Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Как вы считаете, правильно ли делить учебный год на 4 четверти?

Результаты

Текущий номер

Доброе утро, мистер Холмс!

Когда-то для Татьяны Черноусовой мечтой стал английский язык

номер 07, от 18 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№7 от 18 февраля 2020 года

pКак помочь школьникам с выбором профессии? Этот вопрос дал название IV Международной конференции по управлению качеством образования. Ее участники поделились своим опытом решения проблемы и взглядами на нее в контексте общемировых задач. Самое интересное с полей конференции – в материале Вадима Мелешко.

pВ России интернет используют 80% детей и подростков. Больше половины читают или смотрят контент, который специалисты называют нежелательным. При этом возраст "самостоятельной жизни" ребенка в интернете снизился с 7 до 5 лет. Какую угрозу видят в этом специалисты и как обезопасить ребенка? Разбиралась Наталья Алексютина.

pСегодня в преподавании литературы в школе преобладает воспроизводящая проверка знаний, констатирует заслуженный учитель РФ Лев Айзерман. Ученик чаще всего отвечает у доски и пишет сочинения о том, что уже изучено в классе. По мнению же эксперта, задача педагога заключается не в том, чтобы заставить школьника "знать" книги, но через них научить понимать и чувствовать то, что он однажды в жизни прочтет без учителя.

pОдна из самых известных российских писательниц Дина Рубина выросла в семье художника и учительницы истории. В ее первом, опубликованном в журнале "Юность", рассказе "Беспокойная натура" действие происходит как раз на уроке истории. После 50 лет успешной писательской карьеры Дина Рубина по-прежнему завоевывает сердца аудитории. В эксклюзивном интервью автор рассказала о маминых уроках, отношении к жизни и новом романе.

3 декабря 2019 года в 15:58

Россия заняла 31-е место среди стран мира по уровню читательской грамотности школьников

Учительская газета
Стали известны итоги международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних школьников PISA за 2018 год. Исследование определяет уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности подростков. Ученики российских школ по всем трем показателям заняли места в четвертом десятке мирового рейтинга.

​Programme for International Student Assessment (PISA)– это мониторинговое исследование качества общего образования, проводимое Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Очередной его цикл завершился в 2018 году.

В России программа охватила 265 школ в 43 регионах РФ. Согласно данным, опубликованным на портале Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), по уровню естественно-научной грамотности российские школьники оказались на 33-м месте среди других стран участниц, по уровню математической грамотности – на 30-м, читательской – на 31-м. 

По первому показателю у нашей страны 478 баллов (для сравнения, у лидера рейтинга – Китая – 590), второму – 488, третьему – 479.

Отчет по итогам цикла исследования опубликован на странице PISA на официальном сайте ОЭСР.

В Минпросвещения России прокомментировали результаты исследования.

"Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях", – говорится в сообщении пресс-службы министерства.

В ведомстве отмечают, что согласно итоговому докладу о результатах PISA 2018, с 2000 года наблюдается повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 17 баллов, а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 20 баллов. В международном отчёте это отмечают как позитивный тренд изменений в направлении исследования по проверке читательской грамотности. С 2003 года на 20 баллов повысились результаты и в математической грамотности. По естественно-научной грамотности, исследования которой начались с 2006 года, результаты наших школьников сохраняются на прежнем уровне. Учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран, в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях. 

"В 2018 году по читательской грамотности произошло изменение технологии оценки образовательных результатов тестируемых – принят новый формат заданий, включающий задания с гиперссылками, требующий, помимо навыков чтения, серьёзных навыков работы с компьютером. Это означает, что для подготовки гражданина, способного полноценно функционировать в современном обществе, формирование умения работать с такими видами текстов становится очень важным с точки зрения международных стандартов в образовании", – констатируют в Минпросвещения России.

Особенность проведения исследования PISА-2018 в РФ заключалась в том, что для трех регионов (Москвы, Подмосковья и Татарстана) была сформирована отдельная дополнительная выборка. Уже известно, что московские школьники вошли в число мировых лидеров по всем показателям, а по уровню читательской грамотности – в тройку лучших.

В Минпросвещения России добавили, что с 2019 года в России запущен внутренний мониторинг функциональной грамотности, затрагивающий все регионы страны. В рамках мониторинга разрабатывается в том числе и новый вид заданий по читательской грамотности – задачи в максимально интерактивном формате. Уже со следующего года эти задания смогут попасть в "Российскую электронную школу". Кроме того, в рамках проекта готовятся и методические рекомендации для учителей по использованию такого вида заданий в учебном процессе.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева уже отмечала необходимость усиления работы по развитию навыков функционального чтения у учащихся. 

"Сейчас мы начинаем обращать серьезное внимание именно на эту сторону чтения. В четвертом классе мы проверяем читательскую грамотность, а в девятом проверяется функциональная грамотность: они должны прочитать разные тексты: гуманитарные, естественно-научные, финансовые – и отвечать на вопросы. Что при этом надо исправлять? Мы видим, что ученик читает текст и пересказывает теми же самыми вопросами, которые ему задали, но не дает на них ответа. Получается, что человек не понимает смысла прочитанного, а человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет", – цитирует пресс-служба Минпросвещения России главу ведомства.

Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.