«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Что выбирает молодое поколение,
или Итоги приема-2000


Престиж - явление общественное
А общество хочет одного - денег


Безработная молодежь: гуманитарии и строители

Рейтинг абитуриента

Единый государственный экзамен,
или Эта вещь будет посильнее Фауста Гете


Борьба за грант
Подарок, который надо вернуть


Шесть долларов за предмет
Количество желающих пройти платное тестирование увеличилось в 30 раз


Марийский камертон

Село не резервация для неудачников
Что и доказали супруги Кадыровы


Мгновения

"Мы уже забыли, когда нам задерживали зарплату"

Деньги из-под земли?
Как повысить зарплату, не наделав долгов


Жемчужины смуглого города

"Лестница" человечности

Музей уральской "паутины"

Академики из Муравейника

День гуся - международный праздник

Уроки конкурса "Учитель года России√2000",
или Вальс цветов в свете теории электролитической диссоциации


Театральное рандеву
Из 4000 желающих в "Щепку" попадают только 25 счастливчиков


"Малахит" первой степени
Российскую экономику спасут вузы


Землетрясением можно... управлять
Уникальные научные исследования в Кубанском госуниверситете уже сегодня позволяют реально прогнозировать "капризы природы"


Вопрос-ответ

Педагоги и философы плетутся в хвосте...

Курганский опыт

Вечные слова
В издательстве "Наука" вышла книга "Отечественные лексикографы ХVIII-ХХ века"


Круговорот знаний
Биосферная этика для третьеклассника


Что под "крышкой"?
Новый вид рукоделия - сборка компьютеров


О серьезном - увлекательно,
или Почему Фарадей был тружеником


"Русские" идут
Бить баклуши в школе - тоже полезно


Борис Шабалин:
У меня сердце железное. Я - танкист...


Мы учим уроки...

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Это была проверка на уверенность в себе...
О чем рассказали анкеты


Их было сто человек. Со всей России. И это не преувеличение: Северобайкальск (Бурятия), Петрозаводск (Карелия), Росляково (Мурманская область), Десногорск (Смоленская область)... Большинство - из маленьких городков или поселков, названия которых мы слышали впервые (Тимашево, Радужный, Скопин, Кострецы...). Нам выпала потрясающая по своей уникальности возможность - познакомиться с современной молодежью России, узнать о ее жизни не из газетных и телевизионных репортажей, понять, что она думает обо всем, что творится в мире. И грех было этим шансом не воспользоваться.
Когда открылись такие перспективы, мы осознали всю ответственность, которая на нас ложилась: ощущаешь себя скульптором, перед которым бесценный материал, но пока неизвестно, как им распорядиться, и ужасно боишься его загубить. О чем спросить этих ребят? Как их спросить, чтобы заинтересовать самим вопросом, вызвать желание выговориться? Первое подразумевалось сразу: лагерь экологический, разговор пойдет о природе, о том, что сейчас с нею творится и как с этим бороться. Второе - сложнее. Хотелось избежать формализма, но и не заигрывать с подростками, а просто побеседовать на заданную тему, как со взрослыми людьми. Именно поэтому в один прекрасный июньский вечер в клубе "Приключение" собралось несколько человек (среди которых Д.И.Шпаро, Ю.М.Ковешников, Т.В.Злотникова...), и несколько часов подряд в жарких спорах "отвоевывался" каждый вопрос экологической анкеты. Так она и появилась на свет.
Анкета условно делилась на две части: сразу после обращения к участнику "Большого приключения" шли вопросы, связанные непосредственно с жизнью ребенка в лагере, чтобы, размышляя о том, что он сделал за эти две недели, он постепенно перешел к рассуждениям более глобального характера: о том, как он относится ко всему происходящему в мире и что он может сделать в дальнейшем.
Ответы на вопросы о работе лагеря дополняли то, что нам посчастливилось услышать от самих ребят. Потому что без ложной скромности мы можем сказать, что, уезжая, ребята благодарили всех, кто работал в лагере, и слова: "Это была сказка! Это просто фантастика, мне кажется, что я вот-вот проснусь, такого не бывает!" звучали неоднократно. Практически все говорили, что уезжать им не хочется, время пролетело слишком быстро, и, кстати, как там насчет будущего года? А потом в Москве читаешь в анкетах: "Здесь оказалось гораздо интереснее, чем я могла вообразить. Я не хочу уезжать домой" или "Когда я прошла этот порог, то была, наверное, самым счастливым человеком на Земле, хоть я и была вся в ссадинах". И ни одного отрицательного ответа на вопрос: "Стоит ли продолжать работу лагеря?", а самое популярное предложение по внесению изменений в экологическую программу - увеличить количество дней пребывания в лагере. Это ли не есть лучшее доказательство успеха?
Неожиданно сложным оказался вопрос: "Помог ли наш лагерь тебе самоутвердиться?" Горделиво-уверенное "Нет, я уже давно самоутвердился" встречалось нередко и вызывало опасение, что кое-кто не совсем верно понял вопрос. Эту же мысль подтверждали ответы типа: "Я самоутвердился в том, что некоторые люди все-таки пытаются помочь природе жить" или "Я самоутвердилась в водном туризме". Казалось, они по-разному неправильно поняли, о чем их спрашивают. Зато по-настоящему приятны были такие признания: "Любое испытание для меня было проверкой на уверенность в себе. По жизни я - неуверенный в себе человек"; "Когда нас благодарили за чистоту на стоянках, я поняла, что мы тоже можем сделать что-то хорошее на Земле, что мы прожили эти две недели не просто так, а сделали серьезное дело".
Для абсолютного большинства ребят название "Большое приключение с "Кодак" было не пустым звуком, а полностью себя оправдывало. Одно то, что они ехали через Москву, было для них грандиозным событием, а уж далее следовал ряд совсем необычных вещей: жить в палатке, спать в спальном мешке, идти по реке на катамаране (да многие раньше слова такого не знали!), готовить еду на костре - все впервые. И можно только догадываться о том, какое море эмоций захлестывало девочку, которая первый раз в поезде-то ехала! Или читать их отголоски в анкетах: "Я желаю всему лагерю долгой, долгой и интересной дороги. Пусть он существует не только в этом году. Но даже, если это невозможно, то все равно, мы - ребята и девчонки, которые были этим летом в "Большом приключении", - запомним его на всю жизнь".
То, что ребята приехали из разных уголков России, делало общение с каждой группой неповторимым и незабываемым. Может, во многом благодаря именно этому факту до сих пор с легкостью всплывает в памяти если не каждый участник, то каждая группа уж точно. Одни "акают", другие "окают", третьи по-особому тянут слова. Этого, конечно, анкеты не отразили, но вот экологические проблемы каждой области прослеживаются четко. Саратовцев больше всего беспокоят радиоактивные отходы, северобайкальцев - целлюлознобумажный комбинат, ребят из Десногорска (Смоленская область) - деятельность местной атомной станции. Зато на этом фоне очень трогательно звучат слова ребят из села Кострецы (Тверская область), которые считают, что неправильный выпас скота тоже является серьезной экологической проблемой. Кстати, различие между городом и деревней (исключительно в хорошем смысле этого слова) бросалось в глаза сразу же по прибытии ребят в лагерь. Деревенские моментально приспосабливались к новым условиям, могли развить бурную деятельность в первые же минуты после приезда (например, взять удочку и отправиться на рыбалку - он еще толком не разобрался, где ночует, а уже стоит на берегу и рыбачит). Они во всем были более практичными и самостоятельными, нежели их городские товарищи, - это отмечали все инструкторы по возвращении их похода: "С этими не пропадешь!". Анкету, которую заполнял подросток, приехавший из поселка, можно было определить сразу же: она не была лучше или хуже, она просто была совсем другая. Свежесть восприятия, умение радоваться малому, непосредственность в оценках сразу бросались в глаза и создавали неповторимый стиль всех рассуждений.
Что еще поражало в ответах ребят на вопросы о жизни в лагере - их искреннее удивление теплым приемом, доброжелательностью работников лагеря. Создавалось впечатление, что подростки изначально готовились к худшему: к недоброжелательности, строгости, крикам и нотациям. Очень популярным ответом на вопрос "Совпали ли твои ожидания от жизни в лагере с тем, что оказалось на самом деле?" были слова: "Я не ожидал встретить таких инструкторов и вообще людей, которые бы не обращали внимания на нашу неумелость, неловкость, людей, которые хоть и взрослее нас, но понимают наши проблемы. Я думал, нам не будут доверять". Это не вызывало бы тревоги, если бы такие высказывания встретились в ответах одного человека или одной группы, но ведь что-то подобное читалось практически в каждой второй анкете. Выходит, лагерь преподал не только экологические уроки, но и уроки простого человеческого общения.
Екатерина БОГДАНОВА,
координатор программы
 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу