Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

На что бы вы потратили годовую премию, если бы получили ее?

Результаты

Текущий номер

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики»:

В течение ближайших десяти лет мы увидим ренессанс профессии учителя

номер 42, от 15 октября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№43 от 22 октября 2019 года

pК сожалению, отечественные исследования в области образования далеко не всегда имеют прочную доказательную базу, а порой проводятся и с нарушением этических норм... Так, может быть, по примеру других стран и нам стоит создать этический кодекс для ученых, исследующих школу? Каким он может быть и какие проблемы поможет решить? Ответы - в материале Надежды Тумовой.

pПочему молодежь не идет в школу? Причин называют множество: от невыносимой нагрузки до экстремального низкого статуса профессии. Но одной из ключевых, несмотря ни на что, остается зарплата. О том, сколько сегодня получают молодые специалисты, и на что надеются, оставаясь в профессии, - в откровенном интервью учителя истории из Омска Степана Кошкарева.

p"Я не вижу задачу родителей в том, чтобы подсовывать подросткам определенную художественную литературу. Важнее пробудить интерес к чтению. Подростки больше доверяют мнению друг друга, чем родителям и учителям, и это их свойство надо использовать", - считает Дмитрий Емец. Читайте интервью детского писателя-фантаста в рубрике "Гость "УГ".

23 сентября в 16:24

Аналитики сравнили уровень цифровой грамотности школьников и учителей

Учительская газета
Аналитический центр НАФИ провел исследование, посвященное цифровой грамотности и ИКТ-компетенциям российских педагогов. По его итогам оказалось, что вопреки распространенному мнению, ученики разбираются в современных технологиях хуже учителей, но пристальнее следят за технологическими новинками.

​Как пояснили в НАФИ, под цифровой грамотностью понимался "базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде". В исследовании приняли участие 634 преподавателя вузов и 555 школьных учителей. При этом соблюдались пропорции распределения числа педагогов по федеральным округам. Опрос проводился онлайн по структурированной анкете с закрытыми и открытыми вопросами.

По результатам исследования оказалось, что 30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. Педагоги с большим стажем, а также педагоги по точным наукам чаще используют цифровые технологии в учебном процессе.

90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.

По результатам исследования установлено, что российские педагоги — и школьные учителя, и преподаватели вузов — владеют цифровой грамотностью на высоком уровне. Их сводный индекс цифровой грамотности существенно превышает среднероссийский и составляет 87-88 пунктов. Уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет также выше среднероссийского, но ниже, чем у педагогов – 73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет. 

"Как можно увидеть, в целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся. Наибольший разрыв – в знаниях о технических составляющих компьютера, понимании возможностей и целей использования цифровых устройств. Единственная составляющая цифровой грамотности, по которой ученики оставляют учителей позади, – это отношение к технологическим инновациям: подростки и молодежь больше интересуются современными технологическими новинками", – говорится в сообщении НАФИ.

В то же время каждый третий педагог утверждает, что существенная доля их коллег по школе и вузу (от 40 до 100%) использует цифровые технологии неуверенно.

Цифровая грамотность педагогов измерялась через серию вопросов анкеты в виде индекса, состоящего из пяти компонентов: информационной грамотности, компьютерной грамотности, медиаграмотности, коммуникативной грамотности и отношения к технологическим инновациям.

Так, информационная грамотность определялась способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения и определить пользу или вред тех или иных сообщений. У учителей школ она составила 93%, у преподавателей вузов – 94%. Показатель компьютерной грамотности для учителей школ и преподавателей вузов  составил 92 и 91% соответственно.

Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Навык работы с медиа у учителей оценили на 88%, а у преподавателей вузов – на 90%.

Уровень коммуникативной грамотности школьных учителей, согласно результатам исследования, составляет 89%, а преподавателей высшей школы – 90%.

Наконец, показатель "Отношение к технологическим инновациям" оказался на наиболее низком уровне у обеих категорий респондентов: 76 и 80 пунктов для педагогов школ и высших учебных заведений соответственно.

"Несмотря на достаточно высокие показатели цифровой грамотности педагогов, по результатам исследования было выявлено, что учителям школ и преподавателям вузов в первую очередь необходимо углубление знаний в области принципов работы компьютерной техники и программного обеспечения, развитие навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений. Также важным является формирование установок на постоянную верификацию информации из интернета и СМИ. Все это является условием повышения уровня компетенций педагогов в деле внедрения информационно-коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность", – прокомментировала Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR Аналитического центра НАФИ.

По информации nafi.ru
Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.