вырасти целому лесу!!!
VIII. Дай свой прогноз экологической ситуации в России на 10-12 лет вперед.
Если не проводить экологическую работу, то через 10 лет в России не будет возможности жить нормально. Но если создавать экологические организации, то природа не погибнет еще долго.
Может, я пессимист, но за эти 10-12 лет все будет идти так же, как и идет сейчас. Будет увеличиваться нерациональная добыча нефти, газа, леса, что ведет к истощению почв на востоке страны.
Я считаю, что ситуация улучшится, т.к. мы уже начали равняться на Запад - больше заботиться об окружающей среде. Мы живем, можно сказать, на бочке с порохом. Если случится непредвиденная ситуация, это отразится на всей планете.
IХ. Ты знаешь, что есть общее понятие "культура". Как ты думаешь, связаны ли культура и отношение любого человека (твое отношение) к окружающей среде? Пожалуйста, объясни.
Культуру создает человек, губит или помогает выжить окружающей среде тоже человек. Значит, между культурой и отношением любого человека к природе есть неразрывная связь.
Связаны. Так же, как есть культура в общении с человеком, есть и культура в общении человека с природой, а именно: если ей хамить, то она рано или поздно нахамит тебе, а если будешь обращаться с ней по-человечески, она будет хорошо относиться к тебе.
Да. Потому что в одной культуре окружающая среда - "богиня", в другой - не более чем средство добычи денег.
Только совершенно безнравственный, бескультурный человек может остаться в стороне от очистки природы.
Я думаю, что отношение к окружающей среде - это и есть культура. Если человек плохо относится к природе, значит, он плохо относится к другим людям, а это говорит о том, что этот человек бескультурен.
Х. Что я сделал для сохранения окружающей среды?
1. Участвуя в программе "Большое приключение с "Кодак".
Я помогла очистить берега реки Чирка-Кемь от мусора, губящего природу. Обустраивали стоянки.
Мне кажется, что большинство туристов, которые приедут на чистые стоянки, оставят их в таком же чистом состоянии, поэтому в целом работа проведена приличная.
2. В своей квартире.
Ежедневная уборка. Сажаю цветы.
3. В своем доме и своем дворе.
Несколько раз в году мы проводим субботники. Сажаем деревья, убираем мусор. Делаем клумбы, убираем опавшую листву.
4. В городе (поселке, деревне), где я живу.
Если честно, то каждый человек в Саратове помогает природе немного, и каждый может сделать больше. Поддерживаю Гринпис.
5. Как я забочусь о самом себе, понимая, что я - часть природы?
Природа дарит нам жизнь, сохраняя природу, я помогаю жить себе.
Занимаюсь личной гигиеной.
Я стараюсь не заболеть такими страшными болезнями, как СПИД.
Надо поддерживать себя в здоровом состоянии для того, чтобы продолжать жизнь.
ХI. Что ты знаешь о чистоте воды, воздуха, почвы на твоей малой родине?
Экологическая ситуация ужасна, состояние воды и воздуха оставляет желать лучшего. На чистоту воздуха влияет множество предприятий, воды - выбрасываемые в Волгу отходы, почвы - тоже отходы.
Воздух загрязнен дымом и концентратами от ТЭЦ и от нефтеперерабатывающего комбината до такой степени, что однажды зимой у нас шел розовый снег.
Исчезли некоторые виды рыбы.
Волга - река судоходная, поэтому в нее попадают бензин, масла, мазут. После переработки на ГЭС в Волгу попадает вода, имеющая более высокую температуру, это разрушает экосистему реки.
В час пик над Саратовом висит смог. Уже несколько раз были случаи отравления людей утечками с химических производств, в том числе и смертельные. Бывает, что мусор из города не вывозят неделями.
ХII. Связываешь ли ты свое будущее...
1. С экологическим образованием (да, нет - подчеркни). Нет. Нет. Нет. Не знаю. Не знаю. Нет. Постараюсь.
2. С практической экологической деятельностью (да, нет - подчеркни). Да. Не знаю. Да. Да. Нет. Да. Да.
ХIII. Видишь ли ты зависимость своего будущего от состояния природной среды. Пожалуйста, объясни.
Не будет чистой воды - не будет жизни, будет загрязнена почва - не будет полноценного питания.
Зависимость огромна, потому что если окружающая среда будет загублена, то жизнь будет невозможна.
Чем чище природа, тем чище организм человека, тем меньше болезней.
Чем грязнее будет воздух, которым я дышу, и вода, которую я пью, тем меньше я проживу, тем слабее будут у меня дети, тем больше они будут болеть.
ХIV. Как ты оцениваешь экологическую политику (по пятибалльной шкале - поставь цифру).
1. Президента России. 2, 4, 3, 3, 4, 3, 3.
2. Правительства России. 3, 3, 4, 3, 3, 4-, 3.
3. Главы региона (республика, край, область), где ты живешь. 4, 1-, 4, 4, 4, 2-, 2.
4. Главы города (поселка, деревни), где ты живешь. 3, 2, 4, 1, 4, 1, 3.
ХV. Что бы ты сделал в первую очередь для защиты природы России, если бы ты был...
1. Президентом России.
Расширял бы сеть экологических организаций в стране, пересмотрел бы способы добычи газа, нефти, леса. Усилила бы контроль за предприятиями, загрязняющими окружающую среду. Организовал бы Министерство очистки промышленных отходов.
2. Главой региона (республика, край, область), где ты живешь.
Создавала бы группы людей, которые следили за экологией определенного района. Запретил бы ввоз и захоронение радиоактивных отходов на территории области. Строила бы больше очистных сооружений. Организовал бы добровольное движение защитников природы и его спонсировал.
3. Главой города (поселка, деревни), где ты живешь.
Организовывала бы экологические мероприятия, в которых участвовали все жители города. Вынес бы нефтеперерабатывающие предприятия за черту города. Озеленение города. Выделила бы деньги на благоустройство города.
4. Директором школы, в которой ты учишься.
Ввела бы уроки, где детей учат защищать природу. Увеличил бы зеленые насаждения у школы. Создавала бы экологические классы.
5. Отцом или матерью большого семейства.
С детства учила бы детей любить природу. Частые поездки на природу.
ХVI. Кого из выдающихся людей ты считаешь настоящим экологом? Если можешь, то дай объяснение, почему.
1. Писатель.
Тургенев, Пушкин. Потому что они описывали природу так, что перечитывать это описание можно много-много раз и так и не начитаться.
Всех писателей серебряного века, т.к. все они очень много проводили параллелей между человеком и природой, призывают стать ближе к природе. Пришвин, Толстой.
В. Бианки, потому что в его рассказах прослеживается такая любовь и волнение за природу, что, читая их, начинаешь больше понимать, что ответственность за природу лежит на тебе.
2. Художник.
Многие художники рисовали потрясающие картины природы, поэтому каждый из них - эколог. Левитан. Репин. Все художники немного экологи, ведь человек, чувствующий красоту природы, не может ее (красоту эту) уничтожать.
3. Политический или общественный деятель.
Не знаю ни одного. Шойгу. Большинство только делает вид, что заботится об этом вопросе. На сегодняшний день я таких в России почти не вижу, если только Д.И.Шпаро.
4. Другие.
Кусто. Он провел огромную экологическую работу. Всех путешественников.
ХVII. Какие экологические общественные организации ты знаешь (международные, российские, местные)?
Гринпис, "Кедр", Фонд охраны дикой природы, ЮНЕСКО.
Кому из них ты больше всего...
1. Доверяешь. Всем. Гринпис. Фонду охраны дикой природы, ЮНЕСКО.
2. Не доверяешь.
ХVIII. Есть ли надежный союзник в твоей экологической работе? Подчеркни и объясни.
1. Учитель.
Устраивает субботники.
2. Родители.
Они воспитывали во мне любовь к природе с самого детства. Помогают заниматься полезной работой.
3. Родственники.
Так же как и родители.
4. Соседи.
Не очень. С ними не общаюсь на эту тему. Помогают работать в нашем доме.
5. Кто-то другой.
Друзья и одноклассники помогают мне.
ХIХ. Какова оценка твоих экологических действий разными людьми (сверстники, родители, другие люди):
1. Хвалят.
Родители, учителя, друзья семьи, родственники.
2. Оценивают равнодушно.
Незнакомые люди, сверстники. С такими не общаюсь.
3. Ругают.
Только люди, не понимающие, что их жизнь зависит от природы. Старые бабки и дедки, которые сидят у подъезда на лавочке.
4. Насмехаются.
Сверстники.
5. Пытаются помочь.
Немногие. Если человек работает в одиночку, то его действия практически незаметны, поэтому помочь никто не старается. Друзья. Родители. Соседи. Родственники.
ХХ. "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету", - говорил Маленький принц, герой книги Сент-Экзюпери. Как ты понимаешь эти слова?
Как ты приводишь в порядок себя, так ты должен приводить в порядок свою планету. Это должно быть одним из первых твоих дел каждый день.
Просто планета, на которой мы живем, нуждается в уборке, как и сам человек. И если ее долго не убирать, то она зарастет грязью, как и человек.
Сам ты чистый, ты сделал для этого все, тебе хорошо и приятно, а в это время природа грязная и неумытая, и ей плохо. Сделай так, чтобы ей было так же хорошо, как и тебе.
ХХI. Придумай семь заповедей эколога.
Помоги. Защити. Привлеки другого к экологической деятельности. Передай свои знания другому. Старайся узнать как можно больше о природе, чтобы использовать свои знания на практике. Не мусори. Помни о будущем. Не навреди. Помогая природе, помогаешь себе. Озеленяй место, на котором живешь. Заботься, но не увлекайся. Не воображай, что ты сильнее. Не переусердствуй. Думая о себе, помни о природе.

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу