Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ставили ли вы в этом учебном году двойки за четверть/полугодие?

Результаты

Текущий номер

Самородок

Задача учителя - создать образовательное пространство

номер 02, от 14 января 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№3 от 20 января 2020 года

p"Стандарт сменить – не поле перейти" – неоконченная пьеса о разработке новых ФГОС общего образования от Сергея Кочережко, учителя года России-2015. По канонам жанра педагог назвал главных действующих лиц, описал события и в эпилоге суммировал все "за" и "против". Получилось очень увлекательно – браво, маэстро!

pНизкие зарплаты – главная боль учителей. Непосредственную ответственность за эту ситуацию несут власти. Но только ли они? Кирилл Карпенко рассуждает о том, как педагоги могут повлиять на соблюдение своих прав, приводит конкретные примеры и рассказывает о собственном опыте борьбы за справедливость. Поддержали ли его коллеги?

pРоссийские школьники умеют мыслить нестандартно и превращать мечты в реальность. Это они доказали на международном конкурсе детских инженерных команд "Кванториада"-2019. Абсолютные победители состязания получили по 1 миллиону рублей! О том, как проходила первая Кванторида в России, – большой репортаж Лоры Зуевой и Михаила Кузьминского.

pЛозунг Высшей школы экономики "Университет вне политики" стал ответом на громкие события, связанные с "московским делом", участником которых оказался студент НИУ ВШЭ Егор Жуков. Член-корреспондент РАО Игорь Смирнов предлагает посмотреть, как этот принцип работает на практике, снять с него налет популизма и поразмышлять над научной составляющей.

27 декабря 2012 года в 09:54

Дальневосточный округ оказался безусловным лидером по притоку дипломантов олимпиад

Маргарита Курганова
Чем измеряется эффективность и неэффективность учебных заведений? Почему в одни вузы поступает больше победителей олимпиад, а в другие меньше? Об этом говорили на пресс-конференции в РИА Новости, где был представлен рейтинг российских вузов, связанный, в частности, с предпочтением победителей школьных олимпиад в 2012 году.


О тенденциях олимпиадного движения в контексте процессов развития высшей школы рассказали ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина. Ярослав Иванович подробно остановился на роли олимпиадного движения, которое позволяет пополнить вуз хорошо подготовленными абитуриентами. Это движение появилось одновременно с ЕГЭ. Но если ЕГЭ показывает, как ученик усвоил школьную программу, то участник олимпиады демонстрирует насколько дальше он вышел за рамки ее.

Какие требования предъявляются к олимпиадам и конкурсам? Во-первых, они должны быть абсолютно прозрачными, чтобы не оставалось никаких сомнений в честности состязания. Сейчас все больше становится университетов, которые проводят олимпиады на паритетных началах. Отрадно, что олимпиадники, ставшие победителями в столичных городах, возвращаются обратно в свой регион и поступают в местные вузы. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимы дополнительные исследования. Особенно это заметно на Дальнем Востоке. Это происходит в результате сильной экономической политики регионов. Дальневосточный округ в этом году оказался безусловным лидером по притоку дипломантов олимпиад. Ребята и их родители видят, как быстро развивается регион, а также то, что здесь требуются высококвалифицированные специалисты. Скажем, в Амурской области скоро откроется новый космодром в поселке Углегорск. Уже создан сетевой проект по подготовке кадров для него, куда вошли несколько университетов в Москве, на Дальнем Востоке, на Урале.

По словам Ярослава Кузьминова, наблюдается тенденция роста ряда вузов, которые не вошли в двадцатку лучших. В этом году в них поступило значительно большее количество олимпиадников. Это показатель возрождения нашей высшей школы. В число лучших добавились: Уральский федеральный университет, Томский университет, Уфимский нефтяной университет и др.

Говорили на пресс-конференции и о списке неэффективных вузов, составленном Минобрнауки РФ. Всего в Москве неэффективных оказалось около четверти. В «красную» зону попали Московский педагогический государственный университет и РГГУ. Это если считать по пяти критериям. Однако эксперты настаивают на увеличении критериального ряда до пятидесяти, в этом случае можно будет точнее определить, к какой группе отнести то или иное учебное заведение. В целом, подчеркнул Ярослав Кузьминов, Министерство образования и науки достаточно корректно представило результаты своих исследований. Это журналисты, вместо того, чтобы назвать вузы, попавшие в «красный» список, недостаточно эффективными, назвали их просто неэффективными. А это разные вещи. В какой-то степени, острая полемика, по результатам этого мониторинга, порождена именно такими высказываниями. Министерство считает, что проблема качества образования заключается в том, что целый ряд вузов не готовит специалистов того уровня, который востребован сегодня рынке труда. Таких учебных заведений не менее одной трети.

Обсуждался на пресс-конференции и вопрос: выгодно ли крупным вузам поглощать мелкие? Скорее нет, чем да. Это связано с большими затратами. Сейчас идут тяжелые переговоры об объединении Российского Государственного Торгово-Экономического Университета с РЭУ им. Г.В. Плеханова. Студенты РГТЭУ бастуют вместе с преподавателями. По мнению спикеров пресс-конференции, для Плехановского университета объединение будет тяжелым грузом, потому что РГТЭУ – «слабое» учебное заведение. А говорить об эффективности или неэффективности вуза можно лишь после того, как будет определено, насколько его выпускники востребованы на рынке труда. Например, в Москве и Санкт-Петербурге большинство выпускников не работают по специальности. Поэтому сегодня поднимается вопрос о возвращении распределения закончивших вуз, как это было в советское время. Позиция российского союза ректоров заключается в том, чтобы закрыть университеты, где студенты не получают необходимых знаний. А для этого требуется всероссийский мониторинг. Именно поэтому, считают Ярослав Кузьминов и Ольга Каширина, важно распространить мониторинг на все высшие учебные заведения, независимо от их формы собственности.

Фото: http://www.perm.ru

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.