Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№51 от 17 декабря 2019 года

pОдна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеют ли это делать сами учителя? Как показывает практика – далеко не всегда. Педагог-психолог Кирилл Карпенко сформулировал правила, которые позволят распознать фальшивую или ошибочную информацию.

pТема подростковых суицидов – одна из самых острых и тяжелых в России. Педагогов она касается особенно, ведь подростковый возраст своих учеников они переживают не раз. О том, как оценивает сегодняшнюю ситуацию современная наука, рассказывает Всеволод Розанов, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения психологического факультета СПбГУ.

pВот уже десять лет одна из школ на севере Карелии живет в режиме инновационной площадки. Каждый урок здесь длится 90 минут. Нет традиционного расписания занятий, зато есть лента. За это время педагоги научились видеть ребенка и выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика. Как устроен необычный процесс обучения, поясняет учитель физики Надежда Дерибина.

pНовый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" стал одним из бестселлеров этой осени. В нем писательница обратилась к истории: события 50‑70‑х годов неожиданно преломляются в судьбах ее героев спустя время. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" автор рассказала о работе над исторической прозой и о том, почему никогда не напишет детскую книгу.

16 февраля 2011 года в 16:25

ФГОС: русский обязателен, а математика - нет?

Татьяна Морозова
Широкого обсуждения исправленного проекта образовательного стандарта для старшей школы, который Минобрнауки России опубликовал на своем сайте 15 февраля, пока не происходит. Формально документ появился на Интернет-портале министерства, однако практически недоступен для чтения, видимо, из-за технических причин.

Об этом, в частности, журналисты сообщили руководителю группы разработчиков образовательного стандарта Александру Кондакову на вчерашней пресс-конференции в РИА Новости. Кондаков разъяснил представителям СМИ основные изменения во ФГОСе для старшей школы.

Так, по его словам, новый образовательный стандарт предполагает обязательное изучение от девяти до десяти предметов, а не 3-4, как считают некоторые участники споров. «Говорить о том, что у ребенка выпадет какая-то образовательная область или предмет, не стоит. Это неудачная первая версия, которую мы предложили как разработчики, и которая была не совсем правильно понята. Обязательными для изучения будет 9-10 предметов», - заметил Кондаков.

Он отметил, что текст проекта стандарта для старших классов, размещенный с 15 февраля на сайте министерства образования и науки РФ для широкого общественного обсуждения, «с редакторской точки зрения переработан». Уточнена, например, формулировка для первой (из шести) предметной группы. В нее вошли русский язык и литература (а не отдельно язык и литература), а также родной язык и литература.

Вторая группа - иностранные языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета на двух разных уровнях. В исправленной версии проекта остались и три общих для всех предмета – таинственная «Россия в мире», ОБЖ и физкультура.

По словам тех немногих, кто все-таки сумел ознакомиться с исправленным текстом проекта, он также вызывает вопросы. Так, в новом варианте стандарта, доработанном с учётом замечаний экспертов, еще одним обязательным предметом для старшеклассников стал (и заслуженно) русский язык. Но больше такого статуса не получила ни одна дисциплина, в том числе и математика. В остальном проект нового образовательного стандарта остался прежним, авторы лишь постарались изложить его понятным языком.

Использована информация сайтов www.rian.ru и www.strf.ru

Фото с сайта www.ludinovka.ru

16 февраля 2011, 17:51
Уважаемый Александр Михайлович! Я тот учитель, который попал в группу № 5 — естественные науки, именно там определено место для моей географии. Науки, которой я отдала приличную часть своей жизни, которую люблю и считаю одной из самых главных для любого ученика, независимо от его возраста. Ведь познание мира начинается и с географии тоже, с простейших представлений ребёнка о планете до глобальных проблем человечества, которое на этой планете живёт.Всё время думаю, за что же такое неуважительное отношение к этой метапредметной дисциплине, раздвигающей границы мира, воспитывающей добропорядочное отношение школьников к разным странам и разным народам, объясняющей все природные явления, заставляющей думать, размышлять, прогнозировать, оценивать, сопоставлять, быть умнее, добрее, мудрее, а главное- любить. Любить свою семью, как частичку России, любить свою страну, любить весь мир, любить свою Землю.Неужели сейчас, когда столько проблем есть в нашем мире, когда так обостряются противоречия между человеком и природой, между людьми разных национальностей и религий, между странами, развивающимися с разной степенью успешности, любовь перестала быть главной ценностью? Есть хорошие слова:… Единство,- возвестил оракул наших дней, быть может спаяно железом лишь и кровью… А мы попробуем спаять его любовью,- а там увидим, что прочней…География способствует единству и единению людей, это одна из самых коммуникативных наук, понятная и близкая каждому человеку.Тем не менее, одна из наиболее развивающих, воспитывающих, социальных, география не вошла в число предметов обязательных.Более того, ей скоро вообще не найдётся места в учебных планах.Появится новый курс «Россия в мире». наверное, это очень хорошо, смею даже предположить, что содержание этого курса будет интересным, нужным, востребованным. Но из названия следует, что речь пойдёт о месте России в современном и очень многообразном мире, об отношениях России с другими государствами Земли, об общих проблемах, решаемых сегодня человечеством. Но тогда именно география должна будет поведать школьникам о том мире, в который интегрирована Россия, не так ли?Нельзя без моей науки, Александр Михайлович. Нельзя оставлять на изучение её 1 час в неделю, увеличивая при этом в разы физическую культуру. Нет, я не против здорового образа жизни, но ведь и интеллект является одной из составляющих современного молодого человека. Не знать о Земле, о своём маленьком, уязвимом и хрупком доме, который нуждается в ежедневной помощи и защите, более чем неуважение ко всему миру, окружающему нас.По правде говоря, ситуация очень напоминает Спарту — там тоже огромное значение имели физическая сила, отменное здоровье и умение нападать и обороняться, а науки были не нужны по сути.Россия — не древнегреческий полис, а одна из ведущих держав мира, судьба которой должна быть счастливой. С одной стороны мы мечтаем о своей Силиконовой Долине, с другой- о спартанском воспитании. А где же золотая середина — самое разумное, что может и должно быть в нормальном и очень развитом государстве? Где наше, российское образование и воспитание, основанное на развитии ума, формировании стремления к получению хороших знаний?Не всё мне кажется нормальным в нашем мире, если мы отказываемся даже от возможности узнать его, наш мир…Спасибо. С уважением учитель из пятой группы, Давыдова Елена Николаевна, город Сочи.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
16 февраля 2011, 20:30
Бред полный, от начала до конца! Вы в школе давно все работали, что поддерживаете мечты сумасшедшие по созданию якобы рая для детей? Большинство детей в школе не способны учиться. Они зачаты на самогоне и бражке. Это факт! Им бы научиться писать грамотно и читать, и любит читать. Быть хотя бы рассудительными, а не просто зверёнышами, кидающимися на учителей, которые им дают по программе всё, что положено и требуют учить этот материал. Большинство детей пью, матом кроют, курят, любовью занимаются с малолетства, не вытаскивают жвачку изо рта. И их надо учить интегралам? Да они читать не умеют! Экзамен честный в одной московской школе показал, что никто ничего не может решить и ответить, и написать. ВО ВСЕХ ШКОЛАХ ТА ЖЕ КАРТИНА! Надо всем дать БАЗОВОЕ ( НА УРОВНЕ ТРОЕЧНИКА) образование, но не просто поставить всем, (как это сейчас делается), а пусть все ЧЕСТНО СДАДУТ! А специализированную школу, с высокими требованиями и программой для поступления в вуз, — только тем, кто может учиться! А сейчас, что творится в спецшколах?-все блатные там и совершенно не могут учиться. Но престиж, и родители взятками им пробивают место в таких школах! Зачем врать себе и всем? Учить высшей математике не всех, а могущих её освоить! БАЗОБЫЕ ЗНАНИЯ НА УРОВНЕ ТРОЙКИ — ВСЕМ! СДАВАТЬ ТОЛЬКО НЕЗАВИСИМЫМ КОМИССИЯМ, И ПОЛУЧАТЬ ПРАВО УЧИТЬСЯ В СПЕЦШКОЛАХ! А предметы какие — выбирать или всем всё давать, — это всё мелочи! не в этом суть реформы, а именно в том, чтобы страна получала настоящие умные кадры, способные запускать спутники, и они чтобы не падали! Зачем всех тащить до уровня академиков липовых и дутых?
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
16 февраля 2011, 20:48
Как они могли математику откинуть!!!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
17 февраля 2011, 10:53
Многочисленные реформы образования, проходившие в последние годы, в лучшем случае ничего не меняли, а как правило шли школе во вред. Если в советские времена, несмотря на ряд существенных пороков тогдашней школы, отечественное среднее образования было одним из лучших в мире, то сейчас школа находится в глубочайшем кризисе.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
