Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ученик на уроке постоянно в телефоне. Что делать учителю?

Результаты

Текущий номер

«Пока я с детьми, мне везет!»

Анастасии Василевской хорошо знакомо чувство внутреннего времени - и на уроке, и в литературе, и в обычной жизни

номер 50, от 10 декабря 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№51 от 17 декабря 2019 года

pОдна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеют ли это делать сами учителя? Как показывает практика – далеко не всегда. Педагог-психолог Кирилл Карпенко сформулировал правила, которые позволят распознать фальшивую или ошибочную информацию.

pТема подростковых суицидов – одна из самых острых и тяжелых в России. Педагогов она касается особенно, ведь подростковый возраст своих учеников они переживают не раз. О том, как оценивает сегодняшнюю ситуацию современная наука, рассказывает Всеволод Розанов, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения психологического факультета СПбГУ.

pВот уже десять лет одна из школ на севере Карелии живет в режиме инновационной площадки. Каждый урок здесь длится 90 минут. Нет традиционного расписания занятий, зато есть лента. За это время педагоги научились видеть ребенка и выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика. Как устроен необычный процесс обучения, поясняет учитель физики Надежда Дерибина.

pНовый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" стал одним из бестселлеров этой осени. В нем писательница обратилась к истории: события 50‑70‑х годов неожиданно преломляются в судьбах ее героев спустя время. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" автор рассказала о работе над исторической прозой и о том, почему никогда не напишет детскую книгу.

13 августа в 17:10

​Минобрнауки выступило с инициативой установить более жёсткие требования к абитуриентам столичных вузов

Учительская газета
Министерство науки и высшего образования РФ разъяснило инициативу об изменении показателей эффективности университетов. Опубликованный 7 августа 2019 года для обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов приказ ведомства устанавливает более жёсткие требования к абитуриентам столичных вузов и, наоборот, снижает планку для поступления в региональные. Эта идея чиновников нашла одобрение не у всех парламентариев.

Если приказ вступит в силу, подать документы для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга сможет только выпускник школы, у которого средний балл ЕГЭ больше 67 баллов. Таким образом, поступить с низкими баллами в вузы обеих столиц даже на непопулярные специальности — а такими, согласно исследованию, подготовленному НИУ ВШЭ, "Яндексом" и Минобрнауки, являются сельское хозяйство, металлургия, спорт и физкультура — не удастся. В то же время в региональные институты смогут попасть абитуриенты, набравшие на ЕГЭ всего 60 баллов, которые раньше могли рассчитывать разве что на колледж.

Как пояснили "Парламентской газете" в Минобрнауки, при составлении приказа в ведомстве опирались на мониторинг эффективности деятельности вузов. "Указанный проект приказа не снижает требования к подведомственным учреждениям высшего образования, а устанавливает единые показатели эффективности", — отметили в пресс-службе ведомства.

Также в Минобрнауки уточнили, что нижний порог для поступления в вузы может не применяться в федеральных, национальных исследовательских и опорных университетах, где установлены более высокие границы показателей, чем в среднем по системе высшего образования.

Что касается вузов Москвы и Санкт-Петербурга, то для них по отдельным показателям установлены более высокие пороговые значения. "Это связано в первую очередь с существующими миграционными потоками и большей привлекательностью данных регионов для абитуриентов, что неминуемо отражается на степени сложности достижения пороговых значений показателей", — обосновали это положение в Минобрнауки.

Кроме того, документ предусматривает сокращение количества показателей в разделе "научная деятельность". Число публикаций и цитируемость вуза предлагается учитывать только по системе Web of Science, не беря в расчёт Scopus, как принято сейчас. И если эта норма практически не вызывает разногласий, то идею дифференциации вузов поддерживают далеко не все законодатели.

Первый зампред Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Лилия Гумерова напомнила, что с предложением изменить критерии для оценки вузов в палату давно обращаются ректоры региональных университетов. "Сейчас эффективность аграрного университета оценивают в том числе и по количеству обучающихся в нём иностранных студентов", — привела она пример "Парламентской газете". Главный критерий для вуза, по мнению сенатора, это трудоустройство и зарплаты выпускников, поэтому, несмотря на все показатели, "рынок" в итоге всё расставит по местам.

Инициативу о разделении вузов на две категории также поддерживает директор Института развития образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ирина Абанкина.

"По данным исследования глобального аналитического агентства Quacquarelli Symonds (QS), в рейтинг лучших вузов мира попали всего 26 российских университетов. Почти все они, обращает внимание Абанкина, расположены в Москве или Санкт-Петербурге. Эти образовательные организации добились таких результатов во многом благодаря господдержке, констатирует директор Института развития образования. Таким образом, Минобрнауки вправе предъявить к этим университетам более высокие требования, как и к студентам, которые станут основой кадрового потенциала страны", — подчеркнула эксперт.

В Госдуме стремление Минобрнауки оценивать вузы с точки зрения их расположения не поддерживают. "Сегодня по-прежнему сохраняется значительный отток абитуриентов с высокими баллами в столичные вузы. И региональным учебным заведениям следует прилагать усилия, чтобы мотивировать выпускников поступать именно к ним. Но искусственное разделение вузов на группы не будет способствовать тому, чтобы региональные университеты и институты боролись за студентов с высокими баллами", — заявила "Парламентской газете" замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Искусственное разделение вузов на группы не будет способствовать тому, чтобы региональные университеты и институты боролись за студентов с высокими баллами.

Её коллега по комитету Борис Чернышов ещё более категоричен. По мнению зампреда Комитета Госдумы по образованию и науки, приказ Минобрнауки будет способствовать дальнейшему расслоению общества.

"В столичных школах выше уровень образования. Понятно, что не все приезжие ребята имеют возможность нанять репетиторов и поступить в престижные университеты. Большинству ребят из провинции этот указ закроет дорогу в вузы Москвы и Санкт-Петербурга", — привёл аргументы депутат. Проект указа Минобрнауки он расценивает как удар по доступности образования и намерен ему противодействовать и добиваться увеличения количества бюджетных мест в российских вузах как минимум на 25 процентов.

По прогнозам экспертов и парламентариев, нижняя планка для поступления на платные отделения в университетах Москвы и Санкт-Петербурга также повысится. Как отмечает Ирина Абанкина, в престижных вузах нижний порог и так достаточно высокий и напрямую зависит от среднего проходного балла.

"Скорее всего, нижняя граница баллов, 60 — в регионах и 67 — в обеих столицах, станет для абитуриента нижней "точкой входа" на платное отделение", — считает Лилия Гумерова. И это, по её мнению, правильно: если абитуриент в школе освоил математику на троечку, ему не стоит поступать на мехмат в МГУ или СПбГУ.

По информации "Парламентской газеты"
Фото na.ria.ru


13 августа, 20:33
А как же конкурсное право, закрепленное в законе?
Что-то чудят в Минобрнауки!
Ваш комментарий:
image
Ваш комментарий:
image
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.