Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы думаете, в каком возрасте следует начинать профориентацию учеников?

Результаты

Текущий номер

Максима Максима

Когда математика - легкий предмет

номер 32, от 11 августа 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№33 от 18 августа 2020 года

pАкадемик РАО, директор столичной школы №109 Евгений Ямбург со страниц "Учительской газеты" выступил с августовскими тезисами, обобщив предварительные итоги своих наблюдений. "Когда я слышу утверждение о безнадежной архаике урока, место которого должна занять проектная деятельность учащихся, то напоминаю безоглядным модернистам образования о том, что колесо древнее урока, но ни одна современная машина без него не обходится. Разумеется, урок сегодня должен быть дополнен проектной деятельностью, индивидуальной работой в чатах и другими формами трансляции знаний", – убежден он.

pНа днях стало известно о госпитализации классика детской литературы Владислава Крапивина, он перенес операцию. "Учительская газета" (а с нами, мы уверены, и все читатели) от всей души желает Владиславу Петровичу скорейшего и благополучного восстановления! В ближайшем номере выйдет большое интервью с писателем, за плечами которого – 30 томов собрания сочинений, 200 изданий книг на разных языках мира и почти 60 лет творческой деятельности. Он рассказал о своих новых работах, восприятии современности и литературных планах.

pШкола – это место, в котором происходит вторжение в частную жизнь и детей, и родителей, и педагогов. Иногда это необходимо для защиты интересов детей. Иногда это необоснованное, незаконное и грубое нарушение права на неприкосновенность частной жизни. Как не превысить свои полномочия, пытаясь сделать "как лучше"? Как вести себя, если стало известно об угрозе благополучию ребенка в семье? Рассказывает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

pС депрессией сталкиваются большинство мам детей с ограниченными возможностями здоровья. Как преодолеть ее и поверить в себя и окружающих? Как не опустить руки и действовать несмотря ни на что? Своим опытом делится Наталья Никулина, мама ребенка с расстройством аутистического спектра, руководитель творческой студии для особых детей и родителей "Творим вместе" (г. Петрозаводск).

26 февраля в 18:25

Замглавы Минпросвещения Марина Ракова рассказала педагогам, как работать в проектных командах

Учительская Газета
Гостем второго дня IV Всероссийского конкурса "Успешная школа" стала заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова. Она выступила перед учениками, педагогами, родителями и руководителями школ с лекцией "Проектный офис: методы, возможности, перспективы" и ответила на их вопросы.

​Мероприятия второго дня финала принимает столичная школа №1409. Ее ученики также стали активными участниками встречи с замминистра. 

Гостей и конкурсантов приветствовал Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее", который в этом году наряду с "Учительской газетой" является организатором "Успешной школы". 

– Сегодня в стране существует уже большая сеть "Кванториумов". Эта идея принадлежит Марине Николаевне. Она была одним из тех, кто реализовывал идею правительства о проектных офисах, и руководила очень большим офисом до того, как пришла в Министерство просвещения, – напомнил Петр Положевец, представляя Марину Ракову.

С 2016 года она возглавляла офис приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", в рамках которого создавались "Кванториумы". В 2018 году Марина Ракова стала у руля проектного офиса нацпроекта "Образование". Выступая перед слушателями, заместитель министра рассказала, как работать в команде так, чтобы большой проект действительно стал успешным.

Так, она рекомендовала установить определенные ограничения внутри срока, отвеченного на реализацию проекта – выделить отрезок времени на спринт, в рамках которого цели и задачи меняться не могут. При этом по завершении спринта и после оценки достигнутых результатов задачи могут быть пересмотрены.

Обязательными условиями работы в проектной команде Марина Ракова назвала единую информационную среду ("Каждый участник должен обладать всей полнотой и достоверностью информации") и абсолютное доверие.

Замглавы Минпросвещения также дала практические советы разработчикам проектов. Так, проводить корокие совещания для синхронизации работы и обмена информацией необходимо стоя ввиду физиологических причин. Подводить итоги с фиксацией негативных иположительных результатов лучше раздельно. Если от команды требуется креативность, необходимо отключиться от всего остального.

– Это единственный момент, когда многозадачность и возможность многоканального восприятия информации должны полностью быть отключены. Если вам в задании предстоит создать что-то новое, я бы предложила отвлеченное занятие для команды на 20-25 минут любыми форматами, главное, чтобы это действительно отключало мозг: послушать музыку, полежать или сделать асану, – пояснила Марина Ракова.

Еще один момент, на который обратила внимание заместитель министра:  команда – это всегда не "я", а "мы". Однако, даже создав команду, не стоит ограничиваться только ее ресурсами.

– При решении задачи ограничения ресурсов нет. Есть и звонок другу, и обращение к партнеру, к эксперту – это все возможно. Жизнь – это открытое пространство, где можно пользоваться всеми ресурсами, до которых вы можете дотянуться. А дотянуться до любого ресурса по правилу шести рукопожатий можно за очень короткое время, в том числе, до президента страны, – добавила она.

Подробнее с выступлением Марины Раковой можно ознакомиться по ссылке.

После лекции педагоги и школьники задали замглавы Минпросвещения России свои вопросы. Отвечая на них Марина Ракова высказала мнение, что будущее нашего образования должно лежать в русле конвергенции. "Невозможно и не нужно биологию изучать отдельно от химии, физику отдельно от химии. <...> И совершенно необходимо научиться применять актуальные знания в одной области в совершенно другой. Причем они могут даже не находиться на стыке", – убеждена она.

В топ-3 навыков XXI века Марина Ракова включила критическое мышление, командность и креативность.

Одиннадцатиклассник школы №1409 Даниэль затронул актуальную для выпускников тему ЕГЭ. Он назвал экзамены в российской школе "стрессовызывающими" и отметил, что абитуриенты подходят к первому курсу вуза "эмоционально изможденными". 

– Что с этим можно сделать и планируется ли? – поинтересовался Даниэль.

Марина Ракова предпочла ответить как мама и как учащаяся, подчеркнув, что ее слова не являются позицией Минпросвещения.

– Я своему сыну говорю, что абсолютно наплевать, какая оценка на экзамене, на контрольной работе, самое важное – ты понимаешь или нет. В 11-м классе, конечно, экзамен формирует следующий шаг в твоей жизни, поэтому ответственность создает стрессовое состояние. В большей степени я считаю, что паранойю создают родители. Родители определяют нашу успешность своими критериями качества жизни. Они хотят, чтобы у нас была красивая квартира, шикарная машина, прекрасная жена, и этим определяют то, куда нам необходимо поступить, а значит, на какое количество баллов необходимо сдать ЕГЭ, – прокомментировала заместитель министра.

Она посоветовала школьникам критически подходить к словам взрослым, не поддаваться паническим настроениям и все пропускать через собственное представление о том, каким должен быть мир. "Ни я, ни ваши родители, ни учителя не знаем, каким этот мир будет, и не будем его делать. Его будете делать вы", – обратилась она к школьникам.

Как ученица ("потому что учусь всю жизнь") она заявила, что в ЕГЭ нет ничего страшного: "Я ежегодно обязательно решаю информатику и математику и ничего страшного не нахожу. Да, начиная с С3 – задания близкие к олимпиадному уровню. Но если ты знаешь, что готов к этому, нет ничего сложного. Это просто фиксация знаний. В связи с этим я отрицаю натаскивание".

Петр Положевец, в свою очередь, заявил, что, по его мнению, по крайней мере одну контролирующую процедуру нужно отменить – всероссийские проверочные работы. На его слова "Думаю, что придет время, когда мы от них откажемся" зал отреагировал аплодисментами.

В завершение Петр Положевец обратился к ученикам, процитировав академика Александра Минца:

– Нашпигованный знаниями ребенок, ученик напоминает фаршированную рыбу, но эта рыба не может плавать. Мы вам желаем, чтобы вы умели плавать в безграничном океане информации и летать в небесах неопределенности.

Испытанием второго дня финала IV Всероссийского конкурса стал "Проектный офис". Финалистов с помощью жеребьевки разделили на восемь команд-пар. В течение первой половины дня они работали над решением проблемы, с которой столкнулась команда – партнер при реализации своего проекта, после чего представили результаты на суд коллег и экспертов.

27 февраля – заключительный день конкурса. С утра участников ждет третье испытание "Форсайт-сессия", в рамках которого команды продемонстрируют навыки системного и оперативного анализа траекторий обновления общего образования, формирования образов желаемого и возможного будущего, моделирования реалистичных и эффективных траекторий продвижения к заданной цели. Завершится финал церемонией закрытия и награждением призеров и победителей конкурса. 

Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.