«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Логика альтруиста:
беречь детей, не жалеть себя


Золотое правило здоровья,
или Новый государственный заказ


Все по закону

От слов к делу

Восток и запад встретились в России
Хрустальный пеликан улетел в Калининградскую область


Особый случай
Человеку надо дать шанс, не уронив его достоинства


Хобби

Барышня и хулиган

В сердце трещины разлук...
В альбом участникам Всероссийского конкурса "Учитель года-2000"


У пятиклашек все "аят-аят"

Маклинские авантюристы
Школа как источник хорошего настроения


Счастливый директор
Золотая медаль - не лучший повод для гордости


Официоз

Из кризиса - к достойной жизни
Национальная доктрина образования в Российской Федерации


Совет предложил. Государство одобрило
Указ Президента Российской Федерации
О присуждении премий Президента Российской Федерации в области образования за 1999 год


Десять лет спустя
Наш корреспондент проехал по местам своих прошлых командировок


Ученические истории:
След


Вандалы XX века
У людей всегда находились причины, чтобы разрушать памятники


Кухня коммунальная - самая музыкальная,
или Ваш выход, Понтий Пилат!


Жизнь гения не может быть правильной
Джон Леннон - не исключение


Смысл жизни - страдание
Но зачем страдать зрителю?


Бедность - не порок
Как документальному кино дойти до зрителя


Подпольщики с Новой площади
Беседа с заместителем председателя Международной Федерации детских организаций доктором педагогических наук Алексеем Волоховым


"Седов" не опускает паруса
Легендарный корабль вернулся к родным берегам


Святая наука - расслышать друг друга

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Бедность - не порок
Как документальному кино дойти до зрителя


Фестиваль "Московский пегас", приуроченный к 85-летию киностудии имени Горького, не был пышным мероприятием. Финансовые возможности режиссеров, представивших свои ленты, весьма ограниченны, да и кинотеатр "Дом Ханжонкова" публика любит за доступные цены. Наиболее любопытной частью фестиваля стала программа документального кино "Моя Москва". Выделялись три темы: московские поэты, юбилей МХАТа, прошлое и настоящее столицы. Ростовская киностудия привезла ленту о Юлии Друниной, был фильм о Булате Окуджаве ("Чувствую, пора прощаться", НЭЦКИ, Москва).
Особое место занял в программе фильм А. Хржановского по сценарию известного киноведа М. Туровской "Сны о Художественном и общедоступном". Фамилия Хржановский служит своего рода визитной карточкой и гарантирует интересный подход к материалу. "Сны..." были созданы способом монтажа кинохроники со специально отснятым материалом. Закадровый текст полон цитат, в том числе из Чехова-драматурга. То эксцентричный, то ироничный, фильм выстроен как ряд новелл-"снов", как фантасмагория о том, что Константин Сергеевич Станиславский будто бы приезжает проверить, как идут дела в его любимом детище - театре...
Новые картины об истории Москвы созданы приблизительно по одной схеме, образцовой и весьма удобной для автора и для зрителя. Информация излагается в хронологическом порядке, иллюстрируется различными документами, сопровождается закадровым текстом. Открывала показ лента "История Москвы" из цикла "100 фильмов о Москве" хорошо знакомого постоянным зрителям телеканала "Культура".
Размах темы (от Юрия Долгорукого до Юрия Лужкова) и получасовой объем времени продиктовали лаконичную форму "карманного" путеводителя. Авторы использовали знаменитые миниатюры Лицевого летописного свода, рисунки А. Васнецова и редкую кинохронику ХХ столетия, соединили их набором популярных фрагментов из музыкальной классики и закадровым текстом, получив очень хорошее учебное пособие-обзор.
Тем же способом созданы красивые картины с меньшим охватом исторического времени: "Храм Покрова на Красной площади" и "Первый император России" (2000, Л. Фишель, при участии Государственного исторического музея). Подбор иллюстраций, хроники и фрагментов из советских исторических фильмов ("Иван Грозный", "Минин и Пожарский", "Петр Первый", "Россия молодая" и других) прекрасно сочетается с изысканными цветными съемками наших дней. Музыкальное сопровождение обеих лент всецело работает на задачу авторов, задачу классическую - рассказать об истории. В "Первом императоре России" авторы справились с этой задачей хорошо, но вызвали удивление неравномерной подачей материала в картине о Покровском соборе. История церкви с ХVI по ХIХ век дана весьма подробно, а драматичное ХХ столетие освещено скупо. Не прозвучала быль о том, как архитектор Петр Барановский отстоял собор, который готовились разрушить. Упрямого архитектора заключили в тюрьму, но собор не снесли. Парад Победы, великое событие 1945 года, тоже не отражен в картине. Не меньше удивляет и то, что, подчеркивая уникальность Покровского собора, авторы фильма практически выключили его из контекста развития русской архитектуры, забывая, что русский стиль ХIХ-ХХ веков активно использовал мотивы храма Василия Блаженного. Достаточно вспомнить собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, православные храмы в Дармштадте, Иерусалиме, Париже.
Фестиваль "Московский пегас" был ценен не только документальным кино, которое сегодня практически не имеет возможности дойти до зрителя. Это неприбыльный вид искусства - начиная от производства и кончая прокатом. Бедность вынудила перейти к работе с видео. Но и видео позволяет сделать серьезные и красочные картины, особенное значение среди которых приобретают ленты просветительского характера. В пору безденежья и падения грамотности такие картины очень нужны. Простота формы позволяет создавать их не только на больших студиях, не только в Москве и не только о Москве. Фестиваль лишний раз подтвердил, что фильмы на историческую и общекультурную тематику оказывают неоценимую помощь в работе педагогов и методистов школ, разных просветительских организаций по всей России.
Ольга ТРОФИМОВА

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу