«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Дорога к обществу знаний
Русским пора сменить трудовые идеалы


Могу починить утюг
Ремесло √ не коромысло, плеч не оттянет


От молотка и ножовки √ к Интернету

Думайте сами, ищите сами...

Труженик √ это творец

Открытый урок
К забастовке учителей в Уссурийске готовы присоединиться их коллеги на большей части территорий Приморского края


Наши дети

Вопросов тьма. Ответы не известны

Куда спешим?

Мы как инородное тело...
В недофинансированных ПУ учат зарабатывать деньги


Выход есть!

Константин МЕЖОНОВ:
Если Россия не хочет потерять Дальний Восток, надо воспитывать патриотов


Приезжайте на село, замуж выдадим!

"Пирамида" Веревкина,
или Как бизнесмен стал почетным работником образования


"Хвосты" отрезают дважды
Одним не выгодно плохо учиться, другим - плохо учить. Эта простая формула дает качество образования


Экзамен - проверка на прочность

То, что отбирает жизнь, возвращает музыка...
Главное - научить детей мыслить


Язык до Киева доведет,
или На психологическую зарядку - становись!


"Талант - дело подсудное" - 2
Призрак Академического колледжа бродит по Казани


02 02 02

Ход конем
Жертвы школьной травли начинают обращаться в суд


...А бриллиантов там не было!
Как британские грабители пытались попасть в Книгу рекордов Гиннесса


В стране непуганых форелей
Большое приключение с "Кодак"


Таганрог:
300 тысяч чеховских персонажей


И тогда Ларионов "живописал" термометр
Кропотливой, но творческой работе
он учит и своих учеников


Слово об учителе

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
То, что отбирает жизнь, возвращает музыка...
Главное - научить детей мыслить


Главное - здоровье
Основной задачей на конкурсном уроке молодого преподавателя физкультуры из Тюменской области Андрея КАЙЗЕРА было развитие скоростно-силовых качеств десятиклассников. Он провел комбинированный баскетбольный урок, разбив группу юношей на две подгруппы - сильную и относительно слабую. Отбор проводился не по жестким нормативам, а по уровню подготовки - прыжкам через скамейку и броскам мяча в кольцо.
Начался урок, как и положено, с ходьбы и упражнений для рук, разминки кистевых суставов, бега с ускорениями. Затем - имитация подбора и подхвата мяча под щитом. Большое внимание уделялось темпу, интенсивности выполнения упражнений и технических элементов игры. Парни отрабатывали ведение мяча, короткие и длинные передачи.
Физкультурник Владимир Савченко (Алтайский край) провел легкоатлетический урок с семиклассниками. После короткой разминки он разбил класс на мальчиков и девочек. Ребята прыгали в длину с короткого разбега, а девчонки метали набивные мячи из положений сидя и лежа в разноцветные мишени, закрепленные на стене. Потом группы поменялись местами.
У Савченко - особая система тестирования. Преподаватель простым способом определил уровень физической подготовки учеников. Каждый прыгал со скакалкой 30 секунд. Выше уровень у того, кто больше совершил прыжков.
Запомнилось, как школьники массажировали мышцы рук и ног ударами пустых пластиковых бутылок. Для укрепления здоровья, оказывается, тару тоже можно применять...

"Свет мой, зеркальце, скажи..."
Ирина Ведина из Казани на конкурсном уроке провела психологический тренинг "Я особенный, я себя уважаю". Шестиклашки расположились в круг, на стене - большой плакат со множеством эпитетов: добрый, веселый, сильный... Ребят захватила игра в "Скажи комплимент - прими комплимент". Каждый называл положительные качества своего одноклассника. Например, Сережа - сильный, а Света - красивая. Казалось, игра может продолжаться до бесконечности. Преподаватель задает вопрос: "За что вы себя уважаете?" Из самых разнообразных ответов запомнились: за то, что я есть; за то, что я уважаю других.
Детям нужно развить уверенность в себе. "Сейчас увидим портрет уникального человека", - говорит психолог. Ребята подходят к ней по одному и смотрят... в зеркало. Школьники согласны с тем, что они уникальны. В каждом человеке есть что-то свое, особенное. Когда люди разные, они интересны друг другу...
Серьезный урок-игру провел со старшеклассниками психолог из Свердловской области Алексей Титов. Игра называлась "Степной огонь". Все школьники знают, что такое ВИЧ-инфекция и насколько она опасна. Ребята встают в круг, закрывают глаза. Психолог обходит их и касается рукой одного из учеников. Допустим, он носитель инфекции. Школьники выходят из круга, общаются, пожимают друг другу руки. "Носитель СПИДа" выдает себя. Что испытали ребята, которые общались с ним? Пошли бы сдавать анализы? Ведь скрытый период (3 месяца), когда СПИД невозможно определить, наиболее опасен для окружающих.
Задача психолога в этой игре - показать, что каждый человек несет ответственность за свою жизнь. Он должен контролировать ситуацию, а не быть ее жертвой.

Спичечница и Рахманинов
Когда дерево растет, оно приносит пользу человеку: выделяет кислород, сохраняет экологический баланс, плодоносит, может служить лекарственным средством. Это первая жизнь дерева. Но есть еще и вторая. Эту тему раскрыл на уроке технологии преподаватель из Липецкой области Михаил Духанов.
Вторая жизнь дерева, по мнению шестиклассников, это стройматериалы, бумага, мебель и изделия народных промыслов. Учитель рассказал ребятам, что резьба по дереву бывает ажурной и геометрической. Виды художественной росписи - хохлома и городец. Ученики определяли породы и пороки древесины. На столе у каждого - молоток, гвозди и пять деревянных деталей. Задача: сделать предмет, который пригодится в домашнем хозяйстве, - спичечницу. После разъяснений преподавателя ребята берутся за дело. Учитель ходит по классу, подсказывает, помогает. С работой все справляются успешно.
- Мы сделали спичечницу, - пояснил учитель, - но она не закончена. Можете взять ее домой и разрисовать, что-то вырезать на ней; кому-нибудь подарить, например, с надписью: "При пожаре звонить 01".
Идея урока - продлить вторую жизнь дерева как можно дольше. Научить ребенка мыслить, изобретать, моделировать. Труд формирует личные качества - настойчивость, любознательность, ответственность и хозяйственность. Ребенок никогда не сломает то, что сделал сам.
"Музыкальный образ" волгоградка Елена Смолина раскрыла через произведения Сергея Рахманинова. 1917 - 1926 гг. - период эмиграции композитора. Что же скрывается за этими датами? Душевная боль, ностальгия. Поэтому его музыка грустная и задумчивая. Она "вьется, как тропа в полях". Чтобы понять истоки русской интонационности, нужно заглянуть в народную песню. Ведь человек поет не только голосом, но и душой. Например, в песне "Степь да степь кругом..." перед слушателями разыгрывается трагедия. Семиклассники называют основные черты русского характера: любовь к Родине, жертвенность.
Смолина придерживается теории Дмитрия Кабалевского. Главное - научить детей слышать музыку и размышлять. Учитель музыки убеждена: идея, интонация и гармония - едины.

Михаил БОНДАРЕВ

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу