Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, изменилась ли система школьного образования за последние 5 лет в лучшую сторону?

Результаты

Текущий номер

На одной волне

На уроке важно настроение ребят, считает Максим Янке

номер 46, от 13 ноября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№47 от 20 ноября 2018 года

p"У него демократический стиль общения. Он никогда жизни не кричал ни на одного ребенка. В прошлом году впервые взял восьмой класс, самый тяжелый переходный возраст. Двое пацанов подрались прямо на уроке. Попросил обоих выйти с ним в коридор. Сказал, чтобы успокоились и что проблему будем обсуждать после уроков – сейчас надо вернуться в класс, остальные ни в чем не виноваты…". Именно так разрешил школьный конфликт Алихан Динаев, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2018. Именно о нем написал главный редактор "Учительской газеты" Петр Положевец. Следите за нашими материалами – мы начинаем серию очерков о конкурсантах этого года!

pВсегда интересно наблюдать, как растут и приобретают внешние и внутренние контуры новые жилые микрорайоны. Но этот рисунок не будет законченным, если в него не впишутся образовательные организации… Здание школы № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга еще только поднималось ввысь, а ее директор Елена Дерипаска уже продумывала программу развития. О том, как удалось создать школу, где свои возможности может реализовать каждый ребенок – в интервью директора.

p"В школе какого-то особого давления мы на себе не замечали… Более того, музыкой я начал заниматься именно в школе. Делать это нам не запрещалось. Директор 680-й тушинской школы – наша любимая Марья Васильевна Лазарева – не то чтобы поощряла наши музыкальные упражнения, но, когда мы приходили к ней с каким-то творческо-деловым предложением, она выслушивала и высказывала свое мнение. А потом – раз, и откуда-то появлялась аппаратура. Если вдруг был занят актовый зал, она нам говорила: "А вы порепетируйте у меня в кабинете". И мы очень часто так и делали! Представь себе: барабаны, бас-гитара и орган в кабинете. Ты сейчас, когда все можно, поди найди такого директора", - из интервью рок-музыканта, поэта и композитора Сергея Галанина.

14 июня 2013 года в 18:37

Эксперты обсудили ИКТ в образовании. По их мнению, не следует увлекаться «гонкой вооружений»

Вадим Мелешко
В РИА Новости прошла пресс-конференция на тему «Новые технологии и традиционное обучение в школе: вместе или вместо?» Можно было бы посчитать этот вопрос чисто риторическим, поскольку нельзя создавать что-либо новое, полностью отвергнув всё, созданное ранее. Тем не менее, как выяснилось, сегодня в педагогическом сообществе наблюдается определённая полярность в вопросах преподавания и обучения. В результате, одни стараются почти не использовать ИКТ на уроках, считая их ненужным излишеством, другие же откровенно злоупотребляют ими, сделав ставку только на новые технологии.

По словам заместителя исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светланы Авдеевой, ИКТ – данность, с которой все мы просто обязаны считаться и которую должны использовать в своей работе. Однако
, налицо ситуация, когда формально учителя вроде бы прошли курсы обучения в ИПКРО, освоили азы работы с компьютером, научились делать презентации и теперь на вопрос, используют ли они полученные навыки и умения на уроках, твёрдо отвечают: да, конечно! Однако, если спросить их учеников, действительно ли их учат с использованием ИКТ, оказывается, что утвердительно отвечают лишь 20% детей. С одной стороны, это говорит о том, что учителя научились «правильно» отвечать на вопросы. С другой – что им действительно кажется, будто то, что они делают, и есть обучение по-новому, с использованием ИКТ.

Но ведь мы все понимаем – для достижения положительного эффекта от новых технологий нужно осознание их важности и нужности, стремления и умения применять их там, где они действительно нужны. А для того, чтобы подобная мысль постигла массы учителей и прочно угнездилась и их умах, должно пройти немало времени. Мы же, оснастив школы досками и компьютерами, а также подключив их к Интернету, хотим слишком многого – чтобы все вдруг выдали какой-то потрясающий результат. А такого не бывает.