18 февраля 2011, 01:30
Уважаемые коллеги!Читая отзывы, хочется кринкнуть: «Задумайтесь»! Какая-то местечковость сплошная — любимая география, любимая математика и т.п. О детях подумайте! Зачем им весь этот «спам» из-под палки — сейчас нет проблем с получением информации. Нужна тебе математика — читай книги и будешь знать математику. Вопрос в другом — научить школьника эту книгу читать, научить технологии обучения, образования, получения знаний, совершенствованию! Большинство географов и математиков дальше своего носа не видят, натаскивают на ЕГЭ (что по сути ремесло) и никакого развития и самостоятельности.Коллеги — читайте стандарт, он направлен на развитие. Начните хотя бы с начальной школы. Уже с 1 сентября он вводится повсеместно. Да, в нем есть недоработки — не в сути стандарта, а в его окружении: нет действительно развивающих курсов, нет учебников, а те которые есть «притягивают» под стандарт дельцы от образования разных уровней, нет подготовленных кадров, никто не знает, чему учить по новым стандартам (имею ввиду пока начальную школу), а сами школы совершенно не готовы материально. А по сути, надо не учить, а развивать, погружать ребенка в образовательную учебную среду. Но такую среду надо создать и школьник вплоть до 11 класса будет в этой среде. Он будет развитым и умеющим учиться, с осознанием относиться к своим способностям, интересам и склонностям. И такую среду мы должны создать сейчас: школа должна стать центром, где школьник может, хочет и должен применять свои способности. А то мы все каждый про свои «любимые» предметы…А набивший оскомину предмет «Россия в мире» — хороший предмет (название подкачало!, слишком громкое и претенциозное). Это некий симбиоз на базе всех предыдущих знаний ученика — истории, литературы, обществоведения, географии — предмет, на котором опытный учитель может опираться на предыдущие знания учеников, сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать гипотезы. И проекты обществоведческого плана хорошо ложатся в эту идею. Если, конечно, Кондаков именно этого хочет. И потом — будет программа. Суть вопроса уже потом надо обсуждать — после программ и учебников, но будет жаль, если этот предмет и хорошую развивающую идею заформализируют программой и плохо написанным учебником с флёром идейности. А что касается иных предложений — надо ту математику, или эту, а вот ту экономику или эту литературу — это бред. Знаниевый подход должен быть заменен развитием и научением ученика учиться и самодобывать знания. Ну нельзя впихнуть в рамках 11 лет (или 2-х лет старшей школы) всевозможные науки: надо дать представление ученику о разнообразии окружающего мира, а специализация или широта — прерогатива высшей школы. Да и школьник, изучивший интегралы, производные, реакцию омыления, основы генетики, математическую экономику — должен по определению идти в МГУ или в аналогичный ВУЗ, а потом с отсутствием интереса там учиться и с высшим образованием пополнить ряды офисного планктона или ряды менеджеров-продавцов в салоне сотовой связи. Интересно, а кто будет печь хлеб, проводить водопровод, стоить дома, прокладывать дороги??? А учителя русского все же прогнули Фурсенко. Теперь вроде как русский должны оставить. Уважаемые учителя русского языка, а вы не помните, что русский язык в старшей школе существует примерно лет 8 (могу ошибиться года на 2). Он всегда и даже раньше оканчивался 8 (9) классом, а придуманный час в 10-11 классе вообще не понятно зачем был нужен: ну да, надо же кому-то снег чистить и листву убирать. Вспомните, курс полностью завершался в средней школе. И зачем же этот час? Повторять? А с кем? А вы не хотите работать в старшей школе с тем, кому действительно интересен русский язык или литература, кому интересна математика или физика, биология или география. Или вам нравится учить тех, кто никогда в жизни не будет географом или математиком, физиком или историком. Если вы так любите свой предмет, в старшей школе у многих появится удивительная возможность работать с заинтересованным учеником, желающим и умеющим учиться. Но помните: вы должны будете этому уровню соответствовать!А учителя литературы, подумайте, с каким ужасом вы восприняли школу без Толстого-Достоевского. Я всегда удивлялся, а почему именно они? А не П.И. Мельников-Печерский, например. И поймите, что для современных учеников линия Толстого-Достоевского может рассматриваться как литературно-историческая. И с каким интересом ее можно обсуждать с учениками, которые сами выбрали литературу и готовы связать свою жизнь с гуманитарными науками. И с каким трудом палочными методами можно заставлять прочитывать «Войну и мир» с тяжелыми толстовскими предложениями школьника 21 века. В лучшем случае кинофильм заставят себя посмотреть или специальное издание с выжимкой текста, подобранного для ученика учителем-коллегой…В общем, уважаемые коллеги! Меньше возмущайтесь, а больше анализируйте, готовьте себя к новой школе и к новому ученику.
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
19 февраля 2011, 00:57
Не мытьем так катанием власть пытается объегорить народ. Предлагается под видом внедрения «профильного» образования заставить платить за школу (хотя она БЕСПЛАТНА по Конституции России). Хотят оставить кастрированный набор предметов, чтобы за остальные родители «отстегивали» и школы превращались в ЧАСТНЫЕ, КОММЕРЧЕСКИЕ!!!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.