Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Обеспечена ли, на ваш взгляд, эпидемиологическая безопасность проведения ЕГЭ-2020?

Результаты

Текущий номер

Птица счастья

Хорош тот урок, на котором испытываешь кураж. Но без излишеств

номер 26, от 30 июня 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№26 от 30 июня 2020 года

pПрезидентская программа "Земский учитель" требует серьезных и неотложных содержательных корректировок. Публикуем отклики ведущих экспертов в образовании, директоров школ и педагогов на статью академика РАО Анатолия Цирульникова "Миллион не поможет", в которой содержится жесткий анализ ситуации в селах и малых городах, объясняется педагогическая и социально-экономическая необеспеченность программы "Земский учитель", даются конструктивные предложения и программа действий.

pВ новом номере "Учительской газеты" читайте эксклюзивное интервью с Владимиром Познером. "Профессия учителя наряду с профессией врача – главная для любой страны", – убежден один из самых известных журналистов России. В интервью он рассказывает о своих учителях, французской системе образования, американской школе, а также рассуждает о компромиссах с властью и режимом, поправках в Конституцию и религии.

pВ обсуждении поправок о воспитании, которые президент предложил внести в федеральный закон, видна поспешность, считает член-корреспондент РАО Игорь Смирнов. Официальные структуры восприняли их как указ, который надо немедленно исполнять, и не увидели повода для дискуссий. С момента его внесения до принятия Госдумой в первом чтении прошел всего месяц. При том, что проект самого закона "Об образовании в РФ" обсуждался два года, собрав свыше 20 тысяч откликов!

pЛета каждый из нас ждет с нетерпением. Кто-то хочет отдохнуть, исполнить заветные мечты, кто-то – попутешествовать по миру или просто подзаработать. В этом году привычные желания стали неосуществимыми. Чем будут заниматься российские студенты на каникулах? Об этом мы спросили у них самих. Читайте ответы ребят в новом выпуске рубрики "Студсовет"!

23 сентября 2019 года в 16:24

Аналитики сравнили уровень цифровой грамотности школьников и учителей

Учительская газета
Аналитический центр НАФИ провел исследование, посвященное цифровой грамотности и ИКТ-компетенциям российских педагогов. По его итогам оказалось, что вопреки распространенному мнению, ученики разбираются в современных технологиях хуже учителей, но пристальнее следят за технологическими новинками.

​Как пояснили в НАФИ, под цифровой грамотностью понимался "базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде". В исследовании приняли участие 634 преподавателя вузов и 555 школьных учителей. При этом соблюдались пропорции распределения числа педагогов по федеральным округам. Опрос проводился онлайн по структурированной анкете с закрытыми и открытыми вопросами.

По результатам исследования оказалось, что 30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. Педагоги с большим стажем, а также педагоги по точным наукам чаще используют цифровые технологии в учебном процессе.

90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.

По результатам исследования установлено, что российские педагоги — и школьные учителя, и преподаватели вузов — владеют цифровой грамотностью на высоком уровне. Их сводный индекс цифровой грамотности существенно превышает среднероссийский и составляет 87-88 пунктов. Уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет также выше среднероссийского, но ниже, чем у педагогов – 73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет. 

"Как можно увидеть, в целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся. Наибольший разрыв – в знаниях о технических составляющих компьютера, понимании возможностей и целей использования цифровых устройств. Единственная составляющая цифровой грамотности, по которой ученики оставляют учителей позади, – это отношение к технологическим инновациям: подростки и молодежь больше интересуются современными технологическими новинками", – говорится в сообщении НАФИ.

В то же время каждый третий педагог утверждает, что существенная доля их коллег по школе и вузу (от 40 до 100%) использует цифровые технологии неуверенно.

Цифровая грамотность педагогов измерялась через серию вопросов анкеты в виде индекса, состоящего из пяти компонентов: информационной грамотности, компьютерной грамотности, медиаграмотности, коммуникативной грамотности и отношения к технологическим инновациям.

Так, информационная грамотность определялась способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения и определить пользу или вред тех или иных сообщений. У учителей школ она составила 93%, у преподавателей вузов – 94%. Показатель компьютерной грамотности для учителей школ и преподавателей вузов  составил 92 и 91% соответственно.

Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Навык работы с медиа у учителей оценили на 88%, а у преподавателей вузов – на 90%.

Уровень коммуникативной грамотности школьных учителей, согласно результатам исследования, составляет 89%, а преподавателей высшей школы – 90%.

Наконец, показатель "Отношение к технологическим инновациям" оказался на наиболее низком уровне у обеих категорий респондентов: 76 и 80 пунктов для педагогов школ и высших учебных заведений соответственно.

"Несмотря на достаточно высокие показатели цифровой грамотности педагогов, по результатам исследования было выявлено, что учителям школ и преподавателям вузов в первую очередь необходимо углубление знаний в области принципов работы компьютерной техники и программного обеспечения, развитие навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений. Также важным является формирование установок на постоянную верификацию информации из интернета и СМИ. Все это является условием повышения уровня компетенций педагогов в деле внедрения информационно-коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность", – прокомментировала Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR Аналитического центра НАФИ.

По информации nafi.ru
Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.