Директор компании «ДЕЛАЙТ 2000» Анна Зуева подтвердила: мы сейчас слишком увлеклись «гонкой вооружений» – постоянным насыщением и усовершенствованием материально-технической базы, сделав ставку на количество (интерактивных досок, компьютеров, проекторов и пр.). При этом, качество обучения с использованием всего этого добра очень сильно отстаёт. Люди не успевают освоить одну программу, научиться работать с одним изделием, как оно уже морально и физически устаревает - и надо думать, где взять новое. Конечно, это естественный процесс, но, может, стоит перенести акценты, сделав упор именно на том, как эффективнее всего можно использовать то, что есть в школе? Ведь по-настоящему творческие учителя выдают отличные результаты даже на устаревшей технике (хотя на современной эффект был бы ещё большим). Зато те, кто имеет весьма смутные представления о возможностях установленной в классах техники и ПО, используют их потенциал на 3-5%, ограничиваясь показом слайдов и проецированием на доску текстов, которые можно было бы просто прочесть в книге.

Директор Института информатизации образования МГГУ им. М.А. Шолохова Марина Вайндорф-Сысоева привела излюбленный пример: «На курсах к нам в университет приезжает много педагогов, и я всё время прошу поднять руки тех, кто владеет ИКТ. Как правило, лес рук. Затем я спрашиваю, у кого есть личный e-mail. Тот же результат. А сейчас, говорю я им, пришлите, пожалуйста, на мой личный электронный адрес письмо со словом «Привет!» И в зале моментально возникает замешательство – оказывается, люди просто не умеют пользоваться почтой!»

Но это, считает Марина Ефимовна, не вина, а беда педагогов. Ведь их в своё время учили по классическим программам. Новые же технологии им предложено осваивать самим и самостоятельно же пытаться внедрить в образовательный процесс. Но людям очень трудно совместить новое со старым так, чтобы раскрыть весь потенциал нового. Вот они и применяют компьютер в качестве печатной машинки, а интерактивную доску вместо обычной - потому что просто не умеют иначе. И вряд ли 72-часовые курсы могут изменить ситуацию в корне. Очень важно сопровождать каждого учителя на протяжении длительного периода времени, помогать ему готовить уроки и внеклассные  мероприятия, учить искать информацию, критически оценивать её, работать с источниками и т.д. Чтобы требовать того же от детей, педагог должен сначала сам овладеть всем этим, но его, фактически, вынуждают заниматься самообразованием - а оно в таком сложном деле далеко не всегда приносит желаемые результаты.

На сегодняшний день в школы поставлено множество интерактивных досок самых разных производителей. Причём, программное обеспечение ряда изделий работает только на досках конкретных производителей, и это очень неудобно. К тому же, полностью отказаться от обычной меловой доски люди тоже не хотят, так как им оно привычнее, да и экономичнее (кусок мела стоит в 15 раз дешевле маркера). Но нужно ли иметь в классах две разных доски?

Оказывается, существует компромиссный вариант, о котором рассказала Анна Владиленовна. По её словам, специально для нашей страны была создана уникальная доска ABC Board. Она представляет собой обычную, известную всем учителям трёхстворчатую «зелёную» доску: на внешней стороне которой можно писать мелом, на внутренней, белой, маркером. Причём, среднюю поверхность доски можно использовать как интерактивную, точнее, делать её интерактивной тогда, когда это нужно. Особенность изделия заключается в том, что в нём не существует вообще никаких проводных соединений с компьютером, все сигналы передаются по Bluetooth. При этом, доска имеет антивандальное покрытие, которое нельзя ни поцарапать, ни поджечь. На ней одновременно могут работать несколько человек, как мелом, так и маркером, причём, минимум, трое – в интерактивной зоне, не мешая друг другу.

По словам Анны Зуевой, это изделие поможет облегчить переход от традиционно «меловых» технологий к новейшим, интерактивным. Также, оно будет способствовать более эффективному использованию доски всеми категориями учителей и учеников, от «ИКТ-начинающих» до высококвалифицированных.

На том и порешили.

 Фото автора.

14 июня 2013, 23:37
познавательно
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.