«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Логика альтруиста:
беречь детей, не жалеть себя


Золотое правило здоровья,
или Новый государственный заказ


Все по закону

От слов к делу

Восток и запад встретились в России
Хрустальный пеликан улетел в Калининградскую область


Особый случай
Человеку надо дать шанс, не уронив его достоинства


Хобби

Барышня и хулиган

В сердце трещины разлук...
В альбом участникам Всероссийского конкурса "Учитель года-2000"


У пятиклашек все "аят-аят"

Маклинские авантюристы
Школа как источник хорошего настроения


Счастливый директор
Золотая медаль - не лучший повод для гордости


Официоз

Из кризиса - к достойной жизни
Национальная доктрина образования в Российской Федерации


Совет предложил. Государство одобрило
Указ Президента Российской Федерации
О присуждении премий Президента Российской Федерации в области образования за 1999 год


Десять лет спустя
Наш корреспондент проехал по местам своих прошлых командировок


Ученические истории:
След


Вандалы XX века
У людей всегда находились причины, чтобы разрушать памятники


Кухня коммунальная - самая музыкальная,
или Ваш выход, Понтий Пилат!


Жизнь гения не может быть правильной
Джон Леннон - не исключение


Смысл жизни - страдание
Но зачем страдать зрителю?


Бедность - не порок
Как документальному кино дойти до зрителя


Подпольщики с Новой площади
Беседа с заместителем председателя Международной Федерации детских организаций доктором педагогических наук Алексеем Волоховым


"Седов" не опускает паруса
Легендарный корабль вернулся к родным берегам


Святая наука - расслышать друг друга

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Логика альтруиста:
беречь детей, не жалеть себя


Директор 464-й московской школы Маргарита Дроздова, решив создать школу здоровья, задумала снести старое здание и построить новое.

На крепком фундаменте - он был возведен из кирпича разрушенного Иерусалимского монастыря. И вот, отремонтировав и перепланировав здание, Маргарита Ивановна создала Центр содействия укреплению здоровья школьников. И когда ее спросили коллеги, вы что, мол, решили построить коммунизм в отдельно взятой школе, она, проигнорировав сарказм, ответила: "Я такой задачи не ставила. Назвавшись школой здоровья, мы фактически становимся Центром содействия укреплению здоровья учащихся в микрорайоне".
Это нормально, когда кто-то много на себя берет, выбиваясь из общей массы. И тут все удачно совпало: нашелся инициативный, авторитетный в своем округе человек, а вызревшая потребность наконец-то обратить внимание на тотальное нездоровье школьников подвигла московское правительство на создание программы "Образование и здоровье", а префект Центрального округа Геннадий Дегтев не пожалел денег на капремонт и создание в школе медицинского блока.
Потому Дроздовой удалось подчинить обстоятельства своему замыслу, что она интуитивно шла по верному пути: 3 года анализировала состояние здоровья своих подопечных. Цифирь удручала. Из 610 школьников здоровы были только 130. Выходило, что четверо из пяти имели различные отклонения в здоровье, а каждый пятый рисковал его утратить из-за непомерных учебных нагрузок и жуткого экологического состояния окружающей среды в микрорайоне.
Школа оказалась в венке вредных производств - подшипников, клея, валяной обуви и мясопродуктов. Однако, не будь под школой соленого озера, вода которого по своим лечебным свойствам превосходит воду Черного, Белого и Баренцева морей, вряд ли что-то можно было изменить в ее положении заложницы промышленного микрорайона.
Директор школы заручилась поддержкой СЭС, получила заключение физиотерапевтов о пользе воды "Pana" для лечения детей и, вооружившись диаграммами, схемами, расчетами, полученными в ходе мониторинга здоровья своих учащихся, то есть достаточной доказательной базой, разработала концепцию профилактики. Усилия Маргариты Ивановны были приняты "на ура", потому что никто другой их не предпринял.
Верно подмечено: требуй невозможного - получишь максимум. Дроздова, поняв, что новая школа ей не светит, выжала максимум из того, что есть. Теперь в медицинском блоке оборудованы две ванные комнаты, в каждой из которых по две ванны для принятия процедур с водой "Pana", ингаляторий, два тренажерных зала, кабинеты физиотерапии, психологической разгрузки, массажа. Осталось установить оборудование, и с 1 ноября начнутся так называемые динамические часы - по одному для каждого из 1-6-х классов. Все дети поделены на группы на основании клинико-лабораторных данных и получат те процедуры, которые рекомендованы. Кто-то пойдет в тренажерный зал к инструктору лечебной физкультуры, кто-то - принимать ванну с последующим массажем, кто-то отправится в ингаляторий.
Нынешней осенью впервые прошли диспансеризацию первоклашки в детской поликлинике N 104. Из 53 выявлено всего 9 здоровых, что составляет 6 процентов. Дело в том, что в школу здоровья были направлены только дети с отклонениями в здоровье, потенциальные учащиеся соседних школ NN 471, 472, 480. Как сказала Маргарита Дроздова, школа от этого только выиграла, ведь она привлекла внимание к проблеме сохранения здоровья детей. Согласитесь, это логика альтруиста - радоваться тому, что с каждым нездоровым ребенком ты обретаешь на одну проблему больше. Не в этом ли заключается истинно государственный подход к взращиванию полноценных граждан? Без пафоса - ложного, пошлого.
Права Маргарита Ивановна, когда провозглашает, что одними физиопроцедурами и водой "Pana" проблему оздоровления детей не решить. Спасет их только система здорового образа жизни вкупе с гигиеническими мероприятиями, которые необходимо в школы вернуть. Совсем не сложно придерживаться строгого гигиенического режима, проветривать классы и делать там влажную уборку, проводить физкультминутки, утреннюю зарядку, следить за режимом перемен, составлять расписание уроков во имя здоровья учащихся. На все это не нужны средства, а эффект очевиден. Дети и педагоги уже будут нацелены на сохранение здоровья.
К здоровьесберегающим факторам Дроздова причисляет и здоровый морально-психологический климат в школе. Между учителем и учеником, учителями и директором, учителями и родителями. Потому, наверное, в школе нет трудных детей. Все они управляемы. Половина педколлектива в прошлом году окончила валеологические курсы при Институте гигиены детей и подростков, а половина в этом обучается, причем с желанием. Новый статус школы ко многому обязывает, но все учителя осознали свою миссию и не считают ее лишней нагрузкой.
Так что, школа здоровья взвалила не свойственные ей узкоконкретные задачи лечить и реабилитировать? Нет. Школа остается школой. В ней учат, в том числе и здоровому образу жизни. Дроздова приняла программу академика Александра Савелова-Дерябина "Виватон - образ жизни", тем более что она одобрена Минздравом и апробирована в ряде регионов.
Два физиолога фирмы участвовали в диспансеризации первоклассников, так что программа расписана индивидуально. Одним будет даваться фиточай, рассчитанный на повышенную кислотность желудка, другим - на пониженную. Даются рекомендации, как соблюдать гигиену, а для убедительности ее пользы академик вручил всем первоклассникам наборы для семейного пользования. В них зубная паста, гели, крем, шампунь. Наверное, эти дары можно расценить как рекламную уловку. Но если эффект от них будет равен нулю, ни один родитель не раскошелится.
Я спросила, на какие средства школа после годового благотворительного эксперимента фирмы "Виватон" будет закупать препараты, если будет достигнут положительный эффект. Дроздова сказала, что школа создаст попечительский совет, найдет спонсоров. Да и сами родители не пожалеют денег ради здоровья своих чад.
Может ли подобная модель школы здоровья стать идеальной и для других - в столице ли, в провинции? Маргарита Ивановна была категоричной: "Это нереально сейчас. А вот иметь по одной такой школе на микрорайон - дело перспективное. Достаточно, чтобы нашелся инициативный директор школы с коллективом педагогов-единомышленников, чтобы была достаточной материально-техническая база для создания медицинского корпуса".
На достигнутом Дроздова не остановится. В будущем году будет готов проект блока начальной школы с бассейном для лечебной соленой воды. На открытии 1 сентября обновленной школы журналисты интересовались, чего еще хочет директор. Казалось бы, все здесь, как в Греции, есть - даже евроремонт и новая мебель. Не моргнув глазом Маргарита Ивановна перечислила, чего она, раз хочет, добьется все равно. Во-первых, восстановит фонтан. "Что за школа без фонтана?" - смеется она. Во-вторых, оборудует тир, чтобы вся районная ребятня была занята делом. В-третьих, она создаст зимний сад, кое-что перестроив еще. Он будет примыкать к медицинскому корпусу.
А сейчас она пишет по заказу программу оздоровления учителей. По задумке руководства образованием до обеда в Центре Дроздовой оздоравливаются ее дети, а после - школьники и учителя микрорайона. Так что действительно, коммунизма в отдельно взятой школе не получилось...
Что дальше? Пять месяцев назад вышло Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. Отрадно, что Минобразование и Минздрав начали сотрудничать, проводя совместные конференции, теплоходные круизы и коллегии по проблеме здоровья детей. Очередная выездная коллегия Минобразования по теме - в декабре. Место встречи изменить нельзя - им вновь станет Казань.
Галина СЮНЬКОВА
Москва

Статфакт

За последние 20 лет у московских школьников на 18% уменьшилась сила сжатия кисти, на 15% - жизненный объем легких. Процент здоровых выпускников снизился с 30-35 %
до 4%.

 

© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz. (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


На титульную страницу