Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Питаются ли ученики вашего класса в школьной столовой?

Результаты

Текущий номер

Счастливый учитель

Невозможное возможно, надо лишь приложить усилия

номер 16, от 16 апреля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№17 от 23 апреля 2019 года

pПрофессиональные категории для педагогов были введены в первой половине 1990-х: 16 разрядов, 14-й соответствовал высшей категории… Видоизменяется и совершенствуется эта система до сих пор, но почти всегда сама процедура аттестации вызывает у учителей как минимум беспокойство, а у кого-то – реальный страх и панику. Как сделать так, чтобы аттестация объективно подтверждала педагогическую и личностную зрелость учителя, а не служила карающим мечом? Своими соображениями поделился Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров.

pВернуть трудовое обучение в школы – это требование самой жизни. Но сейчас в учебном плане вместо уроков труда технология. По темам близко, на деле – скучный теоретический предмет. А детям нужен практический опыт настоящей работы настоящими инструментами. Нужно это и стране, потому что уже через три-четыре года рынок будет испытывать острую нехватку молодых и готовых к труду кадров. Что для этого нужно изменить? Ответ – в статье Владимира Семенихина.

pБыть спортивным так же престижно и модно, как быть начитанным и остроумным. По крайней мере, так обстоит дело в школах Англии. А в Японии более 40% старшеклассников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю… В то же время в российских школах "прогулять физру" не зазорно, была бы убедительная отговорка или справка. О том, почему зарубежным педагогам удается гораздо эффективнее мотивировать школьников напрягать не только извилины, но и мышцы, размышлял Сергей Рыков.

14 июня 2013 года в 18:37

Эксперты обсудили ИКТ в образовании. По их мнению, не следует увлекаться «гонкой вооружений»

Вадим Мелешко
В РИА Новости прошла пресс-конференция на тему «Новые технологии и традиционное обучение в школе: вместе или вместо?» Можно было бы посчитать этот вопрос чисто риторическим, поскольку нельзя создавать что-либо новое, полностью отвергнув всё, созданное ранее. Тем не менее, как выяснилось, сегодня в педагогическом сообществе наблюдается определённая полярность в вопросах преподавания и обучения. В результате, одни стараются почти не использовать ИКТ на уроках, считая их ненужным излишеством, другие же откровенно злоупотребляют ими, сделав ставку только на новые технологии.

По словам заместителя исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светланы Авдеевой, ИКТ – данность, с которой все мы просто обязаны считаться и которую должны использовать в своей работе. Однако
, налицо ситуация, когда формально учителя вроде бы прошли курсы обучения в ИПКРО, освоили азы работы с компьютером, научились делать презентации и теперь на вопрос, используют ли они полученные навыки и умения на уроках, твёрдо отвечают: да, конечно! Однако, если спросить их учеников, действительно ли их учат с использованием ИКТ, оказывается, что утвердительно отвечают лишь 20% детей. С одной стороны, это говорит о том, что учителя научились «правильно» отвечать на вопросы. С другой – что им действительно кажется, будто то, что они делают, и есть обучение по-новому, с использованием ИКТ.

Но ведь мы все понимаем – для достижения положительного эффекта от новых технологий нужно осознание их важности и нужности, стремления и умения применять их там, где они действительно нужны. А для того, чтобы подобная мысль постигла массы учителей и прочно угнездилась и их умах, должно пройти немало времени. Мы же, оснастив школы досками и компьютерами, а также подключив их к Интернету, хотим слишком многого – чтобы все вдруг выдали какой-то потрясающий результат. А такого не бывает.

Директор компании «ДЕЛАЙТ 2000» Анна Зуева подтвердила: мы сейчас слишком увлеклись «гонкой вооружений» – постоянным насыщением и усовершенствованием материально-технической базы, сделав ставку на количество (интерактивных досок, компьютеров, проекторов и пр.). При этом, качество обучения с использованием всего этого добра очень сильно отстаёт. Люди не успевают освоить одну программу, научиться работать с одним изделием, как оно уже морально и физически устаревает - и надо думать, где взять новое. Конечно, это естественный процесс, но, может, стоит перенести акценты, сделав упор именно на том, как эффективнее всего можно использовать то, что есть в школе? Ведь по-настоящему творческие учителя выдают отличные результаты даже на устаревшей технике (хотя на современной эффект был бы ещё большим). Зато те, кто имеет весьма смутные представления о возможностях установленной в классах техники и ПО, используют их потенциал на 3-5%, ограничиваясь показом слайдов и проецированием на доску текстов, которые можно было бы просто прочесть в книге.

Директор Института информатизации образования МГГУ им. М.А. Шолохова Марина Вайндорф-Сысоева привела излюбленный пример: «На курсах к нам в университет приезжает много педагогов, и я всё время прошу поднять руки тех, кто владеет ИКТ. Как правило, лес рук. Затем я спрашиваю, у кого есть личный e-mail. Тот же результат. А сейчас, говорю я им, пришлите, пожалуйста, на мой личный электронный адрес письмо со словом «Привет!» И в зале моментально возникает замешательство – оказывается, люди просто не умеют пользоваться почтой!»

Но это, считает Марина Ефимовна, не вина, а беда педагогов. Ведь их в своё время учили по классическим программам. Новые же технологии им предложено осваивать самим и самостоятельно же пытаться внедрить в образовательный процесс. Но людям очень трудно совместить новое со старым так, чтобы раскрыть весь потенциал нового. Вот они и применяют компьютер в качестве печатной машинки, а интерактивную доску вместо обычной - потому что просто не умеют иначе. И вряд ли 72-часовые курсы могут изменить ситуацию в корне. Очень важно сопровождать каждого учителя на протяжении длительного периода времени, помогать ему готовить уроки и внеклассные  мероприятия, учить искать информацию, критически оценивать её, работать с источниками и т.д. Чтобы требовать того же от детей, педагог должен сначала сам овладеть всем этим, но его, фактически, вынуждают заниматься самообразованием - а оно в таком сложном деле далеко не всегда приносит желаемые результаты.

На сегодняшний день в школы поставлено множество интерактивных досок самых разных производителей. Причём, программное обеспечение ряда изделий работает только на досках конкретных производителей, и это очень неудобно. К тому же, полностью отказаться от обычной меловой доски люди тоже не хотят, так как им оно привычнее, да и экономичнее (кусок мела стоит в 15 раз дешевле маркера). Но нужно ли иметь в классах две разных доски?

Оказывается, существует компромиссный вариант, о котором рассказала Анна Владиленовна. По её словам, специально для нашей страны была создана уникальная доска ABC Board. Она представляет собой обычную, известную всем учителям трёхстворчатую «зелёную» доску: на внешней стороне которой можно писать мелом, на внутренней, белой, маркером. Причём, среднюю поверхность доски можно использовать как интерактивную, точнее, делать её интерактивной тогда, когда это нужно. Особенность изделия заключается в том, что в нём не существует вообще никаких проводных соединений с компьютером, все сигналы передаются по Bluetooth. При этом, доска имеет антивандальное покрытие, которое нельзя ни поцарапать, ни поджечь. На ней одновременно могут работать несколько человек, как мелом, так и маркером, причём, минимум, трое – в интерактивной зоне, не мешая друг другу.

По словам Анны Зуевой, это изделие поможет облегчить переход от традиционно «меловых» технологий к новейшим, интерактивным. Также, оно будет способствовать более эффективному использованию доски всеми категориями учителей и учеников, от «ИКТ-начинающих» до высококвалифицированных.

На том и порешили.

 Фото автора.

14 июня 2013, 23:37
познавательно
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.