Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ожидаете ли вы проблем с отпуском из-за переноса сроков ЕГЭ и летней оздоровительной кампании?

Результаты

Текущий номер

Перезагрузка

По-настоящему ценишь только ту победу, которая досталась в борьбе

номер 21, от 26 мая 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№22 от 2 июня 2020 года

pПоследние исследования ЮНЕСКО вызвали новую волну споров вокруг вечного и деликатного вопроса: с какого возраста (и надо ли вообще) преподавать в школах половое воспитание. Далеко не все страны согласны с тем, что разговор с учениками на эту тему должны вести педагоги. Арсений Рыков подготовил обзор, как половое воспитание преподается в разных государствах и о чем говорит статистика.

pЛео Бокерия – кардиохирург, академик РАН, президент Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева. Его регалии и награды, кажется, можно перечислять бесконечно. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" известный врач рассказал о своих пациентах, работе, школьных годах и семье, а также затронул тему отношения в обществе к медикам и необходимости изменений в организации доступной медпомощи на всей территории страны.

pПандемия коронавируса потребовала практически моментального перехода на массовое дистанционное обучение и поставила перед директорами школ и их командами сложные вопросы. Руководители Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга суммировали накопленный за последнюю четверть опыт и на страницах "Учительской газеты" представили свои эффективные решения.

pДля школьников лето – особенная пора, когда меняется привычный уклад жизни, хочется отправиться в путешествие, поехать на море, в горы или просто на дачу. Сегодня многие планы оказались под угрозой срыва. Границы, возможно, в этом году так и не откроют, да и отдых в России будет с ограничениями. Какие планы на это лето у российских школьников? Ими поделились сами ребята в новом выпуске рубрики "Эпицентр".

27 марта в 18:01

Ушел из жизни академик Виталий Костомаров

Учительская газета
Вечером 26 марта на 91-м году жизни от остановки сердца скончался академик Виталий Костомаров, выдающийся ученый, инициатор создания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Виталий Григорьевич Костомаров родился 3 января 1930 года. В 1952 году он окончил МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1953-м – Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза. Виталий Костомаров – доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент, действительный член и президент (1990—1991) Академии педагогических наук СССР (ныне – Российская академия образования). Член президиума РАО. С 1966 года — директор Научно-методического центра русского языка при МГУ им. М.В. Ломоносова, инициатор создания Института русского языка им. А.С. Пушкина (1973), директор и первый ректор института, с 2001 года — президент Института.

Виталий Григорьевич – один из учеников и последователей известного советского языковеда Виктора Виноградова. В соавторстве с Е.М. Верещагиным изучал связи языка и культуры, обосновал особое научное направление — лингвострановедение. Является автором более 700 научных трудов, Заслуженным деятелем науки РФ, лауреатом Государственной премии СССР (1979) и Премии Президента Российской Федерации (2001).

В Институте Пушкина отмечают, что невозможно во всей полноте осознать, сколько было создано Виталием Григорьевичем за годы подвижнического труда. Ему хватило смелости перечить партийным руководителям, считавшим, что нельзя обучать "русскому как иностранному", потому что русский – по определению "родной" для всех коммунистов. Он боролся с политизацией и невежеством, постоянно рискуя своей карьерой и свободой.

При участии Виталия Костомарова создавалась Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, которая на многие десятилетия стала главным объединением русистов мира.

Виталий Костомаров был инициатором создания Института русского языка им. А.С. Пушкина. Под крышей института ему удалось создать уникальную атмосферу творчества, дружбы, любви к русскому языку и смелости.

"Последние его работы опубликованы в журнале "Русский язык за рубежом", они посвящены очень неожиданной теме. Виталий Григорьевич понял, что именно сейчас русский язык переживает переход в новую синхронию – не просто изменения, а существенную трансформацию системы. Он увидел этот разлом и хотел нам об этом сказать. Почти вековая жизнь давала ему на это право", – говорится в некрологе Института Пушкина.

В январе Виталий Костомаров отмечал 90-летие. Поздравляя его с юбилеем, иностранные выпускники института (благодаря вузу, только на африканском континенте – 150 тысяч русскоговорящих) говорили о том, что они получили путевку в жизнь и состоялись благодаря российскому образованию, русскому языку и любящим их педагогов. Академика благодарили за годы сотрудничества, за знания и, главное, за дружбу. Сам же ученый пожелал себе одного – продолжать приносить пользу, работать и трудиться. "И чтобы были рядом хорошие люди", – добавил он.

Неделю назад Виталий Григорьевич был госпитализирован, врачи сделали все возможное для спасения его жизни. Сегодня коллеги с горечью констатируют, что жесткие меры, принятые в Москве в связи с пандемией, не позволяют проводить ученого "в последний путь так, как он того заслуживает". Предварительно официальные мероприятия планируется приурочить к 40 дням.

Виталий Костомаров не раз выступал в качестве эксперта на страницах "Учительской газеты". Он писал о проблемах русского языка, детского чтения и образования. Приводим ссылки на некоторые публикации:

У наших детей дефицит внимания, и с этой болезнью надо бороться http://ug.ru/archive/53894

Как говорим, так и живем http://ug.ru/archive/46275

Или мы не умеем учить, или нужно менять правила! http://ug.ru/archive/20201

"Учительская газета" выражает глубокие соболезнования родным, близким и коллегам Виталия Григорьевича Костомарова.

Фото из архива Института Пушкина

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.