Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№50 от 10 декабря 2019 года

pНовые версии ФГОС стали настоящем полем битвы. Один из недавних ее эпизодов - отрицательное заключение РАО, зафиксировавшее более 500 недостатков в проекте документа. Впрочем, публично данное заключение называется "единственным отрицательным"... Говорит ли это на самом деле о высоком качестве проекта ФГОС или об административном безразличии к содержанию образования? Свою точку зрения по этому поводу высказал член-корреспондент РАО Игорь Смирнов.

pСмерть Михаила Щетинина потрясла всю педагогическую общественность и вызвала многочисленные отклики. В них, как это обычно бывает, когда дело касается талантливых людей, волна любви и признательности столкнулась с громкими высказываниями оппонентов и критиков. О том, как воистину народный педагог со своими сподвижниками смог на высоком уровне целостно соединить обучение, воспитание, социализацию и образование и вошел в историю - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

p11 декабря исполняется 101 год со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Драматичных периодов в жизни классика было немало. Один из них - пожалуй, наивысший по накалу - внимательно исследует литературовед Вячеслав Огрызко.

14 июня 2013 года в 13:27

Разработан проект ФГОС дошкольного образования. Стандарт поможет сделать жизнь дошкольников интересной и полноценной

Анна Данилина
Сегодня в Москве состоялась презентация проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разработчики рассказали о том, чего ждать от этого нового документа педагогам, родителям и самим детям, в чем его уникальность и каким образом он сможет усовершенствовать систему дошкольного образования в стране.

- В отличие от других образовательных стандартов ФГОС дошкольного образования в нашей культуре появился впервые. Мы называем его стандартом поддержки разнообразия детства. Разработкой стандарта занималась целая группа профессионалов: у них разные взгляды, разные походы, но они пытались сделать стандарт, ориентированный именно на детей. Этот стандарт не сводится к школьным формам жизни, на такой подход у нас буквально наложено табу. При разработке стандарта мы придерживались принципа «Не навреди». Мы просчитывали многие риски в социокультурном плане, анализировали, чего ждет от этого стандарта общество и старались их учесть, - подчеркнул глава рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

Разговор о стандарте связан, во многом, с новым законом «Об образовании», где оно выделено в отдельный уровень. Тем не менее, участники презентации проекта признали, что внимание к дошкольному образованию и формулированию его критериев, продиктовано не только законодательными изменениями. Сегодня есть много социальных вызовов, которые диктуют потребность во ФГОС дошкольного образования.

- Образование должно быть ориентировано на поддержку социально незащищенных групп. Однако сегодняшняя система образования не устраняет существующего социального неравенства. Разрабатывая стандарт, мы старались сделать все, чтобы, как это принято сегодня говорить, инвестиции в человека начинались уже в дошкольном возрасте, чтобы этот возрастной этап был прожит ребенком полноценно, чтобы были адекватно пройдены все кризисы возраста. Кроме того, сегодня налицо разрушение культуры детской жизни. Система школьного образования давит на дошкольное воспитание, тогда как его надо оградить от этого, включить в него такие виды деятельности, которые дадут ребенку именно мотивацию учиться дальше. Нам было важно наметить в стандарте этот тренд - ребенку должно быть хорошо, интересно и празднично жить, -  заявил директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.

В стандарте отражены и требования к самим педагогам дошкольного образования. Намечен, по словам участников обсуждения, гуманистический аспект их деятельности.

-У этого стандарта неординарный характер. Здесь впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество. В стандарте сформулированы требования к тем, кто работает с детьми. Понятно, что от этих требований до фактического процесса подготовки - большой путь. Подготовка воспитателя обязательно должна вестись с учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей, - подчеркнул ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов.

Кроме того, в документе обозначена и проблема охвата детей дошкольными учреждениями. Сегодня мы наблюдаем повышение рождаемости, увеличение контингента детей в образовательных учреждениях всех уровней, и в этой связи, по словам участников обсуждения, детский сад не должен стать «камерой хранения» детей, но в то же время все желающие должны иметь возможность получить доступ к дошкольным учреждениям. Сегодня международным трендом является именно разгрузка численности детей, приходящихся на одного воспитателя. Международная норма - 15 человек на одного педагога. Данные отечественных социологических опросов воспитателей подтверждают этот тренд.

Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации ребенка, а не получения знаний, как это сделано в других стандартах системы образования. Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка. Все это является инновационными подходами к разработке стандарта.

- Рабочая группа работала три месяца, и теперь многие задаются вопрос, что будет дальше? Как это документ войдет в жизнь? Сегодня в 11 часов проект стандарта был опубликован на сайте Министерства образования и науки РФ. На сайте указан адрес, куда можно присылать замечания и предложения. Через две недели с момента, когда мы соберем все эти предложения, совет по разработке стандартов будет принимать решение о том, что делать дальше. Скорее всего, стандарт будет направлен на доработку, но возможно, что всем все понравится, и мы его в ближайшее время примем. Тем не менее, я думаю, внесения поправок все же не избежать, потому что работа над документом велась в рекордные сроки, - отметила директор Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова.

Фото автора

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.