Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Психологи называют детей, родившихся в эпоху гаджетов, поколением Z и считают, что они заслуживают особенного отношения. Вы согласны или нет?

Результаты

Текущий номер

С кактусом нужно что-то делать…

Спорить разрешается. И поощряется

номер 50, от 11 декабря 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№51 от 18 декабря 2018 года

pВ конце ноября Министерство образования Омской области фактически отменило семейное образование, набирающее силу в регионе. Теперь родители ежедневно выходят на одиночные пикеты к дому губернатора Александра Буркова. Чего добиваются чиновники, заставляя "семейников" вернуться в школы? Экономии? Нет, скорее, они просто надеются остановить поток "беженцев" из школ, который растет год от года... Все подробности противостояния – в материале Натальи Яковлевой.

p"Мы находимся в ситуации очень жестких бюджетных ограничений. Если в 2012-2013 годах все средства в основном шли на повышение оплаты труда педагогов, то сегодня основное направление этих средств – на латание дыр..." – из интервью Ирины Абанкиной, директора Института развития образования НИУ ВШЭ.

pКарельские учителя, дети и их родители узнали, что отныне в школах будет работать новая электронная система "БАРС", которая заменит привычный электронный дневник. Мамам и папам уже выдали бумажки с логином и паролем, классные руководители уже начали заполнять новую систему личными данными детей. Но все ли на самом деле так гладко? О цифровизации на карельский лад – в материале Марии Голубевой.

11 ноября 2010 года в 19:32

Михаил Случ получил Хрустального пеликана из рук премьера Владимира Путина

Виктория Молодцова
В минувшую среду премьер-министр России Владимир Путин пришел в школу, которую трудно назвать обычной. В московской 1060-й школе работают два учителя года России - Михаил Стародубцев и Михаил Случ, один - учитель музыки, другой - математики. Предметы разные, победа на Всероссийском конкурсе - одна. Разница у Михаилов только в том, что Стародубцев победил в 2008-м году единолично, а Случ разделил победу с коллегой из Тульской области. Но Михаил Случ войдет в историю еще и по-другому поводу: в Кремлевском дворце «пеликана» ему вручил Президент РФ Дмитрий Медведев, а в родной школе - председатель правительства РФ Владимир Путин. Первый хрустальный приз Михаил отдал тульскому коллеге, второй сделали специально для такого случая.

Вместе с премьером в школу №1060, где директорствует Михаил Случ, приехали мэр Москвы Сергей Собянин, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и министр образования Москвы Исаак Калина.  Для мэра и московского министра этот  визит был знаменательным - первым в новом статусе. Примечательно, что школа, в которую они попали, не новенькая, а с солидным стажем: она находится в нынешнем здании с 1936 года, в ней  учились Андрей Вознесенский, Александр Мень, Андрей Тарковский. Однако,  то, что школа выстроена не по новенькому современному проекту, никого не смущало, о том, чтобы выделить школе деньги на ремонт или даже на возведение нового здания,  разговора никто не  заводил.  Правда,  Случ рассказал Владимиру Путину и гостям, что  начинал здесь рабочим в 1992 году, когда школа была полностью разрушена,  и приводил ее своими руками в порядок, для того чтобы можно было начать очередной год с 1 сентября.  С тех пор Михаил Случ здесь и работает - раньше только преподавателем, а теперь еще и  директором.

Зашел разговор и о том, как в новые времена и с новыми законами школа может не только выживать, но и жить, давая качественное образование своим ученикам.  Педагогический процесс  в 1060-й построен на соединении классического российского подхода к организации, содержанию образования и принципов инновационной педагогики, на учете интересов и индивидуальных  успехах отдельного ребенка. Можно сказать, что тут работают с каждым из 382 учеников. А к тем, кто имеет ограниченные возможности здоровья,  44 учителя, среди которых  есть кандидаты и доктора наук, относятся с особенным вниманием.

Ученики встречали гостей во дворе, но не специально - так  получилось, что в это время у них по расписанию была прогулка. Но уж раз такая встреча случилась, то ребята стали показывать свою школу, ее кабинеты, классы, мастерские. Для тех, кто не знает, напомню - это школа, работающая по технологиям Вальдорфской педагогики,  и тут многое премьеру было в диковинку. Он побывал в кабинете труда и посмотрел, как ученики лепят, вырезают из дерева разные предметы,  полезные и декоративные. Премьеру это так понравились, что он даже сам решил сделать приятное мастерам - оставил им автографы прямо на деревянных изделиях и сфотографировался с ребятами на память.

А в кабинете физики Владимир Путин внимательно слушал рассказ ребят о том, как они занимаются, начиная с начальной школы.  Увидел, как ловко они делают опыты с водой, в холлах посмотрел на различные приборы, которые дают представление о том или ином  физическом законе. Удивлялся тому, как замечательно тут используют информационные технологии для ведения электронных журналов и архивирования различных (контрольных, самостоятельных и прочих) работ, восхитился тем, как в школьной студии ребята делают мультфильмы и различные видеоролики.

