Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как часто вы пользуетесь на уроках старой доброй меловой доской?

Результаты

Текущий номер

Быть «универсальным солдатом» - это интересно

Важно помочь подросткам разобраться в жизни и в себе

номер 12, от 24 марта 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№13 от 31 марта 2020 года

pПандемия – огромное испытание для всей планеты. Важно стараться не впадать в панику. Обучение новым для себя навыкам работы, помимо прочего, еще и хороший способ отвлечься, сохранить деятельный образ жизни. О том, как детям и взрослым жить, учиться и работать в условиях карантина, рассуждают эксперты "Учительской газеты".

pКогда и зачем функция воспитания была закреплена за общим образованием и возведена в статус закона? Почему и как она стала аксиомой? Ответы на эти вопросы ищет доктор философских наук, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов, который убежден, что все-таки главной целью школы является передача знаний, а миссией – изучение основ наук.

p"Парадокс компетентности" заключается в том, что она обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, при решении задач, не похожих на те, где эти знания, умения и навыки были приобретены. Что надо знать о себе и мире, чтобы успешно справляться с самыми различными задачами из реальной жизни? И как этому научиться? Разбираемся с экспертами Ассоциации классных руководителей образовательных организаций Москвы.

pОдна из самых популярных современных писательниц России Татьяна Устинова отмечает 20‑летний юбилей литературной деятельности. Каждый год она дарит публике в среднем по две новые книги, а еще успевает заниматься журналистикой, писать сценарии для фильмов и оставаться мамой двоих сыновей. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" Татьяна Устинова рассказала о жанре детектива, современных детях, своих учителях, а также о готовящейся книге.

3 декабря 2019 года в 15:58

Россия заняла 31-е место среди стран мира по уровню читательской грамотности школьников

Учительская газета
Стали известны итоги международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних школьников PISA за 2018 год. Исследование определяет уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности подростков. Ученики российских школ по всем трем показателям заняли места в четвертом десятке мирового рейтинга.

​Programme for International Student Assessment (PISA)– это мониторинговое исследование качества общего образования, проводимое Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Очередной его цикл завершился в 2018 году.

В России программа охватила 265 школ в 43 регионах РФ. Согласно данным, опубликованным на портале Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), по уровню естественно-научной грамотности российские школьники оказались на 33-м месте среди других стран участниц, по уровню математической грамотности – на 30-м, читательской – на 31-м. 

По первому показателю у нашей страны 478 баллов (для сравнения, у лидера рейтинга – Китая – 590), второму – 488, третьему – 479.

Отчет по итогам цикла исследования опубликован на странице PISA на официальном сайте ОЭСР.

В Минпросвещения России прокомментировали результаты исследования.

"Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях", – говорится в сообщении пресс-службы министерства.

В ведомстве отмечают, что согласно итоговому докладу о результатах PISA 2018, с 2000 года наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 17 баллов, а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 20 баллов. В международном отчёте это отмечают как позитивный тренд изменений в направлении исследования по проверке читательской грамотности. С 2003 года на 20 баллов повысились результаты и в математической грамотности. По естественно-научной грамотности, исследования которой начались с 2006 года, результаты наших школьников сохраняются на прежнем уровне. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. 

"В 2018 году по читательской грамотности произошло изменение технологии оценки образовательных результатов тестируемых – принят новый формат заданий, включающий задания с гиперссылками, требующий, помимо навыков чтения, серьёзных навыков работы с компьютером. Это означает, что для подготовки гражданина, способного полноценно функционировать в современном обществе, формирование умения работать с такими видами текстов становится очень важным с точки зрения международных стандартов в образовании", – констатируют в Минпросвещения России.

Особенность проведения исследования PISА-2018 в РФ заключалась в том, что для трех регионов (Москвы, Подмосковья и Татарстана) была сформирована отдельная дополнительная выборка. Уже известно, что московские школьники вошли в число мировых лидеров по всем показателям, а по уровню читательской грамотности – в тройку лучших.

В Минпросвещения России добавили, что с 2019 года в России запущен внутренний мониторинг функциональной грамотности, затрагивающий все регионы страны. В рамках мониторинга разрабатывается в том числе и новый вид заданий по читательской грамотности – задачи в максимально интерактивном формате. Уже со следующего года эти задания смогут попасть в "Российскую электронную школу". Кроме того, в рамках проекта готовятся и методические рекомендации для учителей по использованию такого вида заданий в учебном процессе.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева уже отмечала необходимость усиления работы по развитию навыков функционального чтения у учащихся. 

"Сейчас мы начинаем обращать серьезное внимание именно на эту сторону чтения. В четвертом классе мы проверяем читательскую грамотность, а в девятом проверяется функциональная грамотность: они должны прочитать разные тексты: гуманитарные, естественно-научные, финансовые – и отвечать на вопросы. Что при этом надо исправлять? Мы видим, что ученик читает текст и пересказывает теми же самыми вопросами, которые ему задали, но не дает на них ответа. Получается, что человек не понимает смысла прочитанного, а человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет", – цитирует пресс-служба Минпросвещения России главу ведомства.

Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.