Но впереди у премьера был серьезный разговор с педагогами, задуманный не просто так, а в преддверии  заседания президиума  Правительства РФ, на котором предстояло утвердить новую федеральную целевую программу по развитию образования. Путину было важно прояснить для себя некоторые проблемы и выслушать мнение учителей этой нерядовой школы.  Государство планирует выделить  на ФЦПРО большие деньги (свыше 157 млрд рублей, из них 53 млрд - из федерального бюджета,  а 10,5 млрд рублей должны пойти именно на среднюю школу), так что необходимо понять, нужно ли идти на такие траты, заслуживает ли их школа.

«Я, честно говоря, просто удовольствие получил, когда посмотрел, как у вас организован процесс, - признался премьер. -  Я не нахожу другого слова, кроме как талантливо. Просто талантливо! Мне самому интересно и детям интересно этим заниматься. Такие способы обучения, такой стиль работы и должен поддерживаться». После этих восторгов  дискуссия пошла в русле финансовом. Путин вспомнил, как Собянин, будучи губернатором Тюменской области, вводил подушевое финансирование,  новую систему оплаты труда,  подчеркнув, что  переход к новым методам хозяйствования дает возможность не только оперативно и самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, направлять их на повышение заработной платы, принимать решения по поводу того, сколько и куда нужно направить для развития самой системы образования. А Собянин, вспомнив о былом, порассуждал о том, что  на практике изменится  в связи с  83-м ФЗ.

Михаил Случ с премьером  и мэром согласился, подчеркнув, что чрезвычайно важным было приглашение на разговор с Владимиром Владимировичем  не только учителей, но еще и родителей: «Сегодня важен механизм государственно-общественного управления - довольно важный институт гражданского общества, один из инструментов которого открытость - информационная открытость и доступность школы для родителей. Ведь школа - это не только образовательное учреждение, это и некий культурный центр, место, где родители получают не меньше, чем дети.  Заинтересованность родителей может выразиться не только в финансовой поддержке, но и стать содержательным фактором, потому что родителей гораздо больше, чем учителей.

... Если мы говорим о заинтересованном ученике, всегда найдется (кроме учителя) и замечательный родитель, который может что-то внести в образование.  Получается, что круг действующих лиц вокруг школьника на самом деле гораздо шире. Мне кажется, что рамки государственно-общественного управления, управляющего совета могут позволить иначе взглянуть и на те вопросы, которые развиваются, в том числе и в федеральной целевой программе: каким образом нормативное финансирование доходит до школы и дальше распределяется внутри школы. Очень важно, кроме объективных критериев того, как работает учитель, знать еще и мнение заказчиков - родителей, а в целом очень важно, что заказчики образования заинтересованно смотрят на работу учителей.

... С этим же, на мой взгляд, связана тема перехода на новую систему оплаты труда в образовании, потому что на сегодняшний момент мы говорим об очень хороших, высоких и средних зарплатах московских учителей. Однако важно понять, какие механизмы стимулирования здесь существуют.  Есть учитель работает заинтересованно, можно сказать, что он заслуженный учитель и поэтому его нужно простимулировать. Но интересно искать и более гибкие инструменты, в том числе с участием родительской общественности».

Выслушав  еще  и  родителей - активных участников  образовательного процесса, Владимир Путин отметил: «Конечно, каждый родитель хочет добра своему ребенку. Но каждый это добро понимает по-своему. Один хочет, чтобы его ребенок, допустим, стал теологом, священнослужителем, другой видит своего ребенка в будущем  математиком, третий - художником, четвертый - музыкантом. Только государство, наверное, может все это обобщить и выстроить стройную, эффективную, современную образовательную систему, которая  служила бы базой для того, чтобы можно было потом человеку специализироваться в том направлении, в котором он сам для себя считает нужным это сделать. Заказчик - это и родители, и государство. Это все нужно сконцентрировать в тех программах, которые мы с вами сегодня, собственно говоря, обсуждаем и должны принять на заседании правительства, а потом и как отдельный закон в Государственной Думе».  Но говоря о возможном софинансировании, премьер специально подчеркнул, что семьи разные, доход родителей тоже разный, и тут нужно быть деликатными и тактичными, чтобы не создавать конфликтов и расслоения по имущественному признаку.

Разговор был долгим и содержательным, в нем приняли участие и Сергей Собянин, и Андрей Фурсенко,  и председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова, которая  после этого отправилась  на переговоры в Белый дом, чтобы вместе с коллегами из профсоюза здравоохранения и культуры отстаивать право бюджетников на индексацию заработной платы.

Подводя итоги встречи, Владимир Путин поблагодарил всех за беседу, пообещал, что  правительство РФ обязательно использует все  высказанные предложения в практической деятельности, посмотрит еще раз то, что подготовлено министерством  образования и науки РФ, что  заложено в федеральную целевую программу,  которая должна быть основным инструментом реализации президентской инициативы «Наша новая школа».


Фото предоставлено пресс-службой Правительства РФ


быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.